Интервью
28 сентября 2012 17:56
Портал "Сибинфо" в желании расширить границы взгляда на окружающую общественно-политическую реальность и поговорить о процессах, происходящих в российском социуме с позиции культуры, обратился к фронтмену популярной группы Animal ДжаZ Александру Красовицкому.
– Александр, в последние месяцы многое говорит в пользу того, что в России наблюдается высокая протестная активность, а уровень недовольства заставляет выходить людей на улицы. В происходящем, по-Вашему, стоит усматривать нечто принципиально новое, или же в данных событиях нет ничего необычного?
– Я на этом свете живу уже немало и, в общем-то, на моей памяти нечто подобное происходило в начале 90-х – это и Белый дом и прочее…Конечно, сейчас у этого другой подтекст. Если тогда схожие события были выражением противоборства двух политических сил, то сейчас это противоборство, скажем так, среднего класса с властью.
Мне кажется, что участники антиправительственных выступлений достаточно обеспеченные люди. Часть из них, как всегда, студенты, которые по своей сути народ бунтующий. Но, так или иначе, костяк этих людей – достаточно благополучные люди. Некий парадокс заключается в том, что они получили благополучие при той власти, против которой сейчас выступают.
Им не хватает духовной свободы, не хватает степени влияния на то, чтобы исправлять недостатки, которых у нас в стране очень много. И именно это гонит людей, имеющих по две машины и по две квартиры, протестовать.
– То есть у Вас присутствует ощущение, что некие изменения произойдут?
– Нет, у меня не присутствует ощущения, что эти выпады принесут желаемый для протестующих результат. Если эффект и будет, то он, скорее, выразится в ужесточении режима. Я считаю, что по-другому быть не может. Революции никакой я тоже не вижу, потому что нет так называемой революционной силы, которая была, скажем, в 1917 году. Сейчас она просто отсутствует.
Народ в общей своей массе аморфен и живет не в такой нищете, как в начале 20-го века крестьяне, которым просто нечего было терять. Почти всем есть что терять и в связи с этим мощной социальной опоры у протеста сегодня просто нет.
Да, в Москве и Питере были действительно масштабные акции, но в других городах они были куда малочисленнее. Вообще я следил за всеми этими делами, но сам в них не участвую.
– Значит, данные процессы Вам интересны?
– Мне интересно, потому что я в прошлом социолог. Это осталось далеко позади, но где-то внутри оно сидит. Я достаточно долго занимался тем, что происходило в России в начале 20-го века, в предреволюционные годы, и всегда провожу для себя аналогии. Но это, пожалуй, мое первое специализированное интервью на подобную тематику.
– Насколько актуален и вечен тезис "поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан"? Насколько художник, по-Вашему, может и должен реагировать на общественный и политический посыл?
– Понятие гражданина, безусловно, присутствует в любом человеке. Или, по крайней мере, должно присутствовать. Поэт ты или слесарь – это не важно. В этом смысле данная фраза – на века. Но вопрос в том, какой смысл вкладывать в само слово "гражданин". Если думать, что это человек, который только лишь активно участвует в политической жизни страны, то тут я, пожалуй, пас.
Я считаю себя гражданином, вполне сложившимся человеком, но предпочитаю хорошо делать дело на том рабочем месте, которое мне отвела судьба, – то есть в своем творчестве.
Моя гражданская позиция проявляется в том, что я стараюсь как можно лучше сделать свое дело, передать свою эмоцию, которая имеет дело в первую очередь с человеческой душой. Я пою не о каких-то приходящих вещах, а стараюсь говорить о вечном – любви, ненависти… Считаю, что это точно такая же гражданская позиция.
Просто кто-то заведует митингами, а кто-то тем, что человек просто придет домой, поставит музыку и у него настроение изменится таким образом, что, к примеру, на следующий день он встретит другого человека, полюбит его и создаст семью.
– И последний вопрос, вдогонку предыдущему. То, что происходит сегодня, серьезно отразится на культуре, последние общественно-политические веяния лягут на почву искусства?
– Скорее всего, в этой сфере передастся не настроение протеста, а настроение напряженности, которое сейчас витает в воздухе. Это настроение отражается и на мне. Есть ощущение, что воздух дрожит, люди негодуют, творится много плохих вещей, со стороны власти в том числе.
Но я при этом стараюсь говорить другими образами, искать причины происходящего не в Путине, скажем, а в себе самом и личном несовершенстве. В этой связи я борюсь с самим собой, пытаюсь стать лучше как человек и усовершенствовать пространство вокруг себя. Глядишь, такими маленькими шагами все общество перестроим, причем снизу (смеется). Это кропотливая работа, которой на самом деле занимаются очень и очень многие люди.
Александр Шелягин