Интервью
8 февраля 2013 17:06
День российской науки отмечается в пятницу, 8 февраля. То, что наша страна давно является одним из мировых лидеров по научному потенциалу, не секрет. Однако не менее известен тот факт, что интеллектуальная элита нашего общества вынуждена существовать не в самых лучших условиях. О главных проблемах научного сообщества в России портал "Сибинфо" побеседовал с членом Совета Российского союза молодых ученых Вячеславом Липатовым.
– Вячеслав Александрович, первый вопрос к Вам как к представителю Российского союза молодых ученых. В чем главная проблема научного сообщества в нашей стране?
– В первую очередь, я считаю, ведущей проблемой является низкая социализованность молодых ученых и вытекающие отсюда последствия. Это касается не только низкой заработной платы, жилищного вопроса, но и вообще двоякого отношения государства к интеллектуальной элите нашей страны. С одной стороны, безусловно, мы слышим призывы о поддержке научного сообщества. Но с другой стороны, мы видим, что эти громкие посылы от многоуважаемых чиновников на местах реализуются очень слабо.
Разумеется, это не может не отражаться на профессиональных достижениях ученых. Продолжает оставаться оскорбительно низкой стипендия для докторантов и аспирантов. Ученый вынужден подрабатывать. В итоге рассредоточиваются силы и стремления между тем, как выжить и как заняться наукой.
Существует много проблем в области управления научной сферы, защиты диссертационных работ. Например, сейчас бурно обсуждается скандал, разгоревшийся в ВАКе и связанный с нелицеприятными фактами, когда в качестве диссертаций представлялся либо плагиат, либо недиссертабельные исследования.
– Сейчас очень много говорится о необходимости вовлекать науку в производство. Как Вы оцениваете сегодняшний уровень вовлечения науки в реальный экономический процесс?
– Вообще инновационная сфера в любой экономике должна быть двигателем прогресса. Главный элемент конкуренции в техногенном обществе – это новые технологии и продукты, внедряемые в производство. Они дают тому или иному производителю определенные преимущества.
Но в России этот процесс тормозится. Во-первых, у нас в конкурентной борьбе еще остаются не очень цивилизованные методы. Вторая проблема – это связь между наукой и производством. Привлекать ученых в сферу производства или, наоборот, притягивать производителей к научному сообществу – это вопрос очень большой.
На мой взгляд, не очень хорошо обучать ученых определенным моментам коммерциализации своих разработок. Дело в том, что ученый знает то, как добывать нечто новое. А современный тренд требует еще и коммерционализировать их. Но каждый должен заниматься своим делом. Устами профессора Преображенского: "В Большом пусть поют, а я буду резать кроликов".
Поэтому необходимо развивать образовательные программы для приобретения профессий, способствующих развитию инновационного менеджмента. Однако есть практика, когда такие специалисты оказываются невостребованными.
А это уже связано с вопросом восприимчивости нашего производства к новшествам. Ведь об использовании новых технологий в качестве инструмента конкуренции вообще не идет речь. Кроме того, некоторые воспринимают инновации как опасность, потому что это требует переоборудования производства, которое несет за собой определенные риски на рынке. Естественно, идти на эти риски многие производители не хотят.
– И что делать, чтобы представители бизнеса, производственной сферы пошли на сближение с наукой?
– На базе вузов и НИИ существуют сложившиеся научные направления, некие "грядки", на которых ученые поколение за поколением пашут. Время требует, чтобы прикладные исследования приносили прибыль. Именно в этой области и необходима реформа.
Академической науке необходимо, чтобы при планировании исследований, диссертаций учитывался их инновационный, реальный прикладной статус. Затем, со стороны предприятий необходимо не только сближаться с наукой, но и открывать на своей базе подразделения, занимающиеся исследованиями, и отделы, связанные с патентованием, защитой интеллектуальной собственности.
– А какова роль государства в этом процессе?
– Роль государства в данном случае должна быть в поддержке таких предприятий. Здесь могут быть субсидирование, льготное участие в каких-то конкурсах и грантах, налоговые преференции и так далее.
Ну и кроме этого, проблемы должны решаться не однонаправлено – не только, скажем, увеличением финансирования, не только реформированием последипломного образования. Необходимо действовать комплексно и не прибегая к директивным методам "сказали – сделали", а опираться на мнение общественности и тех организаций, которые объединят на региональном и общефедеральном уровне ученое сообщество.
Александр Шелягин