Интервью
24 декабря 2014 13:52
Красноярск, 24 декабря – Сибинфо. Александр Шелягин. Портал "Сибинфо" в преддверии Нового года продолжает цикл эксклюзивных интервью с первыми лицами Сибирского федерального округа, которые подводят итоги уходящего календарного периода и раскрывают планы на будущее. О достижениях, бюджете на 2015 год, подготовке к зимней Универсиаде–2019, развитии транспортной системы, перспективах строительства метро и экономии в непростых экономических реалиях нашему порталу рассказал глава Красноярска Эдхам Акбулатов.
– Эдхам Шукриевич, 2014 год подходит к концу. Какое событие, произошедшее в этом году, является определяющим для Красноярска?
– В жизни города, как и в жизни человека, каждое событие является важной частью своеобразной цепи, в которой все звенья взаимосвязаны между собой. Их непрерывность свидетельствует о поэтапном развитии, о достигнутых результатах и планах на предстоящий период.
2014 год начался с блестящих побед красноярских олимпийцев на Олимпиаде в Сочи. Красноярские спортсмены завоевали восемь медалей! Пять золотых, две серебряных и одну бронзовую. Восемь медалей, из них четыре – высшей пробы представители Красноярского края завоевали по итогам Паралимпийских игр в Сочи.
Важным событием для Красноярска, а точнее сказать, для всей Восточной Сибири стало решение президента о принятии вектора восточного развития России.
Создание дирекции и принятие мастер-плана Универсиады–2019 – это еще одно событие, которое, безусловно, можно назвать определяющим в жизни Красноярска.
Осенью 2014 года в России прошел единый день голосования. В Красноярском крае избирали губернатора региона. Мы с Виктором Александровичем знакомы давно, еще до его избрания мы работали вместе. Уверен, что конструктивное взаимодействие станет основой дальнейшего сотрудничества.
Один из таких очень значимых проектов для всего Красноярска, который был поддержан губернатором, стал проект нового генерального плана Красноярска, комплексной транспортной схемы и улично-дорожной сети. Этот градообразующий документ был оценен экспертным сообществом, горожанами. Рассчитываю, что в ближайшее время он будет внесен на рассмотрение и утверждение в Красноярский городской Совет депутатов.
– Следующий вопрос как раз касается нового генерального плана. Какие пункты в этом документе Вы находите определяющими и задающими вектор развития Красноярска?
– С самого начала работы над генеральным планом для разработчиков были обозначены его базовые принципы: улучшение экологической ситуации в городе за счет сокращения промышленных площадок и формирования единого зеленого рекреационного каркаса Красноярска, развитие города в северо-западном направлении, создание общественных пространств как на левом, так и на правом берегу.
Еще одним элементом градостроительного документа является разработка комплексной транспортной схемы, включающей в себя развитие общественного транспорта с учетом увеличения плотности улично-дорожной сети и многочисленных пешеходных зон. Без разработки этой схемы сложно представить себе будущее города, потому что транспортная инфраструктура должна соответствовать времени, быть удобной и безопасной.
– Предусмотрен ли новым генпланом проект строительства метро?
– Метро – это долгосрочная, но все-таки реальная перспектива. И его строительство генпланом предусмотрено. Если же говорить о ближайшей перспективе, то общественный транспорт Красноярска будет пополняться новыми видами. Например, уже сейчас развивается проект "Городская электричка", планируется внедрение легкорельсового трамвая.
– Эдхам Шукриевич, совсем недавно депутатами был утвержден бюджет города на трехлетний период. Как Вы относитесь к главным показателям основного финансового документа, где видите риски и что, напротив, не вызывает у Вас сомнения при исполнении бюджета в будущем году?
– Бюджет на 2015 год и плановый период, безусловно, напряженный, дефицитный, но это реально реализуемый бюджет.
Он содержит в себе все необходимые расходы для выполнения социальных обязательств, за которые отвечает город, то есть бюджет – это средство исполнения взятых муниципалитетом обязательств и проектов по развитию Красноярска. Как и в прошлом году, основной финансовый документ сформирован как программный. Он сохранил свою социальную направленность, расходы на социальную сферу составляют 60%.
Приоритетом остается безусловное выполнение указов президента в части повышения заработной платы отдельным категориям работников учреждений социальной сферы, обеспечения детей в возрасте от трех до семи лет местами в дошкольных образовательных учреждениях, переселения граждан из аварийного жилья, возведение жилья экономкласса.
Кстати, отдельно о детсадах. Они будут строиться и реконструироваться за счет средств края и города, а также в рамках муниципально-частного партнерства. Продолжатся работы по капитальному ремонту зданий и переоборудованию помещений, а также практика закупки услуг в негосударственных дошкольных учреждениях. Стратегически важной задачей станет подготовка Красноярска к Универсиаде–2019.
– Но современные экономические реалии, мягко говоря, не самые благоприятные для проведения столь масштабных мероприятий. Если изменится финансирование подготовки города к зимней Универсиаде–2019, то из каких резервов и источников планируется обеспечивать готовность Красноярска к мировому спортивному форуму?
– Наша задача заключается в том, чтобы, несмотря на сложные экономические условия, реализовать проекты, которые были намечены. На текущий момент под руководством губернатора Красноярского края работает постоянно действующий штаб по исполнению плана в рамках подготовки к проведению Универсиады–2019. Уже объявлены торги на проведение проектно-изыскательских работ, завершаются проектные работы по объектам дорожной инфраструктуры, в ближайшее время мы начнем снос ветхих жилых домов в створе Волочаевской улицы.
Не скрою, что подготовка города к проведению Универсиады–2019 – это очень сложная задача и в техническом, и в инженерном, и в организационном плане. Несмотря на это, мы обязаны с ней справиться.
– Эдхам Шукриевич, в начале ноября Вы говорили о том, что оптимизация бюджета может осуществляться в том числе и за счет сокращения штата чиновников. Какие подразделения мэрии попадут под оптимизацию, о сокращении каких масштабов идет речь?
– Прежде всего, необходимо говорить не о кадровых решениях, а о видоизменении той работы, которой должна заниматься администрация города Красноярска. Дело в том, что наш бюджет – 26,2 миллиарда рублей, из них порядка 20 миллиардов рублей – это текущие расходы на то, чтобы содержать объекты социальной инфраструктуры.
И для того, чтобы повысить эффективность бюджетной политики, необходимо четко понимать, что нужно сделать, чтобы максимально оптимизировать расходы. Этим продиктовано одно из последних кадровых решений по объединению департаментов экономики и социальной политики, упразднению управления внешних связей. Потому что значительная часть муниципальной экономики – это расходы муниципального бюджета, и важно сделать так, чтобы они осуществлялись максимально эффективно.
В этой связи не нужно считать, что основной целью кадровых изменений является сокращение штата. Прежде всего мы трансформируем полномочия муниципальных служащих.
– Возвращаясь к итогам года... какие проекты, которые Вы рассчитывали завершить в этом году, не удалось реализовать, и что будет с ними дальше?
– Я бы говорил не о проектах, а о задачах. Среди них, безусловно, есть те, которые не могут быть решены одномоментно. Например, недобросовестные подрядчики – это все еще актуальная тема для муниципалитета. Вы знаете, мы приступили к формированию нормативно-правовой базы, которая позволяет организовать контроль за выполнением подрядными организациями муниципальных заказов.
Мы усиливаем механизм применения штрафных санкций, внедряем практику отложенных платежей за выполненные работы. Но пока этого недостаточно. Именно поэтому я ставлю задачу сделать более жесткой процедуру приема муниципальной службой заказчика готовых объектов у подрядчиков. Заказчик должен быть злым, несговорчивым и очень честным. Ни о какой "дружбе" между ним и подрядчиком речи быть не может. В этой связи правило "если работа выполнена некачественно, никто за нее не заплатит" должно соблюдаться неукоснительно.
Еще одно направление, которому предстоит уделить особое внимание в 2015 году, – это организация работы общественного транспорта, повышение качества пассажирских перевозок. Мы приняли целый ряд принципиальных решений по организации контроля за работой как частных, так и муниципальных перевозчиков. Усиливая систему контроля, нам нужно будет создавать условия для обновления подвижного состава, для повышения скорости движения общественного транспорта на улицах города.
– И последний вопрос. С какими планами и надеждами Вы как мэр Красноярска смотрите в будущий год и что пожелаете жителям города на Енисее?
– Хочется пожелать, чтобы предстоящий 2015 год стал годом планомерной работы. Как мэру и красноярцу мне очень важно, чтобы все запланированные проекты были исполнены. Мы будем продолжать строительство, капитальный ремонт детских садов и школ.
Безусловно, город будет готовиться к проведению Универсиады–2019. В 2015 году должен быть введен в эксплуатацию четвертый мост через Енисей и первая очередь подходов к нему с правой и левой стороны. Это очень серьезная и непростая задача, но мы сможем ее решить. Также должна быть введена в эксплуатацию развязка на пересечении улиц Брянская, 2-я Брянская, Калинина, Маерчака, о необходимости создания которой мы говорим достаточно давно.
Кроме того, мы должны начать реконструкцию проспекта Свободного – это очень сложный проект в связи с тем, что работы будут вестись на действующей магистрали. Уверен, что будут реализованы проекты реконструкции улиц Молокова и Дубровинского.
Перечисленные мною направления – это только часть планов, которые при поддержке горожан будут исполняться.
В этой связи в преддверии Нового года хочу пожелать всем красноярцам исполнения задуманных планов, новых идей и возможностей реализовать себя. И конечно, желаю счастья, здоровья и благополучия.