Интервью

Наталья Куцевол: "Местный турпродукт по отношению к зарубежному неконкурентный – отдыхать в Росии людей не заставишь"
Наталья Куцевол Местный турпродукт по отношению к зарубежному неконкурентный – отдыхать в Росии людей не заставишь

6 июня 2012 11:15

Весна этого года стала для российского туризма переломной – наконец были приняты поправки в давно устаревший закон о туризме. Но и это на ближайшее время не окончательный вариант: Минфин опубликовал законопроект о страховании выезжающих за рубеж на один миллион рублей. Эксперты сразу наперебой заспорили: "Ведь это ж целый миллион!". О том, насколько страшен для туристов этот "черт", мы спросили у председателя правления Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири Натальи Куцевол.

– Наталья Анатольевна, насколько обоснована данная поправка?

– Да, действительно, сумма не была прописана в законе о туризме. Но я думаю, что реакция на эти цифры из разряда популистских. Это игра слов: сказать "миллион рублей" и кажется, что это очень много, а сказать "30 тысяч долларов" – уже не так пугающе звучит. На самом деле эта сумма – уже давно минимум по Европе.

Раньше в безвизовые страны, такие как Египет, Турция, Тунис, Таиланд, страховая выплата составляла 15 тысяч долларов. Но сегодня при наступлении страхового случая указанной суммы уже не хватает.

Сейчас и без закона профессиональные компании предлагают страховаться на более высокую сумму.

– Цены на путевки повысятся в связи с этим?

– Нет, на стоимость турпутевок это никаким образом не повлияет.

– Не так давно было обновлено законодательство о туризме, позитивные изменения в своей работе заметили?

– Если говорить о туристах, то закон – максимально возможное, что можно было сделать. В частности, компенсационный фонд, который создает туроператор на случай "вдруг", на форс-мажор. Раньше, когда туристы могли пострадать, не было механизмов быстрой и точной помощи.

Что же касается взаимодействие туроператор – турагент, то и здесь взаимоотношения мало-мальски структурированы.

Единственный вопрос, который открыт, – защита интересов и прав туристов в Интернете. Хотя это касается не только туристов, но и всех граждан, кто пользуется услугами интернет-магазинов. Выяснить что-то о таких магазинах, о непосредственном поставщике услуг практически невозможно. До первого несчастного случая об этом никто и не задумывается. А потом в экстренном порядке схватимся за головы.

Кстати, именно после ситуации с "Ланта-тур" многие туристы ушли в Интернет.

– А туркомпании с рынка не ушли?

– Насколько я знаю, около 10 – 20 процентов старых фирм закрылось. Рост новых фирм все же есть. Новый закон уже не так выгоден: нет возможности делать необоснованные скидки. Ведь одно время этот бизнес даже расценивался так: открыл турфирму, три месяца поработал, заработал и можно закрывать.

В связи с законодательными изменениями ситуация стабилизировалась. Обе стороны почувствовали ответственность. Стабилизировалась и стоимость. Каждое направление стало стоить столько, сколько примерно оно и должно стоить.

– Почему раньше стоило меньше?

– Такая была ценовая конкуренция. За последние два-три года потребителя приучили обращать внимание на скидки. По сути, покупался не сам турпродукт, а именно скидка. Это уже не просто тенденция, это привычка.

– А как насчет конкуренции между туризмом в России и зарубежным?

– По внутреннему туризму за последние годы она снизилась. Ведь конкуренция связана с инвестициями, а их в туризме просто нет. Нет новых гостиниц, домов отдыха, я тут говорю о серьезном бизнесе.

Продукт местный по отношению к зарубежному просто неконкурентный. Не удивительно, что в последние годы произошла некоторая зарубежная интервенция. Отдохнуть за рубежом некоторое время было дешевле, чем в России. Порядка 70% от стоимости тура – транспортные расходы, а передвигаться по нашей стране очень дорогое удовольствие.

Поэтому заставить людей отдыхать в России сложно. Это даже не рассматривается как отдых. Экстрим, приключения, личностный рост – да, но не отдых.

Беседовала Александра Черданцева
 

Поделиться информацией: