(21.11.2012 17:39) О судьбе ТВ-вещания в международный день телевизионщиков
Всемирный день телевидения отмечается в среду, 21 ноября. Эта дата стала особой с подачи Генеральной Ассамблеи ООН и связана с проведением первого Всемирного телевизионного форума в 1996 году.
В рамках традиционной рубрики "Клуб экспертов" портал "Сибинфо" вынес на обсуждение вопрос о том, является ли ТВ в век интернета информационным монополистом, испытывает ли кризисные явления и имеет ли долгосрочные перспективы.
Мнение изнутри
Так, высказываясь на заявленную тему, член комиссии по поддержке средств массовой информации как основы гражданского общества при Общественной палате РФ, гендиректор ООО "Управляющая компания "Медиа-центр" Валерий Шагиев заявил о необходимости разведения таких понятий, как "телевидение" и "интернет".
"Интернет – это способ доставки информации, а телевидение – это, прежде всего, контент. И каким образом он будет составляться – не важно", – подчеркнул собеседник. Также эксперт сообщил, что говорить о кризисных тенденциях ТВ возможно. Причем определенные проблемы телевидение испытывает во всем мире.
"В настоящее время телевидение переживает кризис, потому что все, что было придумать – придумали. Получается так, что ничего принципиально нового ТВ предложить не может. Все форматы известны и давным-давно отработаны. Поэтому в плане контента телевидение действительно испытывает ощутимые проблемы", – отметил Валерий Шагиев.
Впрочем, с данной точкой зрения не согласен красноярский телевизионщик, гендиректор "ТВ-Енисей" Алексей Аверин. "Никакого кризиса телевидение не переживает. Где смотреть ТВ – на планшете, по телевизору, совершенно не важно. Телевидение делает свой продукт для всех медиа-платформ", – высказался эксперт, который, впрочем, заметил, что сегодня можно наблюдать "некоторое перераспределение аудитории".
Однако о типичных кризисных явлениях, таких как закрытие телекомпаний или сокращение сотрудников, в данном случае говорить не приходится. "Да, аудитория меняется, но если посмотреть даже на развитые страны, от которых мы отстаем на пять-семь лет, то и там аудитория от телевизоров не уходит", – подытожил он.
Проблема альтернатив
Мнение о том, что век телевидения еще не истек, поддержал и алтайский политолог Сергей Асеев. По его словам, существующая структура общества до сих пор ориентирована на классическую модель восприятия информации, в связи с чем говорить о том, что телевидение уходит на второй план, еще очень рано.
Однако он заметил, что одной из ключевых проблем ТВ-вещания является вопрос альтернативности информационного потока: "Телевидение все-таки статично в рамках согласованной программы, и у потребителя нет возможности самостоятельно моделировать поток информации. В этом плане интернет, конечно, выше на голову".
А вот политик Иринчей Матханов, являющийся лидером регионального отделения партии "Справедливая Россия" в Республике Бурятия, высказался об острой нехватке у российского телевизионного эфира независимости. "Единственный вопрос в том, что у нас нет независимого телевидения. В данном случае нет свежего глотка. То есть в данном случае можно говорить о серьезных проблемах с содержательностью. Но все равно вряд ли телевидение с течением времени сойдет на нет. Так что о перспективах близкой катастрофы в данном случае говорить не приходится", – сообщил он.
Сила качества плюс традиция
В свою очередь, политолог Михаил Литвинов, рассуждая о том, какое место занимает телевидение как источник и транслятор информации, сделал акцент на том, что в настоящее время ТВ может похвастаться формой и качеством подаваемого материала.
"Альтернативные источники информации – это, конечно, хорошо. Но во всем этом деле есть большой недостаток. Вероятно, в ближайшее время он будет исправлен. Но так или иначе, телевидение, как правило, очень качественно подает ту или иную информацию, чем, например, не могут похвастаться многие интернет-источники", – считает эксперт.
Кроме того, по его мнению, телевидение не сдает своих позиций и по причине того, что даже появление новых ресурсов не делает ТВ-вещание менее актуальным. "Я прекрасно понимаю, что компьютеры, интернет и так далее также вызывают известную зависимость, но у нас есть огромное количество людей, которые, пользуясь последними новинками, не "слезают" с телевизионного "наркотика". Это и привычка, и удобство", – пояснил собеседник.
Взаимное обогащение и обмен формами
В качестве определенного итога дискуссии можно привести мнение руководителя отдела анализа динамики массового сознания при Институте социологии РАН Владимира Петухова, который подчеркнул, что в настоящий момент телевидение действительно теряет свою монополию.
"Чем дальше, тем больше телевидение само становится зависимым от интернета. Если следить за версткой новостей, то она все больше формируется из источников, получаемых через интернет. Что касается аудитории, то тут тоже есть проблемы. Чем моложе поколение, тем реже оно обращается непосредственно к телевидению", – сообщил ученый.
Однако, по его словам, очевидно, что несмотря на конкуренцию между интернетом и телевидением, происходит "большое взаимное влияние". "Многие интернет-порталы сами начинают напоминать ТВ. И наоборот. Скажем, телеканал "Дождь" – это телевизионный проект или интернет-проект?" – задался вопросом в заключение обсуждения Владимир Петухов.
С расширенными комментариями можно ознакомиться здесь
фото:
sputtv.com
Близкие материалы по тегам: