Владимир Пономаренко: "В 2011 году регионы ничего не получат из федерального дорожного фонда"
20 января 2011 17:53
Томская область – один из субъектов Сибирского федерального округа, законодатели которого приняли поправки к Закону «О транспортном налоге». Таким образом, базовые ставки транспортного налога с 2011 года снизились в регионе вдвое. О том, что ожидает автовладельцев в ближайшем будущем и как изменится ситуация с дорогами в Томской области, рассказал председатель бюджетно-финансового комитета областной Думы Владимир Пономаренко.
- Владимир Лукьянович, как вы считаете, насколько экономически целесообразными станут принятые изменения для автоперевозчиков Томской области? И насколько пострадает или, наоборот, выиграет от повышенных акцизов на топливо томский бизнес?
- В создавшихся условиях важно поддержать бизнес. Конечно, если подсчитать, то окажется, что поддержка не такая уж и большая. Возьмем пассажирский автобус ПАЗ, который тратит 20 000 литров топлива в год. Из расчета, что цена на ГСМ поднимется на 1 рубль, значит, в 2011 году он дополнительно заплатит 20 000 рублей. Мы ему снижаем налог в 2 раза. Для ПАЗика экономия составит 1600 рублей по транспортному налогу. В сумме владелец ПАЗика дополнительно будет платить 18.400, а не 20.000. Замечу, что в течение всех кризисных лет мы старались поддерживать малый бизнес разными способами: введением упрощенной системы налогообложения, не трогали ставки налога на имущество. Поэтому щадящие условия малого бизнеса надо сохранять и на последующие годы.
- Бензин подорожал после нового года на всей территории Сибирского федерального округа. Так, стоимость литра бензина АИ-92 в Томске на сегодняшний день колеблется от 22,5 до 23 руб, тогда как цена дизельного топлива поднялась в регионе до 25 руб. В Иркутске, например, цена поднялась до рекордных 26,8 руб. Как вы думаете, почему сложилась такая странная ситуация: бензин менее качественный, а цена выше?
- Мотивы федерального законодателя на этот счет таковы: если не будет разницы между ценой на солярку и бензин повышенного экологического качества, то потребители будут выбирать более качественное топливо. Это экономическая сторона произошедших изменений. Оптовые цены установлены таким образом, что чем выше качество бензина, тем ниже оптовая цена. Это сделано для того, чтобы большее количество людей заправлялись качественным горючим. Это некий стимул для создания качественного горючего в стране.
- Так все-таки: для чего, по вашему мнению, федеральными властями решено увеличить акцизы на топливо и к чему это может привести в будущем?
- Главное назначение увеличившихся акцизов – это пополнение федерального дорожного фонда. Давайте подсчитаем, сколько средств область собирает в год транспортного налога и сколько тратит на дороги. Собирает 500 млн в год, а только на ремонт и содержание дорог тратим более миллиарда. А если взять еще и строительство новых дорог, то добавим сюда еще около миллиарда рублей. В 2010 году на дороги ушло 2,5 млрд рублей, при нашем транспортном налоге в 500 млн рублей. В 2011 году в бюджете заложена сумма на уровне прошлого года, возможно, будет больше. Поэтому и было принято решение собирать эти средства в виде акциза – специального налогового поступления, которое будет идти только в дорожный фонд.
- С какого времени регионы начнут получать прибыль от дорожного фонда? И на какую сумму рассчитывает конкретно Томская область?
- В 2011 году в фонде должно собраться 84 млрд рублей, но регионы ничего не получат в этом году. А в 2012 году эта цифра увеличится в два раза, и половина из них будет распределена по субъектам РФ. С этого года область должна будет получать из федерального дорожного фонда средства специально на дорожное строительство. Если учесть, что рубль с каждого проданного литра бензина сразу же отправляется в федеральный дорожный фонд, то из Томской области в этом году уйдет туда порядка 700 млн рублей. Сколько вернется в 2012 году? Поживем - увидим.
Материал подготовлен при содействии Законодательной думы Томской области.