Интервью
3 июня 2013 18:29
Кампания ЕГЭ–2013 обросла уже приличным бэкграундом скандалов. Не успел стартовать первый обязательный экзамен по русскому языку, как в Сеть вывалились фотографии с заполненными бланками. Неделю спустя, 3 июня, во время сдачи второго обязательного ЕГЭ по математике история повторилась. А вообще нарушений в рамках экзамена намного больше. О том, что волнует выпускников при сдаче единого госэкзамена, главной проблеме ЕГЭ и почему в нынешнем своем виде он плодит будущих коррупционеров, "Сибинфо" рассказала зампред комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Любовь Духанина.
– Любовь Николаевна, сейчас вы принимаете звонки от выпускников и родителей на горячей линии по вопросам ЕГЭ. Кампания действительно проходит скандально?
– Сдача ЕГЭ проходит с большим количеством вопросов. В первый день, когда выпускники сдавали русский язык (27 мая. – Прим. ред.), мы получили свыше трех тысяч звонков. Большая часть звонивших говорили о нарушениях. Это вопросы информационного характера, знаменитый вопрос B8, где присутствует перечисление. Дети пытаются найти подсказку, как опротестовать аннулированные результаты за пользование шпаргалками. Дети и родители обсуждают именно эти истории.
– Много ли вопросов об опротестовании результатов экзамена?
– Самих фактов удаления выпускников с экзамена немного, поэтому и число таких звонков невелико. Другое дело, что львиная доля вопросов посвящена неотвратимости наказания: "А что будет, если я…" Дети изучают этот вопрос все более тщательно. Много вопросов о том, когда будут результаты. Родителей серьезно беспокоит дискриминация честного ребенка. Бывает такое, что ребенок хорошо учился все школьные годы, а его результаты ниже, чем у "некоторых" детей, пользующихся "поддержкой" взрослых. Это приводит к неравенству условий.
– Это проблема самой формы ЕГЭ, системный изъян?
– Здесь несколько причин. Очевидно, что введение ЕГЭ привело к сдвигу целей. Раньше была логика – хорошо учиться и поступить в престижный вуз, сегодня логика – хорошо сдать ЕГЭ. Отсюда изменились и технологии достижения цели. На уровне 11-го класса дети фактически занимаются только теми предметами, по которым им сдавать ЕГЭ, не уделяя времени остальным занятиям. Это ведет к снижению общего качества образования.
– Классический вопрос: что делать?
– Во-первых, предлагаю ввести систему оценивания через независимый центр тестирования. Второе – необходимо увеличить длительность процесса сдачи экзамена, дав возможность пересдачи. К примеру, сдал ребенок в январе экзамен, посмотрел на свой результат, сделал выводы, позанимался и в апреле пришел еще раз сдал. Конечно, в такой ситуации вторая сдача может быть платной. Однако это позволит сделать подготовку более системной.
– Есть предложения вообще отменить ЕГЭ, ведь не секрет, что форма тестирования несовершенна.
– Форма тестирования никак не влияет на желание покупать или не покупать. При устном экзамене может быть то же самое. Нам нужно вытащить систему оценивания из ситуации заинтересованности в искажении результатов. Проблема еще и в стремлении "пособить" родному человечку. Некоторые родители прямо заявляют: "Ну и что, ребенок и раньше списывал". Однако теперь списывание превращается в способ решения задачи.
– Такая коррупция в образовании на уровне выпускников школ…
– Получается именно так. Выпускник активно осваивает технологии использования коррупционных механизмов, наверное, как адаптацию к будущей жизни. Особенно когда взрослые допускают утечку (публикация ответов ЕГЭ в Интернете. – Прим. ред.), их поведение провоцирует детей: есть правильные ответы, почему бы не воспользоваться. В результате наносится урон ребенку с точки зрения его воспитания, формирования его взглядов…
– Собственно, и с позиции борьбы с коррупцией.
– Да.
Павел Быковских
Фото: oprf.ru