Александр Бакаев: "Омбудсмен в Новосибирской области мог появиться еще в 90-е, но произойдет это, видимо, в 2011 году"
17 мая 2011 13:24
Проблема защиты прав человека в России всегда была и остается в числе наиболее острых. Нарушаются права людей, задекларированные как в Конституции РФ, так и в Хельсинском пакте ООН 1975 года, в нашей стране очень часто. И касается эта проблема как центра, крупных городов, так и периферии. Но жизнь не стоит на месте, и одним из шагов к улучшению ситуации стало создание института Уполномоченного по правам человека на федеральном и региональном уровнях.
Однако так вышло, что административный центр, неофициальная столица Сибири – Новосибирск до сих пор, наряду с Бурятией (последние в СФО), не имеет своего омбудсмена. Спрос на это есть, о чем свидетельствует общественная активность. И уже создана рабочая группа для разработки законопроекта, чтобы наконец внедрить институт уполномоченного в Новосибирской области. О том, почему у Новосибирска до сих пор нет своего омбудсмена, что происходит сейчас и когда же уполномоченный появится в регионе, рассказал "СибИнфо" один из инициаторов учреждения новой должности, Уполномоченный комиссар Союза ЖГУТ, председатель правления НРОО "Ассоциация обманутых дольщиков и инвесторов" Александр Бакаев.
- Скажите, как такое получилось, что Новосибирская область оказалась в числе последних в Сибири, где нет института Уполномоченного по правам человека?
- В Сибирском федеральном округе на сегодняшний день нет еще омбудсмена только в Бурятии, в Тыве принят закон, и он появится там до конца года, то есть, по сути, только в Бурятии и у нас (в Новосибирской области) нет этого института. Одна из причин – в бытность
Виктора Толоконского губернатором,
Алексей Беспаликов неоднократно говорил, что омбудсмен региону не нужен, его функции выполняют депутаты.
Сейчас (после кадровых перемен в руководстве области) появилась возможность создать такой институт. Другая причина отсутствия уполномоченного в регионе в том, что омбудсмен – фигура достаточно независимая, он может жестко подходить к вопросам нарушения прав человека, которых в Новосибирской области очень много. Приличное число обращений идет в аппарат Уполномоченного по правам человека РФ, высока протестная активность.
- Давно ли родилась идея создания должности омбудсмена в регионе?
- Сама идея существует уже достаточно давно. По крайней мере, еще в 90-х годах были внесены соответствующие пункты в Устав Новосибирской области. Но дальше дело не пошло – законопроект (об учреждении института уполномоченного) не приняли. Затем в середине нулевых Анатолий Казак, который и сейчас вошел в рабочую группу (по подготовке законопроекта), разрабатывал проект закона, но он не был принят региональным парламентом. Всего было две попытки, но обе они оказались безуспешными.
Одной из ключевых фигур, которая могла бы принять волевое решение и "дать добро" на создание института уполномоченного, является губернатор. Сейчас глава региона поменялся, и мы ждем от него действий. Ему было направлено письмо.
- Почему вы обратились с инициативой разработки законопроекта об уполномоченном именно к оппозиционным партиям?
- В начале декабря 2010 года я направил письмо спикеру Заксобрания Ивану Морозу с тем, что есть необходимость создания института Уполномоченного по правам человека. Мороз ответил, что прежде чем создавать в регионе должность омбудсмена, нужно разделить полномочия регионального и федерального уполномоченных для недопущения конфликта. По моему мнению, нигде такой проблемы не существует, но таков был его
ответ.
23 декабря я собрал круглый стол, в котором участвовали представители всех оппозиционных партий, была приглашена туда "Единая Россия" и правоохранительные органы. Пришли представители оппозиции, общественных движений. Итогом стала
резолюция о создании института уполномоченного. После этого, как говорится, процесс пошел.
На первых собраниях были члены от партий. Сейчас и ЕР направила своего представителя Виктора Козодоя в рабочую группу. Думаю, что на следующей неделе он тоже примет участие в разработке законопроекта.
Сейчас стоит вопрос времени. Заработать законопроект мог бы уже в этом году. При достаточно активной работе его можно было бы выносить на сессию парламента региона в июне или июле.
- Каким должен быть человек, претендующий на пост омбудсмена в Новосибирской области?
- Во-первых, человек должен, по меньшей мере, иметь опыт в защите прав человека. Он должен быть честным, порядочным. Он должен быть таким, чтобы общественность ему доверяла. У него не должно быть резких политических взглядов или пристрастий, т.е. он должен вне зависимости ни от чего рассматривать каждое обращение, заниматься каждым делом. Он должен быть самостоятельным, и это очень важно. Подобрать такого человека вполне можно. И не важно, к какой партии будет принадлежать омбудсмен, будет ли он беспартийным.
- Нет ли у вас при этом опасений, что сформированный институт уполномоченного будет встроен в политическую модель, поставлен под контроль действующей власти?
Есть такой риск. Многое зависит, в том числе от прессы, насколько будет освещаться этот вопрос, от общественного контроля. Когда будут вноситься кандидатуры, это будет публиковаться, развернется дискуссия. Будут определены два-три основных кандидата, из которых депутаты выберут омбудсмена. После такого отбора риск выбора одиозной фигуры будет минимален, т.е. подберутся люди, которые будут серьезно заниматься проблемами прав человека. И потом, омбудсмен работает под контролем Заксобрания. Есть процедура его отзыва. В крайнем случае, его можно переизбрать.
На этапе формирования института выборов конкретного лица на должность уполномоченного необходим общественный контроль. Полномочия омбудсмена достаточно широки, чтобы решать назревшие проблемы. Но многое будет зависеть здесь от самого человека.