Интервью
14 ноября 2012 17:42
Россия сегодня отмечает День социолога. Наука эта сравнительно молодая, но изучает она крайне важные и злободневные вопросы. К примеру, в конце XX века широкое распространение получило явление социологических опросов, которые сегодня являются неотъемлемой частью различных социологических исследований, частью информационного потока, самостоятельным информационным поводом и даже средством политической борьбы. О том, что такое социология сегодня и какие темы сейчас актуальны, ходят ли студенты на митинги, и многом другом "Сибинфо" рассказал заведующий кафедрой социологии Томского госуниверситета Виталий Кашпур.
- Поздравляем с профессиональным праздником! Что для вас День социолога?
— Спасибо за поздравления! Для меня этот праздник стал актуальным ровно пять лет назад, и с тех пор он имеет как профессиональный, так и биографический оттенок. Так получилось, что я защитил тогда кандидатскую диссертацию и коллеги меня впервые поздравили с Днем социолога. С тех пор стараюсь отмечать этот праздник.
— Сегодня в тренде техническое образование, ну и, конечно, экономическое с юридическим. Зачем люди идут учиться на социолога?
— Здесь есть различные мотивы. Часть студентов просто недобрала баллов, чтобы поступить на экономические специальности, а поскольку у нас по ЕГЭ общие дисциплины, они идут туда, где проходной балл ниже. Это, конечно, не основная часть студентов.
Большинство все же мотивированы, они действительно интересуются социологией, хотя поначалу и не имеют четкого представления о ней. Важно, что у них есть качество, присущее социологу, - любопытство. Это часто очень критически настроенные студенты, которые стремятся, выражаясь словами классика социологии Питера Бергера, заглянуть за официальные фасады реальности, понять, что же происходит на самом деле, а не слепо верить тому, что говорят по телевизору или с высокой трибуны.
— Какова сегодня главная проблема для социолога?
— Большой и нерешенный вопрос – чем же должна заниматься социология и кем должен быть социолог. Существуют две четко выраженные позиции. В первом случае социолог – это своего рода врач-диагност, который изучает общество, диагностирует проблемы, а решают их уже политики и общественные деятели. Это позиция чистой науки. Но есть и другая точка зрения: социолог не может оставаться в стороне и сам должен выступать в качестве политического и гражданского активиста. Единой точки зрения профессиональное сообщество до сих пор не имеет, и не только в России, но и во всем мире.
Сам я больше склоняюсь к первой позиции. Мне кажется, нужно разделять науку и политическую и гражданскую активность, поскольку, когда человек начинает заниматься активной борьбой с какими-либо общественными недугами, начинает размываться представления о том, что же такое социология – наука или социальная инженерия.
— Как в студенческой среде дело обстоит с отношением к протестной активности?
— Студентов интересуют более простые житейские темы. Например, какова идеальная семья, что движет студентом при выборе специальности. Тема протестной активности интересует, как правило, студентов старших курсов, у многих из них есть явный интерес к политике. Сейчас протестный тренд проходит, он не так актуален, что был год назад. Тогда были сомнения в честности выборов – в Томске около двух тысяч человек вышли на митинги. В этом процессе принимали участие и наши студенты.
— А какие темы сегодня наиболее актуальны и считаются самыми перспективными у сибирских социологов, в частности в ТГУ?
— Наш регион позиционирует себя как инновационная территория, является историческим центром образования и науки. В связи с этим центральными темами являются социология инноваций, социология образования, социология науки. Есть исследования, связанные с изучением предпринимательской среды, особенно малого и среднего бизнеса. Работаем также и над социологией молодежи – изучением социальной активности, гражданской активности.
У нас есть заказы, в том числе и из городской, и областной администраций. Изучаем то, что интересно не только нам, но и заказчикам. Одним из последних таких заказов было изучение проблематики гражданского и патриотического воспитания. Сравниваем те представления о патриотическом воспитании, которые заложены в органах власти, с теми, что действительно существуют у самой молодежи. Как они понимают, что такое "социальная активность", "патриотизм", и как они в этом участвуют.
— Хватает ли вам пространства кафедры социологии?
— Мы можем много чего хотеть, но есть политика Минобрнауки. Это тренд, который сформировался около четырех-пяти лет назад, связанный с сокращением бюджетного набора по гуманитарным специальностям и увеличения его по техническим. Реальность такова, что сегодня расширяться крайне сложно.
— Насколько такая ситуация вам представляется верной?
— У министерства свои соображения. Стране нужно создавать инновационную экономику, создавать модернизацию. При этом очень большой процент трудоустройства не по специальности наблюдается как раз среди выпускников технических специальностей. Эту ситуацию министерство и пытается переломить, правда, административной мерой. Мне это представляется не очень эффективным. Наверное, было бы более правильным создавать условия для развития промышленности и роста престижа и заработной платы в этой сфере. Тогда люди сами пойдут.
— Как вам рейтинг "эффективности-неэффективности" вузов?
— "Эффективность" – это прежде всего экономическое понятие, то есть ресурсы, капиталы и прочее. Критерии в этом рейтинге экономические. Но можно ли исходя из них делать выводы о качестве образования или принимать решения по слиянию и закрытию учебных заведений? Мне кажется, этот рейтинг должен быть дополнен двумя-тремя другими, где бы анализировались иные аспекты, и тогда уже можно делать какие-то выводы.
Павел Быковских
фото: tomsk-novosti.ru