Интервью
17 августа 2012 17:59
Правительство РФ одобрило повсеместное возвращение выборов мэров в города России, куда еще в прошлом году активно насаждался институт сити-менеджмента и полный уход от избирательных начал в исполнительной ветви власти. Сейчас эта схема признана неэффективной и, возможно, уже осенью Госдума приступит к тому, чтобы закрепить в законодательстве выборность градоначальников. О том, почему нашу власть так "штормит" и как быть тем регионом, где не так давно рапортовали в Кремль о своих успехах в борьбе за сити-менеджмент на местах, "Сибинфо" рассказал политтехнолог Константин Лукин.
– Не так давно власти активно насаждали сити-менеджмент и отмену выборов мэров, теперь все пускают на круги своя. Почему так происходит?
– После каждых выборов у нас применяется новый пакет документов, который меняет политическую систему. Еще ни одни выборы не прошли по тем же правилам, что и предыдущие. И это новая попытка переиграть ситуацию. Как получилось: внедрили, посмотрели – неэффективно. К тому же народ протестует. Надо что-то делать. Ничего нового в этом нет.
– Но ведь полстраны уже при сити-менеджменте, зачем этот маятник?
– Во-первых, это насаждение было в отдельных территориях, не повсеместно. Алтайский край, конечно, яркий пример. Но на деле оказалось не так эффективно, как хотелось бы. Представительства нет, ответственность туманна… Важно также, что возврат к выборности позволит Москве иметь более "чистые руки".
К тому же на этот раз прорабатываются условия, при которых можно снять мэра. Ведь то, что у нас было до начала "сити-менеджерской кампании", тоже далеко от идеала. Тех мэров было очень сложно отозвать. Невыборный глава имеет невысокий авторитет среди населения. Вот и ищут золотую середину.
– Выходит, власть действует методом проб и ошибок?
– Получается, что да. Мы все последнее 20-летие идем на ощупь, без какого бы то ни было стратегического понимания своих действий.
– Алтайский край практически повсеместно на своей территории внедрил сити-менеджмент. Выходит, перестарались?
– Ничего кардинального для местных элит не поменяется. Им всего-навсего сменят правила игры, по которым они все равно будут играть. Обществу скажут: проверили, посмотрели – поняли, что надо менять. Объяснение своим действиям найдут в любом случае. Ну и возврат к выборам полезен с точки зрения обновления элит.
– Вообще как бы оценили схему, прописанную в законопроекте?
– То, что сейчас предлагает Минрегион, как мне представляется, документ адекватный, но каким он станет, когда пройдут все согласования, и каким он выйдет из Госдумы в качестве закона, неизвестно.
В том проекте, что предлагается, прописана гибкая схема. Регионам предлагается на выбор, в соответствии со своим уставом, избирать главу парламента или главу администрации. Если хотите оставить сити-менеджера, оставляйте, однако тогда всенародно избирайте председателя парламента, читай – главу города, и его первого зама. А сити-менеджер уже у него под контролем работает только в системе исполнительной власти.
– 14 октября выборы в гордуму Барнаула. Шансов на новую схему нет?
– Нет. В любом случае эти изменения будут вступать в следующем избирательном цикле, а там снова может что-то измениться. По отношению к Барнаулу это именно так.
Павел Быковских