Интервью
14 января 2014 14:46
13 января российские журналисты принимают поздравления. Официально праздник хоть и печатной прессы России, но отмечать его принято всеми СМИ в стране. Но праздник, как водится, это не только повод улыбнуться, но и обсудить наболевшее. У журналистов, как и представителей всех профессий, тоже болит. Некоторые проблемы (для всех даже статьи на интернет-ресурсе не хватит) портал "Сибинфо" обсудил с главным редактором "КоммерсантЪ-Сибирь" Павлом Шагиахметовым.
– Павел Казнахметович, какова сейчас обстановка со свободой СМИ? Что-то принципиально за год изменилось?
– Да, есть провластные СМИ, есть СМИ свободные, но у них тоже есть учредитель, и они не могут не учитывать его интересы. Это все понятно. Но тут смысл в другом – все зависит от редактора. Насколько его мозги свободные, насколько он сам свободен, настолько свободно и СМИ. В этом смысле хуже или лучше не стало. Но меняется состав редакторов, хороших руководителей все меньше. Поэтому, может, и свободы меньше стало.
У меня сейчас такое ощущение, что журналисты становятся перед выбором: сваливаться в самоцензуру или выбрать свой путь и работать в согласии со своими ценностями. Этот вопрос стал более актуален сегодня.
Может, такое ощущение оттого, что повод стал длиннее – журналистам как бы дают возможность выбирать. К сожалению, эффект, как правило, получается обратный. Право выбора дают, но выбирают не свободу, а самоцензуру. Это видно.
– В День печати не можем не спросить собственно про печать. Ухудшилась ли за год ситуация с печатной прессой? На тему вымирания газет с каждым годом прогнозы все печальнее и печальнее. Читать газеты стали меньше?
– Я думаю, что в России, в провинции как минимум еще лет десять печатный вариант СМИ будет существовать. Безусловно, интернет занимает все большее место, тиражи снижаются, ту же алкогольную рекламу запретили – поле сужается, процесс идет. Но есть и обратный процесс. Люди все-таки пока больше доверяют рекламе в бумажных СМИ. Есть ведь и общественная функция СМИ. Кто хочет получить качественную информацию, читает печатные газеты.
– В прошлом году во всех регионах Сибири прошли выборы разного уровня, в 2014 году в некоторых субъектах СФО выбирают губернаторов. Какова в этом процессе роль СМИ?
– Если говорить о влиянии, то влияют на электорат именно средства МАССОВОЙ информации. То есть СМИ с большой аудиторией. Это было, есть и будет. Но у меня такое ощущение, что даже не СМИ, а именно власти хотят усилить влияние. Или просто создать видимость. Еще мне кажется, что телевидение сдает позиции, но альтернативы телевизору пока нет.
Беседовала Александра Черданцева