Интервью
3 декабря 2012 17:54
Новосибирская область одной из последних в Сибири приняла закон о региональном уполномоченном по правам человека, что свершилось на последней сессии заксобрания области 29 ноября. Теперь властям и общественности региона предстоит определиться, кто же будет защищать основополагающие права новосибирцев. Об истории формирования нового-старого института в области, самом законе и личности омбудсмена "Сибинфо" рассказал инициатор удавшейся попытки создания институции, правозащитник Александр Бакаев.
– Как получилось, что столица Сибири обрела институт уполномоченного по правам человека только в 2012 году?
– В 1992 году, когда писали Устав Новосибирской области, туда внесли возможность появления института уполномоченного по правам человека. Он тогда не возник, хотя в других регионах такие процессы шли. Область вернулась к этому вопросу в начале "нулевых", затем было еще несколько попыток, последняя из которых относится к 2006 году. Депутат горсовета Новосибирска Анатолий Казак тогда эту тему поднимал. Но поддержки у областных депутатов не нашел.
Против тогда были и замгубернатора Алексей Беспаликов и губернатор Виктор Толоконский. Позиция была такая: депутат вам и папа, и мама, и омбудсмен и не надо никаких уполномоченных. А вот когда раскрутилось дело Солодкиных, Виктор Александрович (Толоконский) свою позицию по этому вопросу поменял.
– Последняя попытка дать области омбудсмена оказалась удачной…
– В конце 2010 года я столкнулся с проблемой отсутствия данного института, хотя на тот момент из 12 регионов Сибирского федерального округа он был в девяти. Всего в России существовал тогда он в 60 регионах и где-то даже работал более 10 лет. Пришел к выводу, что институт омбудсмена позволяет решать проблемы, не все, конечно, но немалое их количество. По статистике, омбудсмен получает несколько тысяч обращений за год и, если ему удается решить 10-20 процентов заявленных проблем, это считается нормой, причем общемировой. Если больше, значит, что-то "накручено".
Я тогда начинал серию круглых столов по различным проблемам. Это был второй круглый стол 23 декабря 2010 года, куда позвал все партии, правоохранительные органы и гражданских активистов. Но правоохранители не пришли, из четырех системных партий были все, кроме "Единой России", естественно. И, конечно, были гражданские активисты. Обсудили проблему, приняли резолюцию, в которой решили инициативу всячески продвигать.
С этим документом я пошел по инстанциям и столкнулся с тем, что тема омбудсмена "заблокированная". Обсуждал этот вопрос с партийцами, поддерживающими создание института, с аппаратом уполномоченного по правам человека при Президенте РФ. Там сказали: "Мол, мы всегда за вас, но письмом поддержать не можем". Беседовал с сибирскими омбудсменами, смотрел законодательный опыт и предложил в заксобрании начинать что-то делать.
Депутаты от трех партий создали рабочую группу, куда пригласили и ЕР, но та отказалась. Интересный момент – избрали меня руководителем этой группы, что нонсенс, поскольку обычно рабочую группу формирует спикер, и ею руководит депутат. ЕР заявляет, что нужно сформировать полноценную и правильную группу. Слава богу, Виктор Иванович Козодой, тогда депутат заксобрания, этим вопросом занялся и группа-таки появилась. Называлась она "Рабочая группа по предварительному изучению необходимости создания института уполномоченного по правам человека в Новосибирской области". Издалека начали (смеется). Это был конец весны 2011 года. Включили туда всех желающих, меня в том числе.
Стало понятно, что и в ЕР есть те, кто за, но большинство еще говорили, что "не надо нам прав человека". Неясно было и то, как новый губернатор (Василий Юрченко был назначен осенью 2010 года) относится к этому вопросу. Решили пообщаться со всеми сторонами, понять мнение всех: от блогеров до чиновников. Осенью 2011 года вынесли решение о необходимости создания института. Тогда была сформирована расширенная рабочая группа во главе со спикером заксобрания. Начали писать закон. Использовали за основу опыт соседей.
Параллельно менялось мнение всех. Определился губернатор с тем, что он за. Определились многие депутаты. И уже все кричат: "Ну, когда же будет закон? Что же вы так медлите? Мы так давно его ждем, а вы тормозите развитие гражданского общества" (смеется). Законопроект закончили писать летом 2012 года. В октябре он прошел первое чтение и стало ясно, что документ будет принят.
– А когда теперь заработает долгожданный омбудсмен?
– Сама личность уполномоченного определится весной. А полноценный аппарат будет сформирован где-то к 1 июля. К этому времени вполне возможно и бюджет поправить, выделив средства на работу института. Речь идет о 12-15 миллионах рублей на весь аппарат на год. Пока окончательно сумма не определена. Ну а затем "притирка" и начнем заваливать обращениями.
– Что касается самого закона. Нужно ли было ограничивать омбудсмена двумя сроками?
– Это общепринятая норма. Причем специально прописали не два срока подряд, а всего два срока. Дело в том, что "замыливается" глаз и 10 лет вполне достаточно. Один срок – пять лет. За это время можно хорошо изучить ситуацию. А там один срок или два, это уже как человек будет работать.
– Круг лиц, которым дано право выносить на сессию кандидатуру, ограничен: губернатор, депутат заксобрания, фракция и Общественная палата. Почему нет здесь общественников?
– Круг не узкий, поскольку через любого депутата можно внести свою кандидатуру. Это не является проблемой. Главное, число претендентов не ограничено.
– А кто мог бы стать омбудсменом Новосибирской области?
– Главное, чтоб человек был хороший… Не так уж и важно кто, поскольку закон писался не под персону, а под институт, чтобы он работал. Сейчас пойдет процесс отбора кандидатов. Думаю, что их будет несколько. Вполне вероятно, что и внутри "Единой России" возможны несколько кандидатов и т. д. Не будет безальтернативного голосования.
Павел Быковских