Интервью
22 ноября 2013 15:28
Почему россияне начинают отказываться от телевидения, много ли было за последние годы успешных телепроектов, за что платят каналы по 600 миллионов рублей и каковы перспективы регионального ТВ – об этом и многом другом во Всемирный день телевидения "Сибинфо" рассказал директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов.
– Почему россияне начинают отказываться от телевидения? Последние опросы показали, что 10 % жителей страны предпочитают вообще обходиться без телевидения.
– Вообще, этот процесс не нов. Сокращается бумажная пресса, кто-то перестает читать газеты, кто-то слушать радио, а кто-то смотреть телевизор. Никакой сенсации в этом плане здесь нет.
– Телеканалы в России идут в ногу со временем?
– Как на это дело посмотреть. У владельцев крупных медийных проектов, как правило, есть свои интернет-ресурсы, радиостанции, телеканалы. К примеру, телеканал "Дождь", находящийся долгое время в интернете, недавно подавал документы на эфирное вещание. Пока все-таки у эфирного вещания аудитория больше. При этом логика развития ТВ подсказывает, что часть телепроектов будет уходить в интернет, а часть останется в эфире.
– "Дождь" – успешный проект?
– В своем формате и у своей аудитории он вполне успешен. Размер этой аудитории не столь велик. Вместе с тем есть программы с высоким рейтингом. Их повторы можно посмотреть на сайте. Каналу важна цитируемость, отклик аудитории.
– А есть ли еще успешные ТВ-проекты, реализованные за последние годы. С ОТР, кажется, все сложнее?
– Много было успешных проектов, если брать большой промежуток времени. На начальном этапе таким был НТВ. Как развлекательный канал, во многом сформировавший формат развлекательного ТВ, можно назвать ТНТ. Было несколько неудачных попыток создать спортивный канал. В свое время было популярно петербургское телевидение, правда, нынешний "Пятый канал" не столь успешен. По-прежнему на неплохом уровне информационно-развлекательный Первый канал. Удачный проект – "Россия 24". Да, это калька с зарубежных каналов, но это первый наш новостной канал, вещающий в круглосуточном режиме. Не замечать всех этих достижений было бы несправедливо.
– Но насколько они коммерчески успешны? Ведь не секрет, что ВГТРК, Первый канал, НТВ получают существенные средства из госбюджета.
– Коммерчески успешны, конечно, единицы. Тот же ВГТРК без бюджетной помощи не мог бы существовать. Финансовые трудности есть у многих каналов, но они не прекращают своего вещания. Думается, что вообще в существующих условиях рассчитывать на высокую окупаемость не стоит, потому что даже для каналов, которые не вошли в первый мультиплекс, государство ввело ежегодную плату за вещание в размере 600 миллионов рублей ежегодно. А это очень большая сумма.
– По Вашим оценкам, число эфирных каналов будет сокращаться или, напротив, расти?
– Думаю, необоснованно высокая плата за распространение сигнала, переход на цифровое телевидение приведут к сокращению числа каналов. Многие просто не выдержат работать в таких условиях. С другой стороны, такие каналы смогут уйти в формат интернет-вещания, что значительно дешевле. Примерно то же произойдет и с рядом радиостанций.
– Уменьшение числа смотрящих эфирное телевидение способно отразиться на госфинансировании федеральных телеканалов? Ведь получается, что их политическое значение с развитием интернет-технологий снижается.
– Перемены неизбежны. Период выборов бывает раз в четыре-пять лет, а президентских – и того больше, поэтому все вливания, связанные с выборами, – еще достаточно далекая перспектива.
– Противопоставление телевидения и интернета – это грани, существующие в нашем сознании, или здесь есть четкая разница?
– Грань существует хотя бы потому, что скорость интернет-соединения в большинстве российских городов не позволяет просматривать такие большие объемы видеоконтента, которые проходят через эфир. Те, кто обращается к интернету, часто пользуются мобильными устройствами, которые не вполне комфортны для просмотра, к примеру, футбольного матча или других зрелищных мероприятий. Развиваются и ТВ-, и интернет-технологии. А поэтапно происходит процесс их интеграции. Все-таки массовая возможность просмотра ТВ через интернет-соединение без потери качества изображения не самая близкая перспектива.
– Каковы перспективы регионального телевидения?
– Я думаю, что у региональных СМИ вообще есть широкие перспективы. К примеру, санкт-петербургское радио "Балтика". Далеко за пределы своего региона они не вышли, но у себя пользуются не меньшим спросом, чем столичные станции. То же самое и с телеканалами. Особенно перспективы у регионального ТВ высоки, когда канал находит себе федерального партнера и грамотно использует его возможности, дополняя своими программами. Такая форма значительно удешевляет 24-часовой формат вещания и позволяет делать местные качественные программы, которые могут иметь не менее высокий рейтинг, чем столичный телепродукт.
Павел Быковских
фото: tvrcenter.ru