Интервью
15 марта 2012 17:21
Тема особенности Сибири, ее территориальной общности существует довольно давно и имела, как и имеет сейчас, совершенно разные формы. В годы революции и Гражданской войны Сибирь была, как автономией, так и даже отдельным государством, правда очень не долго. Cегодня вопрос о сепаратизме не стоит. Подавляющее большинство самих жителей огромного региона не хочет отдельного государства и не испытывает никаких сепаратистских настроений. Однако осознание себя внутри страны, свое место под солнцем ищут все.
И одним из таких проявлений поиска своего места стало создание национально-культурной автономии сибиряков. Зарегистрировать такую структуру инициаторам, пока, не удалось. В Минрегионе говорят, что нации "сибиряк" нет, или она никем не признана, а потому возможна лишь форма землячества. О том существует ли такая национальность и зачем сибирякам своя автономия, мы решили обсудить с одним из организаторов НКА, соавтором фильма "Нефть в обмен на ничего" известным художником Артемом Лоскутовым.
- Когда возникла идея создания общесибирского объединения?
Первые предпосылки появились во время кампании с сибиряками (тысячи людей записали себя как сибиряка по национальности) к переписи (2010 год), когда мы с Костей Еременко (Константин Еременко – новосибирский художник) и Саяном, музыкантом, делали пресс-конференцию по поводу зарождения нации "сибиряк".
Там была выставка Кости Еременко с комиксами про альтернативную историю Сибири. Перед выставкой он решил собрать прессу, сказав: "Наций много зарождалось разных, но у всех была одна ошибка – они не делали пресс-конференцию".
Потом была кампания "Хватит кормить Кавказ" с поправкой: "Москву хватить кормить". Это, кстати, было за месяц до фильма ("Нефть в обмен на ничего"). Пошла живая реакция, стали цитировать, ну а дальше уже - сам фильм и идея создания культурной автономии.
Я видел комментарии от представителей власти о том, что нельзя зарегистрировать национально-культурную автономию (НКА), можно только землячество, потому что, мол, нет такой нации "сибиряк" и она никем не признана. Видимо, еще придется добиваться признания.
— Лично для тебя нация "сибиряк" есть?
Скорее да, если подходить к этому вопросу не с точки зрения строения тела и других физиологических особенностей, а с позиции культуры. Ситуация как в Америке: есть малочисленные коренные народы, которые в свое время были ассимилированы, а большинство населения приезжее, причем по разным причинам – кого-то в ссылку отправили, кто-то приезжал в поисках большей свободы, кто-то шел на стройки БАМа и прочие крупные проекты, т.е. это люди легкие на подъем, как в Австралии – сначала туда ссылали, а потом люди сами поехали за большей свободой.
Сибирь – это такой "плавильный котел" наций. Говорят же американцы о том, что у них есть своя нация, хотя, по сути, – это объединение англичан, ирландцев, немцев, испанцев и т.д.
— В основе американской нации - англо-саксонской этнос, а в основе сибирской – славянский?
Ну да, плюс татары, наверное. Вообще, сегодня же нет чистых наций. Люди не сильно заморачивались по этому поводу. Произошло единение всех этих культур во что-то единое. Ведь в Сибири нет таких конфликтов, как, к примеру, на Кавказе. Армяне с азербайджанцами рядом живут и враждуют. Здесь этого нет и быть не может – все уживаются. И это одна из особенностей сибиряков. Наверное, это прогрессивное качество и представляет Сибирь с выгодной стороны.
- Почему именно НКА? В Сибири есть куча национально-культурных автономий поляков, азербайджанцев и многих других…
На пресс-конференции по созданию НКА был Яков Новоселов из Института питания РАМН. Он рассказывал, что в Сибири климат более суровый, чем в среднем по России. Есть нормы, принятые для всей России. Только на Крайнем Севере они отличаются. А из норм питания рассчитывается потребительская корзина и т.д. В Сибири климат суровый, и для того, чтобы здесь можно было нормально жить, нужно лучше питаться. Нужен несколько другой состав продуктов – он более дорогой, чем требуется жителю европейской части России. Необходимо добиться пересчета всех этих минимумов. Чтобы кто-то все эти вопросы поднимал – нужна организация.
