Леонид Белых: "Несмотря на кризис, Улан-Удэнскому авиационному заводу удалось добиться существенного улучшения экономических показателей"
8 февраля 2010 12:30
Кризис в 2009 году резко подкосил производство практически всех предприятий страны. Сегодня подводятся основные итоги того, что было сделано, чтобы удержать производство на плаву. Так, ОАО «Улан-Удэнский авиазавод» намерен не только сохранить имеющиеся темпы работы, но и значительно расширять сферы деятельности, увеличивать число партнеров. Подробнее об этом, а также о том, что в целом переживает сегодня авиационная промышленность и оборонно-промышленный комплекс в интервью информационно-политическому порталу Сибинфо рассказал управляющий директор предприятия Леонид Белых.
– Леонид Яковлевич, каково, на Ваш взгляд, сегодняшнее положение предприятий авиационной промышленности и оборонно-промышленного комплекса?
– В настоящее время авиапром и ОПК проходят этап серьезных преобразований. Прежде всего, это выражается в реализации мероприятий по консолидации предприятий отрасли. Создана Объединенная авиастроительная корпорация, вертолетостроительный холдинг под управлением ОАО «Вертолеты России», Объединенная двигателестроительная корпорация, интегрированные структуры в ряде отраслей ОПК.
Эта тенденция фактически и определяет положение предприятий отрасли в современных экономических условиях. Идут соответствующие организационные преобразования по всем направлениям деятельности: производство, маркетинг, сервис, финансы и т.д.
Я считаю, что создание холдинговых структур – это требование времени. Даже на примере вертолетостроения очевидно, что только объединив усилия разработчиков и производителей вертолетной техники, производителей комплектующих изделий, ремонтных заводов можно решать серьезные задачи.
Важно отметить, что предприятия вертолетостроительной отрасли выпускают высокотехнологичную продукцию. Для того, чтобы разработать новую модель вертолета, модернизировать производство, освоить новые технологии и успешно конкурировать на глобальном рынке, создавая параллельно современную систему сервисного обслуживания, без которой сегодня невозможен эффективный рост продаж, требуются огромные ресурсы. В одиночку отдельным заводам решить эти задачи невозможно. А вот в условиях холдинга при грамотном подходе и объединении ресурсов это вполне реально.
Создание интегрированных структур призвано решать и целый ряд других задач. Например, в настоящее время одной из основных проблем производителей вертолетной техники является интенсивный рост цен на покупные комплектующие изделия (ПКИ). На некоторые ПКИ цены растут по 20% в год, что сказывается и на стоимости конечного продукта – вертолета. Причина такой эскалации цен в том, что вертолетные ПКИ – это во многом уникальный продукт, зачастую производимый только одним изготовителем, который и диктует цены на рынке. Объединение предприятий вертолетостроительной отрасли должно решить эту проблему. В состав холдинга «Вертолеты России» уже вошли некоторые поставщики ПКИ. Кроме того, изменяется сама структура рынка комплектующих – на нем теперь действует не только монополист-поставщик, но и монополист-покупатель, которым выступает наш холдинг.
– Насколько серьезно отразился экономический кризис на работе Вашего предприятия?
– Кризис на нас не мог не сказаться. А если учесть, что ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» в составе холдинга «Вертолеты России» поставляет продукцию на международный рынок, мы почувствовали на себе все его «прелести» не только из-за негативных явлений в российской экономике, но и мировой экономики в целом. В условиях кризиса нам стало сложнее формировать портфель заказов, т.к. платежеспособность многих покупателей снизилась, начались задержки платежей со стороны некоторых заказчиков, стало труднее брать кредиты, которые к тому же еще и подорожали.
В то же время, несмотря на все негативные последствия кризиса, У-УАЗ удалось добиться существенного улучшения экономических показателей. Объем производства вырос на 20%, объем продаж, по предварительным оценкам, на 40%. Наш завод даже занял третье место в рейтинге «Лучших публичных компаний России» журнала «Секрет фирмы» (ИД «КоммерсантЪ»), который составляется на основе оценки изменения котировок акций российских компаний. Мы обошли в рейтинге такие крупные российские компании как «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «Северсталь» и другие.
Сейчас мы вновь отмечаем рост заказов на вертолеты Ми-171 и Ми-171Ш. Положительным для нас оказалось и то, что многие заказчики, ощутив на себе все негативные явления кризиса, начали более рационально расходовать свои финансовые ресурсы. Это способствует росту спроса на наши вертолеты, поскольку они не только имеют хорошие характеристики, но и более приемлемую цену по сравнению с западными аналогами, плюс относительно невысокую стоимость эксплуатации.
– Какие заказы для предприятия сегодня считаются приоритетными?
– Для завода каждый заказ является приоритетным. Для нас любой покупатель важен, и мы стараемся подходить к каждому заказчику индивидуально, выполняя все его требования. Да, бывают заказы, которые сложнее исполнить и на которые приходится затрачивать больше усилий. Например, когда на вертолет по просьбе покупателя нужно внедрить новое оборудование, которое ранее никогда не устанавливалось. Но при этом наша главная задача – обеспечить поставку качественной продукции всем заказчикам.
Если говорить о структуре заказов на поставку авиатехники 2009 года, то хотелось бы отметить оживление спроса со стороны государственных структур. Так, в 2009 году У-УАЗ изготовил несколько вертолетов Ми-8АМТШ для Министерства обороны РФ. В этом году планируется еще более крупная поставка. Чувствуется, что российские военные всерьез взялись за обновление своего вертолетного парка.
– Какие основные направления в развитии производства обозначены на этот год?
– Мы будем продолжать масштабную программу технического перевооружения, которую начали в 2009 году. В рамках этой программы завод закупает и вводит в эксплуатацию производственное оборудование нового поколения. Главная цель, которую мы здесь ставим – повысить эффективность производственного процесса и качество продукции, сократить трудозатраты, время выполнения технологических операций, освоить изготовление новых агрегатов.
Помимо этого, в 2010 году мы будем внедрять на нашем заводе методы «бережливого производства». В прошлом году У-УАЗ провел обучение специалистов на базе МАИ основам этой системы. Для изучения практического опыта применения такого производства мы командировали наших инженеров на Иркутский авиазавод, где «бережливое производство» было внедрено 3 года назад, а также в Японию, которая является родиной этой концепции.
Еще одно важное направление, над которым мы будем активно работать в 2010 году, - развитие кооперации с предприятиями холдинга «Вертолеты России». Во всем мире производство вертолетов и самолетов осуществляется в тесной кооперации целой группой компаний. Одни делают фюзеляж, другие – крыло, третьи – хвостовую часть. Каждый выпускает то, что у него получается изготовить лучше и дешевле, чем у других. В этом же направлении двигается и наша отрасль. У-УАЗ, например, сейчас осваивает самостоятельное производство по новой технологии силового кронштейна вертолетов Ми-8/171. Для этих целей в рамках программы техперевооружения завод закупил необходимое оборудование. Кронштейн будет изготавливаться не только для нужд У-УАЗ, но и для ОАО «Казанский вертолетный завод», который также является частью нашего вертолетостроительного холдинга.
Помимо кооперации с вертолетостроительными предприятиями У-УАЗ будет развивать сотрудничество и с производителями самолетов.
- За счет каких средств планируется реализовать такие амбициозные планы?
Реализация программ техперевооружения и освоения производства новой вертолетной техники требует серьезных инвестиций. На данном этапе эти программы финансируются заводом самостоятельно. В то же время для того, чтобы российским предприятиям успешно конкурировать на современном рынке, необходимо модернизировать производство и запускать новую продукцию более быстрыми темпами. Очень уж сильно за последние 20 лет Россия отстала по этим направлениям от западных стран.
Обеспечить высокие темпы модернизации производства и продуктового ряда только за счет собственных средств и средств вертолетостроительного холдинга очень сложно. Здесь нужна мощная государственная поддержка и в первую очередь финансовая. Чтобы удержать традиционные ниши на российском и зарубежных вертолетных рынках, а также вырасти за счет экспансии на новых, требуется участие государства в финансировании стратегических проектов в вертолетостроении. Предприятия холдинга «Вертолеты России», в том числе У-УАЗ своей стороны готовы, используя наш производственный и кадровый потенциал, воплощать эти проекты в жизнь.