Интервью

Елизавета Потапова: "Независимым от ВИНКов участникам нефтяного рынка необходима господдержка"
Елизавета Потапова Независимым от ВИНКов участникам нефтяного рынка необходима господдержка

13 апреля 2012 11:22

Эксперты нефтяного рынка и многие независимые операторы склонны считать, что в самое ближайшее время может повториться ситуация, приведшая в прошлом году к апрельскому топливному кризису, который, в первую очередь, затронул сибирские регионы. Главной причиной и основаниями для подобных опасений специалистов является, мягко говоря, недостаточный уровень конкуренции на российском рынке нефтепродуктов.

В контексте подобной ситуации портал "СибИнфо" счел весьма своевременным пообщаться с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия Елизаветой Потаповой, которая рассказала о том, насколько монополизирован сегодня рынок ГСМ в России, каковы причины этого и как возможно создать условия для достижения в данной "больной" сфере честной конкуренции.

— Елизавета Ивановна, Управление Федеральной антимонопольной службы по Бурятии выступило с инициативой о разделении структурного подразделения "Роснефти" - "Бурятнефтепродукта" - на две компании. Подобная инициатива была названа первым подобным прецедентом в истории современной России. Это действительно так?

— Да, Бурятское УФАС России в ноябре 2011 года подало иск в Арбитражный суд Республики Бурятия о выделении из состава ОАО "Бурятнефтепродукт" коммерческой организации, не входящей в одну группу лиц. Общество входит в структуру вертикально-интегрированной нефтяной компании (далее – ВИНК) - ОАО "НК "Роснефть". Однозначно, это первая попытка антимонопольных органов реализации права, предусмотренного статьей 38 закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ) на товарных рынках нефтепродуктов.

— Говоря о рынке ГСМ, насколько, по-Вашему, в России в целом и в Республике Бурятия, в частности, он подвержен монополизации?

— В антимонопольном законодательстве термин "монополизация" отсутствует. В общепринятом смысле "монополизировать" - значит сделать что-нибудь предметом монополии. А монополия - это исключительное право на производство или продажу чего-нибудь, а также исключительное пользование чем-нибудь. Поэтому, если рассуждать более широко, то можно подтвердить высокую степень подверженности монополизации рынка ГСМ не только в Республике Бурятия, но и в России в целом.

— Насколько в современных российских условиях можно говорить о преодолении монопольного положения на рынке нефтепродуктов?

— В данном случае, важно отметить, что состав хозяйствующих субъектов на рынках ГСМ различается. На федеральном рынке "господствуют" Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), в остальных случаях - либо их "дочки", либо существует паритет и здоровая конкуренция. Однако последнее встречается весьма редко.

Положительным примером в Сибири можно назвать Кемеровскую область, где присутствуют представители четырех  ВИНКов. Прямым следствием этого являются самые низкие цены в Сибири. Третьего не дано. Если же говорить конкретно о Бурятии, то по итогам анализа состояния конкурентной среды в республике за 2010 год  рынки ГСМ отнесены к рынкам с неразвитой конкуренцией.

— Как часто происходят нарушения законодательства со стороны крупных нефтяных компаний на внутрироссийском рынке?

— Нарушения антимонопольного законодательства крупными нефтяными компаниями и их представителями в регионах происходят часто. ФАС России, начиная с 2008 года, называет "три волны" рассмотренных дел, связанных с неконкурентным поведением ВИНКов, правильность решений по которым выверена в судах, в том числе в Высшем арбитражном суде.

— Если говорить о конкретном предложении разделить "Бурятнефтепродукт" на две компании, то как выглядит механизм такого членения и каким статусом предполагается наделить образовавшиеся таким образом компании?

— В первую очередь, должны быть разделены сферы деятельности реорганизованного и выделенного юридических лиц. Мы предложили за ОАО "Бурятнефтепродукт" оставить розничную реализацию нефтепродуктов, за вновь образованным юридическим лицом – оптовую реализацию нефтепродуктов. Стоит отметить, что статья 38 № 135-ФЗ предусматривает возможность вынесения судом решения о принудительном разделении занимающей доминирующее положение организации в случае систематического осуществления ею монополистической деятельности по иску антимонопольного органа.

Такая мера применяется в целях развития конкуренции, но при наличии в совокупности трех условий: 1) возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации; 2) отсутствие технологически обусловленной взаимосвязи структурных подразделений коммерческой организации; 3) возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

— Елизавета Ивановна, требует ли российское законодательство укрепления правовой базы, позволяющей более активно действовать на поприще пресечения монополистических действий со стороны крупных компаний?

— Несомненно, сегодня недостаточно той правовой базы, которая существует, для эффективной защиты независимых от ВИНков участников нефтяного рынка. Нет понятия, что такое АЗС/АЗК, мелкий, крупный опт и так далее.

Посудите сами, ВИНКи охватывают все стадии экономического процесса - от добычи до розничной продажи через АЗС. Соответственно, имеют активы, доставшиеся от государства, в свое время, практически даром. Остальные участники – это ООО, ИП, и так далее, которые начинают с "нуля", на свой страх и риск, за счет собственных вложений.

Я считаю, что принятие двух законопроектов "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации" и "Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации", предложенных ФАС России, позволило бы более оперативно и эффективно бороться за добросовестную конкуренцию на рынке ГСМ. Сейчас же срок прохождения антимонопольных решений в случае оспаривания их в судах составляет два года и более…

— Какие инициативы необходимо принять в самое ближайшее время для более эффективного регулирования рынка и создания условий более свободной конкуренции?

— Думается, что в целях более эффективного саморегулирования рынка ГСМ в самое ближайшее время следовало бы реализовать предложения в части формирования резерва нефтепродуктов и проведения товарных интервенций, введения ценового арбитража, создания равных условий доступа к ресурсам.

Также нужна поддержка независимых от ВИНКов участников рынков со стороны Правительства России, органов власти регионов в целях создания благоприятных условий для развития конкурентной среды, развития смежных рынков хранения нефтепродуктов в части создания нефтебаз и обеспечения к ним равного доступа, это могли бы быть и гос-, и муниципальные преференции. По моему мнению, необходимо всем соблюдать действующие законы и нормативные акты, работать в правовом поле. Выполнение этих условий уже было бы достаточной мерой для развития свободной конкуренции.
 

Александр Шелягин

Система Orphus
Поделиться информацией: