Интервью

Вячеслав Наговицын : "Развитие энергетической и транспортной инфраструктуры является общесибирской задачей"
Вячеслав Наговицын Развитие энергетической и транспортной инфраструктуры является общесибирской задачей

28 апреля 2012 16:52

Президент Бурятии Вячеслав Наговицын, выступивший накануне в Народном Хурале с посланием к населению республики и парламентариям, подвел итоги деятельности регионального правительства и обозначил наиболее перспективные направления дальнейшей работы.

Портал "СибИнфо" также пообщался с главой республики и получил его личные комментарии по ряду вопросов, касающихся экономических показателей региона и тех проблем, которые необходимо, по мнению Вячеслава Наговицына, в первую очередь решать Сибирскому федеральному округу на основе взаимного сотрудничества.


— Вячеслав Владимирович, какие сектора экономики Бурятии в настоящее время, по вашему мнению, развиваются наиболее активно, а где темпы и возможности развития не столь велики, как хотелось бы?

— Сегодня наиболее активно развивается обрабатывающая промышленность Бурятии. Практически все крупные предприятия Республики Бурятии успешно реализуют программы модернизации. Авиационный завод осваивает новую модификацию вертолета Ми-171. ЛВРЗ переоснащает литейное и электротехническое производство. "Улан-Удэстальмост" выполнил инвестиционный проект по увеличению объемов производства.

Быстрыми темпами развивается и малый бизнес. В 2011 году предприятия республики получили около одного миллиарда рублей в качестве госгарантий, субсидирования процентной ставки, залогового обеспечения, бизнес-старта. Реализация инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе в текущем году обеспечила капитальные вложения в объеме 4,9 миллиарда рублей.

Основной рост инвестиций обеспечен за счет вложений ОАО "Хиагда" в освоение Хиагдинского месторождения урана. Объем добычи урана увеличился почти в два раза по сравнению с 2010 годом. Начата добыча бурого угля на Окино-Ключевском месторождении.

— Сегодня особое значение Бурятия отводит туристическому бизнесу. Какие показатели демонстрирует республика в этой сфере?

— Развитие туризма в Бурятии характеризуется устойчивой и положительной динамикой. Впервые за 2011 год республика перешагнула 500-тысячный рубеж прибытий. Оказан объем платных услуг на сумму около 1,5 миллиарда рублей. По туристическому потенциалу регионов России, согласно оценке рейтингового агентства Эксперт РА, Бурятия в 2011 году находится на 14-м месте.

В формате государственно-частного партнерства строится туристско-рекреационная зона на Байкале. Завершается создание обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационной зоны "Байкальская гавань" на участках "Турка" и "Пески". В целом объем государственных инвестиций составил 3,3 миллиарда рублей, из них 71% - федеральная поддержка.

В 2012 году получат федеральную поддержку еще четыре инвестиционных проекта, включенных в Федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (оды)".

— То есть сегодня Байкальский регион – один из самых перспективных в плане туристского потенциала. Как скоро, по-вашему, может произойти создание Единой туристической зоны "Байкал" с занятием твердой ниши на туристическом рынке?

— Я предложил сам эту идею на совещании по вопросам развития туристического кластера на Северном Кавказе под председательством Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева 11 марта 2012 года.

По итогам совещания Правительству РФ совместно с Правительством Республики Бурятии и Правительством Иркутской области дано поручение до 1 июля текущего года представить предложения по расширению границ туристско-рекреационной ОЭЗ "Байкальская гавань", а также объединению с зоной "Ворота Байкала".

Мы должны подготовиться к приему большого потока туристов уже в 2014 году, когда будут открыты первые крупные отели в особой экономической зоне. Одним из важных направлений является работа по созданию туристских маршрутов. У туристов должна быть возможность во время отдыха побывать в разных местах Бурятии, ознакомиться с достопримечательностями, имея при этом на протяжении всего маршрута приличный сервис, и в первую очередь бытовой.

Нам нужно наращивать проведение в Бурятии мероприятий международного уровня. Это послужит привлечению туристов и развитию делового туризма, продвижению территории и решению социальных проблем.

— Вячеслав Владимирович, говоря о том, что Республика Бурятия ставит перед собой задачу обеспечения собственной продовольственной безопасности, очень важным является вопрос взаимодействия, а также использование опыта регионов России, специализирующихся на аграрном производстве. С какими субъектами РФ в данном случае Республика Бурятия ведет наиболее активное сотрудничество?

— Мы сотрудничаем со многими регионами России в различных областях, в том числе и в сфере сельского хозяйства. Особенно активно с ближайшими соседями – Забайкальским краем и Иркутской областью. На постоянной основе осуществляется взаимная поставка племенного скота, районированных сортов пшеницы, овса, производится поставка продукции, выпускаемой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятии, в том числе ООО "Бурятмяспром", ЗАО "Амта", ОАО "Бурятхлебпром", компанией "Велес", ООО "Пивоваренная компания "Сибирь", ООО "Пиката", фабрикой "Селенга" и другими.

В Бурятии готовятся квалифицированные специалисты для нужд агропромышленного комплекса Забайкальского края. Также в апреле этого года подписано Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Бурятии и администрацией Алтайского края.

Наряду с сотрудничеством в других областях предусмотрено и сотрудничество в области агропромышленного комплекса, в том числе обмен инновационными технологиями сельскохозяйственного производства, опытом организации работы на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов аграрного сектора.

Говоря о развитии агропромышленного комплекса в республике, важно отметить и то, что в 2011 году в целом он сохранил положительную тенденцию развития. Так, рост валовой продукции сельского хозяйства составил 18,4%, но при этом по данным на душу населения мы находимся только на восьмом месте в СФО.

В АПК сегодня реализуются четыре инвестиционных проекта республики, включенных в федеральный перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Байкальской лесной компанией открыт новый завод по глубокой переработке древесины, ведется модернизация Селенгинского ЦКК.

— Вячеслав Владимирович, хотелось бы затронуть и проблемные темы, касающиеся СФО в целом. Какие проблемы испытывает Сибирь в вопросе макрорегионального взаимодействия и создания общей инфраструктуры и в каких сферах в данном случае, напротив, наблюдается наибольшая динамика?

— Основная проблема создания и развития общей инфраструктуры Сибирского федерального округа в дефиците энергетической и транспортной инфраструктуры. От решения данной проблемы зависят перспективы развития комплексов по освоению природно-ресурсного и транзитного потенциала региона и реализации крупных инвестиционных проектов.

На решение этой проблемы планируется направить средства ФЦП "Комплексное развитие ДВЗ" на оды". Так, например, Правительством Республики Бурятии подготовлен инвестиционный проект "Комплексное развитие Забайкалья". Проект предполагает реализацию ряда крупных инвестиционных проектов, таких как строительство горно-обогатительных предприятий на базе Ермаковского и Озерного месторождений бериллиевых и полиметаллических руд; освоение Окино-Ключевского буроугольного месторождения; строительство горно-обогатительного предприятия на базе Орекитканского молибденового месторождения.

Проект включает в себя также проектирование и строительство объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, необходимых для создания и последующего функционирования новых промышленных предприятий.

Из общей стоимости проекта в 90 345 миллионов рублей стоимость объектов транспортной и энергетической инфраструктуры составляет 36 422 миллиона рублей, финансирование которых планируется осуществить из средств федерального бюджета.

Одним из направлений развития транспортной инфраструктуры Сибири является развитие воздушного транспорта, которое обеспечит устойчивые и доступные для большинства населения транспортные связи с западными и центральными районами России, а также внутрирегиональные связи прежде всего с труднодоступными районами Сибири, в том числе с теми, для которых воздушное сообщение является безальтернативным.

В этом направлении Правительством Республики Бурятии ведется работа по созданию на базе международного аэропорта "Байкал" в Улан-Удэ особой экономической зоны портового типа. Создание портовой зоны позволит на льготных условиях организовать центр обслуживания воздушных судов, в том числе производить их ремонт, техническое обслуживание, модернизацию, осуществлять складирование, хранение товаров, проводить простые сборочные операции.

— Вячеслав Владимирович, и последний вопрос, но уже не из сферы экономики. Вы неоднократно были признаны самым информационно открытым среди глав регионов Сибирского федерального округа. Как вам удается наладить столь плодотворный контакт со СМИ?

— Надо просто часто общаться с журналистами. В моей практике это существует. У журналистов очень часто накапливаются вопросы, на которые нет ответов, которые они не могут получить у чиновников более низкого уровня. Поэтому я считаю своей обязанностью раз в неделю встречаться с журналистами для того, чтобы представители СМИ имели возможность получить ответы на любые вопросы. Такой диалог не создает напряжения, каких-либо двусмысленных публикаций и не дает повода для обсуждения того, чего не существует вообще.

 

Александр Шелягин

Поделиться информацией: