Интервью

Александр Люлько: "Новосибирский Академгородок – мировой научный центр со статусом ниже муниципального "
Александр Люлько Новосибирский Академгородок – мировой научный центр со статусом ниже муниципального

30 ноября 2012 10:02

Вопрос будущего новосибирского Академгородка очень живо обсуждается в настоящее время. Уже озвучены идеи создания особого Академического района и даже наукограда с автономными органами власти. Один из авторов ряда предложений по повышению статуса Академгородка, ученый и депутат городского совета Новосибирска Александр Люлько посвятил портал "Сибинфо" в суть вопроса.
 
– Александр Николаевич, на почве чего созрело и было представлено предложение создание в Новосибирске Академического района?
 
– Для начала я хотел бы сказать, что вообще ситуация вокруг научного центра внутри города Новосибирска совершенно ненормальная. Все говорят об Академгородке, но юридически его не существует, нет даже юридически закрепленной границы Академгородка. Есть Советский район города Новосибирска, где есть федеральная земля, которая управляется Сибирским отделением Российской академии наук, есть часть земли (в том числе все левобережье), которая относится к муниципальной собственности. А Академгородком неформально называют часть Советского района, где компактно расположены научные институты, университет и жилье.
 
Некоторые считают Академгородком так называемую верхнюю зону, кто-то приплюсовывает сюда район "Щ", кто-то Нижнюю Ельцовку, кто-то район Шлюзов, а кто-то еще и часть Барышевского сельсовета с Ложком и Каинской заимкой, где строится жилье для ученых. Вся эта территория состоит, как лоскутное одеяло, из земли разной формы собственности: федеральной, муниципальной и областной.
 
В Новосибирске возникла ситуация, когда Академгородок – научный центр мирового уровня – не имеет никакого юридического статуса. В городе и области идут постоянные споры по поводу сфер ответственности того или иного субъекта хозяйственной деятельности. Результат – катастрофическое недофинансирование Советского района со стороны городского бюджета по благоустройству дорог, объектов культуры и здравоохранения.
 
Для сравнения: за 2012 год на благоустройство внутриквартальных дорог Советский район получил денег из бюджета города в девять раз меньше, чем близкий по площади Кировский район, а "верхняя зона" Советского района (т. е. центр Академгородка) – вообще ничего. Объяснение было следующее – поскольку это федеральная земля, пусть федеральные органы и беспокоятся. А федеральные органы говорят, что они выплачивают деньги (около 400 миллионов рублей) за аренду этой земли и, естественно, рассчитывают, что часть этих денег будет потрачено на благоустройство территории.
 
Денег всегда в городе не хватает и лучше их потратить, – считают чиновники, – на то, за что они несут непосредственную ответственность. И такой спор продолжается постоянно. Поэтому Академгородку и нужен особый статус, который позволяет определить зону ответственности городских, областных и федеральных властей.
 
– Александр Николаевич, хотелось бы уточнить, что конкретно подразумевается под понятием "особого" статуса Академгородка?
 
– Вообще предполагается, что для существования научного центра необходима специфичная, особая система управления. В данном случае можно привести простой пример, отражающий суть такой потребности. Летом очень много говорилось о ситуации вокруг физико-математической школы при Новосибирском государственном университете, которую суд Советского района обязал заплатить штраф и запретить преподавание здесь академикам и ученым СО РАН. Объяснялось это тем, что согласно федеральному закону об образовании к преподаванию в школах допускаются только те люди, которые имеют педагогическое образование.
 
С формальной точки зрения, это совершенно правильная позиция, но для конкретно этой элитной физико-математической школы это означало бы, по сути, ее закрытие. Слава Богу, областной суд разобрался и отменил решение нижестоящего суда. Это показывает, что для науки должны быть совершенно особые условия, потому что люди работают в абсолютно новых, прорывных направлениях. Здесь нельзя все предусмотреть при составлении стандартных законов. И это проявляется во всем. В советское время по новосибирской и московской физматшколам принималось специальное постановление Совета Министров СССР.
 
Есть еще проблемы. Например, с таможней. Биологи жалуются, когда они заказывают необходимые им препараты. Препараты поступают (иногда из-за границы), но на обычной таможне никто не знает, как проводить их растаможку. В результате те материалы, которые получают ученые, из-за длительного хранения становятся негодными. Значит, нужна своя таможня, где бы работали узкие специалисты. Кстати, в Сколково такая таможня предусмотрена.
 
Поэтому, собственно, и ставится вопрос о том, чтобы для новосибирского Академгородка был создан особый статус, где были бы приняты и работали специальные постановления правительства.
 
– Уже есть конкретные предложения по этому поводу?
 
– Проблему можно решить двумя способами: с помощью президентского указа по созданию наукограда по примеру Сколково или изменением федерального законодательства и созданием внутри муниципалитета специального района с особым управлением.
 
Бывший председатель СО РАН В.А. Коптюг разрабатывал подобный закон о статусах академгородков, расположенных внутри крупных городов, но успел довести дело только по наукоградам. Думаю, что можно продолжить этот путь.
 
Зарубежный опыт показывает, что таких прецедентов, когда внутри больших городов существуют самостоятельные муниципальные образования, много. К примеру, внутри Нью-Йорка есть даже несколько графств. Практически все студенческие городки США, расположенные внутри городов, имеют свое собственное управление. Ничего особенного и страшного в этом нет. Просто законами прописывается, кто и за что несет ответственность: за что отвечает местное управление научного центра, за что федеральные, областные и городские органы власти. Научный центр выбирает свои органы власти, создает свой бюджет и так далее. И все споры о том, кто за что отвечает, прекращаются.
 
– Александр Николаевич, известно, что предложение по придаче Академгородку особого статуса уже прокомментировал губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. В качестве главного аргумента он заявил, что налоговый потенциал Академгородка не позволяет провести подобные преобразования. Данный тезис верен?
 
– При всем уважении к Василию Алексеевичу... но он не привел ни одну цифру. Вообще ни одну. В свою очередь авторитетные ученые в своем письме привели совершенно конкретные цифры, которые никто до сих пор не опроверг. Чтобы не утруждать читателя, я назову лишь две. На территории Советского района собирается шесть с лишним миллиардов рублей налогов (это без крупных налогоплательщиков), а обратно возвращается в район 1,2 миллиарда. Только это показывает, что Василий Алексеевич просто неправ.
 
– Последний вопрос. К предложениям по судьбе Академгородка федеральные органы власти уже проявили какое-либо внимание и как-то вмешиваются в ситуацию?
 
– Безусловно. Я даже вижу, что федеральные власти поддерживают эту инициативу. В феврале Академгородок посетили Дмитрий Рогозин, а затем и Владимир Путин. В результате президент дал поручение до конца декабря 2012 года определить то, как должен дальше развиваться Новосибирский научный центр. Правительством уже принято решение о создании на базе СО РАН Центра фундаментальных исследований в области обороны и безопасности. Принято решение о строительстве рядом с Академгородком современного завода по микроэлектронике.
 
Но для выполнения всего намеченного нужно четко определиться со статусом научного центра. Сейчас же, глядя на происходящее, можно применить фразу, сказанную известным писателем о Петербурге, что это столичный город с областной судьбой. Если ее перефразировать, то получается, что Академгородок – это научный центр мирового уровня с судьбой и статусом ниже муниципального…
 
Александр Шелягин
Поделиться информацией: