Интервью
13 июня 2013 14:12
Градостроительная политика властей Омска в последние месяцы вызывает все больше нареканий среди горожан. Застройка парков и скверов, нарушение архитектурных ансамблей города, угроза почти полной ликвидации трамваев вместе с путями – все это стало причиной возмущенных заявлений и нескольких протестных акций.
О том, что же необходимо изменить в Омске, чтобы вместо "города-сада" не получился "город-пень", корреспондент портала "Сибинфо" спросил у председателя Омского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, руководителя Омского представительства Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженного архитектора России Альберта Каримова.
— Альберт Миниханович, протест против постройки колеса обозрения в Воскресенском сквере и Дворца торжеств в парке Победы, который вы поддержали, оказался внезапным и довольно многочисленным. По-вашему, почему именно эти проекты стали "cпусковым крючком" для выражения омичами недовольства существующей градостроительной политикой?
– Потому что, с одной стороны, это действительно очень спорные градостроительные решения, связанные с уничтожением пространства истории, памяти и разрушением традиций "города-сада".
С другой стороны, тем более в таких спорных градостроительных ситуациях, нельзя злить людей – согласно законодательству граждане города являются полноправными соучастниками принятия решений. Они должны ощущать свою значимость, и нельзя их ставить перед фактом – это дискредитирует действия властей.
– Московский дизайнер Артемий Лебедев, который в случае победы на выборах Ильи Варламова занимался бы архитектурой Омска, в грубой форме раскритиковал проект колеса обозрения. Оставив в стороне вопрос его объективности, как вы считаете, есть ли необходимость направлять крупные дорогостоящие проекты на независимую оценку, например, столичных экспертов?
– Что касается независимой оценки столичных экспертов, то она вполне может оказаться далеко не независимой, а с другой стороны, им довольно сложно объективно внедриться в местную ситуацию.
Убедительный пример тому – заключение так называемых независимых экспертов о том, что на улице Бударина в районе Любинского проспекта можно строить здания в шесть и семь этажей, что абсолютно недопустимо.
Тогда как мы (президиум ВООПИиК) неоднократно заявляли, что строить выше карниза существующих зданий Любинского проспекта недопустимо – будет уничтожен самый выдающийся исторический ансамбль, наше главное национальное достояние.
Поэтому прежде всего необходимо обращаться не к столичным экспертам, а использовать творческий потенциал ведущих архитекторов Омска, развивать архитектурную критику.
У нас есть представительство Российской академии архитектуры и строительных наук, есть академик, есть член экспертного совета по градостроительной деятельности Госдумы РФ, но официально наше мнение никто не запрашивает – отсюда непоправимые ошибки.
Надо срочно создать, как в Москве и других городах, ЭКОС (экспертный консультационный общественный совет по вопросам архитектуры и градостроительства).
– Мэр Вячеслав Двораковский не так давно высказал идею почти полностью ликвидировать в городе трамваи. Поддерживаете ли вы это начинание как житель Омска? Изменится ли облик города в лучшую сторону, если с улиц уберут трамвайные пути?
– Весьма сомнительно, что мэр высказал мнение полностью ликвидировать в городе трамвай. Недавно я принимал участие в качестве эксперта в деятельности Международного Байкальского университета, в котором принимали участие специалисты из Лондона, Роттердама, Штутгарта, Дрездена, Парижа и даже советник по стратегическому развитию президента Франции.
Эти известные во всем мире специалисты высказались за максимальное развитие общественного транспорта – это общепланетарная градостроительная идея.
Профессор Вальтер Фогт из Штутгарта, выражая общую тенденцию развития транспорта, сформулировал тенденцию, которая для нашего мышления пока недоступна: чинить всяческие препятствия для индивидуального транспорта и его приобретения, производить городские автомобили небольших размеров, формировать мировоззрение в сторону модности передвигаться велосипедами (прежде всего это рекомендовано для чиновников), сужать магистрали в городе, выделяя велодорожки и полосы для общественного транспорта, делать платные стоянки или не делать совсем, чтобы "шеф" нанимал такси, как он выразился.
Поэтому развитие общественного транспорта и, прежде всего, трамвая в нашем городе неизбежно, как и в перспективе строительство метро.
Надо использовать и городскую электричку. Жаль, что снесли трамвай вдоль Красноярского тракта – можно было разместить вдоль фокусы тяготения, малоэтажную застройку и тому подобное.
– Протест против застройки скверов и парков Омска создал важный прецедент в Сибири. Как человек, знающий городскую "архитектурную кухню" изнутри, не могли бы вы посоветовать, как действовать гражданам, которые хотят донести до власти свое недовольство обликом своего города.
– Как член экспертного совета по градостроительной деятельности Госдумы РФ могу ответственно заявить, что участие граждан и их объединений по участию в принятии градостроительных решений прописаны формально, как и публичные слушания, результаты которых могут быть учтены, а могут и не приниматься во внимание.
Чтобы исключить факт невозможности граждан влиять на принятие решений, необходимы следующие решения: принять Градостроительный кодекс Омской области и муниципальных образований, в которых более подробно прописать полномочия граждан как равных соучастников принятия градостроительных решений.
Еще один важный фактор, который позволит избежать волюнтаризма, субъективизма, непрофессионализма, а также митингов и не всегда конструктивных протестных мероприятий – это принятые (с участием населения) правила застройки, которые имеются во многих крупных городах мира и в которых строго регламентируются этажность, цвет фасадов и даже угол наклона кровли и высота конька крыши, как в немецком Гетенгене. Как известно, в Вашингтоне нельзя строить выше Капитолия.
Как рассказал известный российский архитектор, народный архитектор СССР Владлен Красильников, когда строилось посольство в Мадриде, они незначительно нарушили правила. Вместе с послом явились к мэру с просьбой согласовать это нарушение. Мэр заявил, что это может быть при условии, когда около восьми месяцев жители будут рассматривать эти отступления, а затем результаты референдума в течение четырех месяцев рассмотрит сенат.
Подобная градостроительная осторожность вполне оправдана: в связи с этим я всегда привожу слова Великого Гете: "Можно делать ошибки, но нельзя строить ошибки".
– Насколько, по-вашему, эффективными окажутся действия омичей по вопросам застройки (выступление на общественных слушаниях, митинги, планируемый автопробег)?
– Отмена очевидной градостроительной ошибки – создание паркового аттракциона в историческом центре города за счет сноса самого старинного сквера – обнадеживает.
Хотя массовые протестные выступления – это крайний случай, и, чтобы не провоцировать население на митинги, необходимо прислушиваться к профессиональной архитектурной критике (не воспринимать ее столь агрессивно, как сейчас), обязательно организовать экспертные заключения и своевременно использовать ресурс общественных организаций, а не ставить их перед фактом.
– Почему критикуемый год назад губернатором, а сегодня и многими омичами, главный архитектор города Тиль до сих пор остается на своем посту, как вы считаете?
– Ответ на этот вопрос с моей стороны звучал бы не очень корректно. Я неоднократно подчеркивал, что не надо сводить критику и неприятие градостроительных решений к критике личностей, уводя вопрос от главного.
Хотя, вы "спровоцировали" очень актуальный вопрос, который я предполагаю внести на рассмотрение экспертного совета по градостроительной деятельности Государственной думы.
Катастрофическим явлением для поселений России является то, что Градостроительный кодекс по существу ликвидировал должность главных архитекторов (не сформировал их полномочий и прав). Необходимо срочно исправить эти издержки законодательства. Например, необходимо вернуться к тому порядку, когда главный архитектор утверждался депутатами городского совета, и его кандидатура согласовывалась в Москве. При подобной процедуре главный архитектор имел определенные полномочия, позволяющие отстаивать свою позицию.
– Чего не хватает Омску, чтобы стать "городом-садом", как того требуют активисты, и не стать "городом-пнем"?
– Когда политическая воля и энтузиазм жителей сольются воедино, будет вновь сформирована социально значимая идея, которая объединит разрозненных жителей в гордое понятие "граждане города Омска", которые возродят славу Омска как "города-сада". Именно так случилось в пятидесятых годах при Рождественском (председателе горисполкома), когда его смелые идеи поддержали жители.
Тогда, я помню это с детства, была особая гордость за свой родной город, и многое в Омске было сделано впервые в Сибири: мигающие указатели пешеходов, троллейбус, телевидение, подсвет зелени, огромный цветник вдоль всей улицы К. Маркса, соревнование, кто лучше озеленит балкон, цветочные часы и так далее.
Была разработана генеральная схема озеленения, проект лесопаркового пояса вокруг города. Именно в это время был разработан проект парка к 30-летию Победы, созданный на огромном пустыре, и была разработана специальная программа создания скверов в центральной части города со скамейками, светильниками, малыми архитектурными формами (архитекторы Е. Степанов, Г. Нарицина).
Сегодня есть смысл рассмотреть вопрос о возрождении специального подразделения типа "Горзеленстрой", обучения проектировщиков принципам ландшафтной архитектуры и дендрологии.
Целесообразно вернуться к принципам тематического озеленения на основе пород, которые вывел для Омска гениальный Гензе (питомник был расположен на территории совхоза "Декоративные культуры"), широко практиковать открытый в Омске метод зимнего крупноразмерного озеленения и как подарок к юбилею города создать, наконец, парк имени 300-летия Омска, ибо пока еще ничего значимого не сделано в развитии традиций "города-сада" в последнее время.
Марина Петренко