Николай Рыжак: "Бюджетная политика в 2010 году повышает заботу о старшем поколении"
16 октября 2009 11:01
Бюджетная политика – это процесс очень тонкий, иногда даже хирургический, поэтому депутат-«бюджетник» должен максимально тесно взаимодействовать с исполнительной властью, постоянно «сверяя часы» и работая с федеральными органами власти по лоббированию интересов края в согласованных с администрацией региона направлениях и объемах. О том, какая работа ведется с главным финансовым документом страны на 2010 год, рассказал член бюджетного комитета Государственной думы РФ Николай Рыжак.
– Николай Викторович, расскажите, как формировался бюджет на 2009 год?
– Первоначально федеральный бюджет на 2009 год был весьма оптимистичным с его почти 11 трлн рублей доходов, 9 трлн расходов и профицитом почти в 2 трлн рублей. Однако под влиянием международного финансового кризиса и резкого падения не только цен на нефть, но и в общем инвестиционной активности на мировом рынке условия функционирования и развития экономики России в текущем финансовом году потребовали корректировки бюджетной политики. Несмотря на то, что в результате секвестра сокращение доходов федерального бюджета составило более 4 трлн рублей, правительству удалось увеличить общий объем расходов федерального бюджета на 667 млрд рублей, что не только обеспечило реализацию приоритетных направлений социально-экономической политики, но и включило в себя целый комплекс мер по противодействию кризису и поддержанию внутреннего спроса. Но для этого пришлось задействовать средства Резервного фонда РФ в размере 3 трлн рублей.
– В апреле главному финансовому документу страны пришлось пережить серьезный секвестр…
– Фактически апрельский секвестр федерального бюджета стал основой Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год. Общий объем финансовых ресурсов, предусмотренных на реализацию программы, составил 3 трлн рублей без учета средств, полученных финансовыми институтами на кредитование экономики в 2008 году. Данные меры, хоть и не на 100 процентов, все-таки принесли необходимый результат, дав возможность нашей экономике и социальной сфере не только выживать в условиях кризиса, но даже развиваться по отдельным направлениям.
– С какими результатами, на ваш взгляд, будет исполнен бюджет Алтай-ского края 2009 года?
– Говоря об ожидаемом исполнении краевого бюджета по итогам 2009 года необходимо отметить, что даже секвестированные собственные доходы скорее всего не будут исполнены в объеме
0,5-1 млрд рублей. Зато ожидается получение серьезных дополнительных средств из федерального бюджета, которые оцениваются примерно в 4,8 млрд рублей, что в итоге позволит исполнить бюджет по доходам не на запланированный 51 млрд, а примерно на 3 млрд больше.
В таком позитивном итоге наряду с несомненно главной заслугой администрации края и лично нашего губернатора Александра Карлина есть и определенная доля нашей – депутатов Госдумы – заслуги. В преддверии крайне тяжелого в плане сокращения расходов бюджета 2010 года мы договорились с правительством, что в текущем году регионам, в том числе и Алтайскому краю, добавят финансовой помощи как в виде дотаций, так и в виде различных субсидий. И еще очень важно то, что практически все эти дополнительные средства – на социальные статьи расходов.
– Как сегодня в Госдуме идет планирование бюджета-2010?
– В основу стратегии главного финансового документа легли принципы, сформулированные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, главными из которых являются использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики, обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической устойчивости и адаптации бюджетных расходов к более низкому уровню доходов, повышение эффективности расходов бюджета и обеспечение высокого качества государственных услуг, создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни стариков.
Как член трехсторонней рабочей группы Правительства РФ, Государственной думы и Совета Федерации РФ по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации я принимал активное участие в подготовке проекта ФЗ. На заседаниях рабочей группы фактически было проведено «нулевое чтение» документа, рассмотрены и утверждены не только комплекс вопросов, связанных с формированием основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2010 год, но и конкретные методики распределения как отдельных видов налоговых доходов, так и всех видов межбюджетных трансфертов субъектам РФ.
В частности, в ходе заседания было рассмотрено и поддержано мое предложение о необходимости выделения дополнительной финансовой помощи в размере 18 млрд рублей казне тех субъектов РФ, объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности которых на 2010 год сложился ниже уровня 2009 года. В число таких субъектов РФ входит и Алтайский край, что дает нам основания в течение следующего года более предметно работать с федеральным центром по привлечению дополнительных средств федерального бюджета, в том числе в виде дотации на сбалансированность бюджета.
– Какие бюджетные параметры обозначены в законопроекте?
– Основные параметры федерального бюджета на предстоящий год по сравнению с предыдущим изменились незначительно: доходы – 6,95 трлн рублей, расходы – 9,89 трлн. Финансирование дефицита в 2,94 трлн рублей предусмотрено за счет средств Резервного фонда РФ, а также возможных дополнительных доходов в случае повышения сверхзапланированного уровня цен на нефть и газ.
Нужно отметить, что после падения доходов федерального бюджета в 2009 году (в пик мирового финансово-экономического кризиса) более чем на 27 процентов в бюджете на 2010 год уже предусмотрен рост доходов на 3,5 процента, что говорит о медленном, но уверенном восстановлении экономики страны. Но пока это происходит в основном за счет доходов от продажи нефти и газа. Так, если в 2009 году удельный вес нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета снизился с 47,3 (в 2008 году) до 41,7 процента, то в 2010 году вновь ожидается его рост до 46 процентов.
В целом федеральный бюджет 2010 года полностью сохранил свою социальную направленность, гарантирующую безусловное выполнение всех обязательств перед населением, прежде всего перед его наиболее незащищенными категориями. Так, общая сумма расходов социального характера, включающая в себя социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, ЖКХ и межбюджетные трансферты, составляет более половины от всех расходов федерального бюджета.
– Какой будет главная особенность федерального бюджета-2010?
– Главной особенностью станет возросший практически на четверть объем межбюджетных трансфертов внебюджетным фондам, а именно – Пенсионному фонду РФ. Это необходимо для того, чтобы выполнить главную задачу, поставленную на предстоящий год, – беспрецедентно, сразу почти в два раза увеличить средний размер пенсий. На эти цели будет направлена огромная сумма – 4,5 трлн рублей, из которых 1,5 трлн составит дотация Пенсионному фонду, поскольку все наше работающее население, которое платит отчисления в ПФР, пока еще не может за их счет обеспечить достойный уровень пенсий для своих отцов и дедов. Конечно, чтобы пойти на такой шаг, мы были вынуждены сократить инвестиционные расходы, а также некоторые виды финансовой помощи регионам. Если подводить итог тому, как будет осуществляться бюджетная политика в предстоящем году, то ее можно охарактеризовать одной фразой: «после пика кризиса набирается сил и повышает заботу о старшем поколении». Но надеюсь, что уже 2011 год вновь станет годом созидания, когда начнет оживать экономика, расти доходы бюджета и наши, граждан России.
Основные приоритеты расходов федерального бюджета в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на оды:
1. финансовое обеспечение пенсионной реформы;
2. безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи;
3. формирование заделов на будущее (прежде всего путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения);
4. стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике;
5. реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда;
6. финансовое обеспечение модернизации армии.