Интервью
26 октября 2012 10:39
Зима будет лютой. Синоптики обещают настоящие морозы, каких уже лет 20 не бывало. И очень важно, как власти на местах подготовились к отопительному сезону, который в Сибири длится больше половины года. А с изношенными коммунальными системами регионов округа – это всегда определенный риск. Никто не может гарантировать результат, и это касается не только зимы. Не секрет, что тема ЖКХ в нашей стране одна из самых болезненных и сложных. О том, как с этой работой справляются в Кузбассе и какие происходят перемены в секторе, отвечающем за привычные всем блага, дающиеся с огромным трудом, "Сибинфо" рассказал вице-губернатор по жилищно-коммунальному комплексу Анатолий Лазарев.
– Какие задачи Вы считаете первоочередными для вице-губернатора?
– Мои первоочередные задачи традиционны – люди должны круглый год и в полном объеме получать воду, свет, тепло и другие коммунальные блага. Это первое. Второе направление – сохранность нашего жилищного комплекса. Это мониторинг состояния жилья и его капитальный ремонт. Третье – платежи по жилищно-коммунальным услугам. Люди должны понимать, за что они платят, а на рынке должны работать только честные управляющие компании. Кроме того, необходимо реализовывать энергосберегающие мероприятия, контролировать объемы поставки ресурсов, способствовать установке приборов учета.
Второе крупное направление – это дорожный комплекс. У нас задача – сохранить качество наших дорог, а мы в тройке лидеров по этому показателю в стране. Также нужно строить новые магистрали как районного, так и регионального масштаба.
– Самый актуальный вопрос в сфере ЖКХ для Сибири – отопительный сезон. За летний период был проведен большой объем работ, можно ли рассчитывать на то, что этой зимой не повторится прошлогодняя ситуация, когда кузбассовцы мерзли из-за многочисленных аварий?
– За лето мы действительно провели большой объем работ. Начали подготовку к новому сезону еще до окончания предыдущего. Все территории защищали свои программы на техсовете. За летний период на подготовку наших объектов было направлено около 3,5 миллиарда рублей. Отремонтировали котельные, тепловые сети, системы электро- и водоснабжения. Провели ревизию наших дизель-генераторов, что для нас очень важно.
Памятуя прошлый год, когда возникли проблемы на Западно-Сибирской ТЭЦ в Новокузнецке, подготовку к зиме которой контролируют мои коллеги, мы также следим за этой ситуацией и еще провели ревизию тепловых сетей города. Кроме того, в этом году в Новоильинском районе мы строим новую газовую котельную, чтобы иметь резерв и обезопасить себя на будущее. Были еще технологические нарушения. Провели там необходимые работы и входим в зиму более уверенно.
Нужно понимать, что износ коммунальной инфраструктуры у нас более 70%. Необходимо не менее 40 миллиардов рублей, чтобы все привести в надлежащее состояние.
Другое направление – это работа аварийных служб. У нас есть неснижаемый аварийный запас оборудования. Есть оперативный отряд, такой наш мини-МЧС. Есть свои отряды и в каждом муниципалитете.
Шапкозакидательских настроений у меня нет, но определенная уверенность в том, что зиму пройдем и людей не заморозим, есть.
– А как обстоят дела с привлечением частных инвестиций, что позволило бы ускорить модернизацию инфраструктуры?
– У нас есть примеры частных инвестиций. Реализовали крупный проект в Мариинском районе (реконструкция котельной, строительство 10 ЦТП, 14 километров сетей) – 1,2 миллиарда рублей. В этом году в Кемеровском районе на внебюджетные деньги было построено несколько современных газовых котельных. Опыт есть, хотелось бы его расширить. И механизмы для этого у нас есть. При этом основным направлением, на наш взгляд, должно быть не строительство частных котельных, а передача сетей в долгосрочную аренду, чтобы компания могла видеть период окупаемости. Тогда бизнесу станет интересно работать в этом направлении и он начнет вкладывать деньги более активно. Я полагаю, что следующий год будет показательным в этом плане. Нужна в том числе и законодательная подготовка, чтобы в отрасль не набежали варяги и мошенники.
– Осенью вновь выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Какие способы тарифного регулирования используются в Кемеровской области?
– Тарифы выросли ровно в тех параметрах, что довело до нас правительство (РФ). Одновременно вырос и платеж на/за услуги ЖКХ. Нужно четко разделять эти понятия, поскольку население у нас не платит 100% тарифа. Уровень платежей вырос на 12%, что также было доведено до нас правительством.
Все способы тарифного регулирования традиционны. Со своей стороны мы следим, чтобы управляющие компании правильно начисляли, с учетом роста на 12% в части коммунальных ресурсов. А в части жилищных ресурсов мы еще и задаем вопрос, чем обоснован рост платежей здесь? К примеру, по результатам работы государственной жилищной инспекции, проверяющей работу УК, нашим гражданам проведен перерасчет на 14 миллионов рублей.
– Признанная прогрессивной в ряде стран система RAB-регулирования как-то распространяется в Кузбассе?
– В Кемеровской области эта система не применяется. Мы с ней долго работали, изучали, каким образом ее можно было бы использовать. В результате наши специалисты пришли к выводу, что нужного эффекта она нам не даст. Не могу сказать за всю страну, но в Кузбассе это приведет только к росту тарифов.
– Насколько актуальна для региона проблема завышения тарифов управляющими компаниями, и какие меры принимаются для борьбы с этим?
– Проблема актуальна для всей страны. Недаром помимо государственной жилищной инспекции, получившей дополнительные полномочия, сегодня формируется система муниципального жилищного контроля, порядок работы которой у нас сегодня вырабатывает областной совет.
– Какова ситуация с установлением приборов учета?
– К сожалению, у нас нет 100%-ного охвата по приборам учета. Если мы говорим про общедомовые приборы, то уровень охвата по области превышает 50%. Индивидуальных электросчетчиков под 100%. По воде также высокие показатели. Процент приближается к 80. По теплу существующая система не позволяет делать индивидуальные счетчики тепла, поэтому мы акцентируем здесь внимание на общедомовых приборах учета. В Кемерове почти 100% к концу года будет и по свету, и по теплу, и по воде.
Здесь есть и законодательные коллизии. Ресурсные компании обязаны ставить прибор. Но Жилищный кодекс говорит, что без решения собственника ничего сделать нельзя. А общедомовой прибор учета является имуществом жителей многоквартирного дома. Здесь приходится лавировать, договариваться, дарить прибор и т. д.
– Отразилась ли их установка на размере оплаты за жилищно-коммунальные услуги?
– У нас есть яркий пример – город Кемерово. После того как мы стали масштабно ставить теплосчетчики, появилась экономия, которую потом на собраниях с жильцами определяли куда направить: либо на перерасчет в пользу граждан, либо эту разницу направляли на энергосберегающие мероприятия в этом доме. Реальные примеры есть. Мы их тиражируем в масштабах всей области. И эффект, мы знаем, будет.
Кроме того, будем пересматривать нормативы потребления. Они, как мы считаем, должны стимулировать установку приборов учета или как минимум компенсировать его отсутствие.
– Вполне реальна ситуация, при которой платеж может быть снижен?
– Да, конечно, если сэкономили, можно провести и перерасчет.
– Но каким образом это сделать? Ведь не каждая управляющая компания добровольно станет уведомлять жильцов об их успехах в энергосбережении.
– У нас создаются советы многоквартирных домов. Их охват уже приблизился к половине. Это активный рычаг, который мы можем применять. Мы за бюджетные деньги готовим специалистов, которые на общественных началах затем работают старшими по домам. Если управляющие компании этот вопрос игнорируют, старшие созывают советы, где ставят этот вопрос. Люди должны понимать, за что они платят.
Павел Быковских
фото пресс-службы администрации Кемеровской области