Это не столько национальный вопрос, как, к примеру, украинской НКА. Они занимаются своей культурой, язык учат и т.д. У нас другие задачи. Это такая территориальная идентификация. Не столько актуален вопрос национальных групп, сколько всего населения, что здесь живет. Нужно подчеркивать его особенности, добиваться другого финансирования, изменения налоговой политики.
Например, если в европейской части климат мягче, значит здесь это должно как-то компенсироваться. А поскольку у нас по закону не может быть региональных партий, а самоорганизоваться как-то надо, и была сделана попытка образовать национально-культурную автономию.
— То есть форма организации была выбрана с чисто юридических соображений?
Да.
— Лично для тебя, что есть сибирская нация? Чем сибиряки отличаются от других жителей страны?
Я смотрю на этот вопрос в культурной плоскости. Здесь люди живут в довольно суровых условиях. Что их здесь держит? То ли это природа особенная, то ли морозы им как-то дороги, то ли они считают это своим домом и не готовы уезжать к морю и т.п. Может, они хотят жить в просторе, в свободе. Все это складывается с особенностями межнациональных отношений, которые здесь отличаются от тех же московских.
— Такой региональный патриотизм?
Ну да.
— Сама Сибирь – большая территория с кучей внутренних особенностей, имеющих также территориальную основу. Как их всех можно объединять?
Но есть же такое понятие "Сибирь", оно ведь не искусственно создано. Всегда считалось, что все, что за Уралом – свой отдельный мир, и исторически повелось, что в чем-то он особенный. Раньше к зауральской России относились либо как к месту ссылки, либо как к экономической "дойной корове".
Население Сибири росло всю ее историю. Даже во время Второй мировой демография не падала. В целом по СССР, конечно, был серьезный спад из-за войны, а в Сибирь люди все равно ехали, и вниз кривая демографии пошла только в последние 20 лет. Видимо, что-то идет не так и нужно это корректировать. Может быть, перестать относиться к этому региону как к источнику ресурсов, из которого можно только выкачивать можно, а вкладывать не обязательно.
На мой взгляд, Сибирь могла бы стать лицом России, обращенным на Восток – к Китаю, Юго-Восточной Азии, где скоро будет, а может и уже есть центр мировой торговли и промышленности.
— Именно ради этого и создавали НКА?
Конечно. Вообще в принципе нужно сформулировать вопросы развития территории, ее будущего. Сейчас складывается такая ось развития от Москвы и в сторону Сочи и дальше на Кавказ. Туда вкладываются бешеные деньги. В Сибири таких проектов нет, нет такого крупномасштабного строительства, не создаются транспортные магистрали. Не хотелось бы, чтобы отсюда все уехали и здесь никто не жил… или жил кто-то другой.
Кроме того, и люди, которые здесь живут, должны осознать наличие проблемы и необходимость ее решения. Добиваться того, чтобы этот регион развивался.
— Как относишься к радикальной идее сибирского сепаратизма?
Мне кажется – это не выход. Вопрос ведь не в том, чтобы взять и разделить, а чтобы изменить экономическую модель, налоговую модель, распределение и получение доходов. Проведение новых границ ситуацию не поменяет, если перенести столицу в Новосибирск, Красноярск, любой другой город и сохранить ту же модель, от этого и выиграет лишь один город. Должна существовать модель, где не одна, а много точек роста, т.е. тот федерализм, который у нас в Конституции прописан, равенство регионов, и в этой модели, наверное, нужно продолжать существовать.
— Или начинать?
Или начинать, да.