Интервью
29 октября 2012 10:10
Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко рассказал порталу "Сибинфо" о приоритетных направлениях работы и роли Приангарья в процессе расширения взаимодействия между сибирскими регионами.
– Ответственность и сложность работы на посту губернатора не вызывают сомнений. Сергей Владимирович, какие направления деятельности на данном посту выделяются Вами в качестве первостепенных и требующих пристального внимания?
– Сохранение социально-экономической стабильности в области требует внимания к огромному множеству вопросов, таких как развитие социальной сферы, инфраструктуры, экономическое планирование, реализация на территории региона важнейших инвестиционных проектов, поддержка всех отраслей экономики.
Для формирования благоприятных условий функционирования всех сфер экономики особое внимание мы уделяем основным приоритетным направлениям: развитию туристической, транспортной и энергетической инфраструктур, развитию производств по глубокой переработке нефти и газа на базе действующих и новых производств.
Сегодня остро стоит вопрос модернизации жилищно-коммунального хозяйства, необходимо решение экологических проблем путем строительства полигонов бытовых отходов, очистных сооружений, водозаборов.
На решение поставленных задач потребуются значительные бюджетные расходы. И поэтому главным направлением работы регионального правительства в бюджетной политике является оптимизация бюджетного планирования и снижения неэффективных бюджетных расходов.
– Иркутская область – один из наиболее сильных в экономическом плане регионов СФО. На лидерство в каких сферах может рассчитывать Приангарье в долгосрочной перспективе?
– Среди субъектов Сибирского федерального округа Иркутская область занимает ведущие рейтинговые позиции. По итогам 2011 года область вошла в пятерку лучших субъектов округа (по объему промышленного производства – 3-е место, по объему работ, выполненных по виду деятельности "строительство", – 4-е место, по вводу жилья на 1000 человек – область впервые за последние четыре года поднялась с 11-го места на 8-е. По объему инвестиций в основной капитал регион держится на 4-м по СФО). В 2012 году сложившиеся тенденции сохраняются.
Наш регион – крупный промышленный центр. В структуре Приангарья наибольшее развитие приобрели лесопромышленный, металлургический, электроэнергетический и химический комплексы. Продукция предприятий занимает значительную долю в общероссийском производстве (53% – синтетические смолы и пластмассы, 50% – товарная целлюлоза, 45% – ПВХ, 34% – алюминий, 33% – гидроэлектроэнергия, 15% – древесина, 10% – пиломатериалы).
Для сохранения лидирующих позиций Иркутской области в этих направлениях приоритетной задачей для нас видится развитие транспортной и энергетической инфраструктур, в частности – создание новых генерирующих мощностей, строительство и реконструкция дорог, развитие воздушного транспорта (реконструкция аэродромов, создание новых рейсов, сервисного центра для обслуживания самолетов) и речного транспорта.
Кроме того, приоритетом является содействие в формировании и становлении новых для региона направлений. Наличие месторождений, инфраструктуры, кадровых ресурсов определяют целесообразность развития глубокой и комплексной переработки углеводородного сырья, организации новых газохимических производств, формирования нефтегазохимического и химико-фармацевтического кластеров.
Для решения вопроса организации промышленной инфраструктуры для лесного комплекса мы ведем работы по созданию условий для цивилизованной заготовки и переработки леса.
Конечно, не стоит забывать о главном преимуществе региона – озере Байкал. Главным приоритетом здесь является развитие туристической инфраструктуры, создание единого туристско-рекреационного комплекса.
– Сибирский федеральный округ огромен и власти субъектов СФО предпринимают меры для усиления межрегионального взаимодействия. На какое место в процессе региональной консолидации может рассчитывать Иркутская область, и на какие проблемы в этом процессе в целом нужно обратить внимание?
– В Иркутской области сохраняется устойчивый рост объемов товарооборота с субъектами Сибирского федерального округа. Так, в 2010 году товарооборот Иркутской области с субъектами СФО составил 74,8 миллиарда рублей и увеличился почти в два раза по сравнению с 2005 годом.
Несмотря на заметное развитие торгово-экономического сотрудничества между регионами, взаимоотношения Иркутской области с субъектами Российской Федерации, в том числе с субъектами СФО, не ограничиваются контактами только в этой области.
Катализатором максимального использования потенциала регионов Сибири является объединение усилий власти, бизнеса и научного сообщества по созданию зон развития единого инфраструктурного и экономического пространства наших регионов, что будет способствовать опережающему развитию промышленной инфраструктуры для обеспечения задач модернизации экономики наших регионов; развитию транспортной инфраструктуры для снятия ограничений по транспортной доступности путем создания единой межрегиональной системы авиаперевозок и единых транспортных коридоров с участием Иркутской области, Республики Бурятии и Забайкальского края; развитию туристической инфраструктуры в рамках существующих зон туристско-рекреационного типа для формирования межрегионального туристического продукта "Байкальское кольцо", объединяющего Иркутскую область и Республику Бурятия, "Великий чайный путь", включающий также и Забайкальский край.
Ключевыми областями сотрудничества остаются образование и здравоохранение, наука, культура и спорт. Интенсивно развиваются прямые связи между театрами, библиотеками, музеями, проводится постоянный обмен опытом работы учреждений здравоохранения, образования.
– С какими регионами СФО Иркутская область сотрудничает наиболее тесно?
– Наиболее благоприятно развиваются рыночные отношения с соседними регионами – стратегическими партнерами в сфере единого экономического пространства: Республикой Бурятия, Красноярским и Забайкальским краями.
Договоренности о сотрудничестве в сферах общих интересов Иркутской области с другими субъектами Российской Федерации, в том числе с регионами СФО, закрепляются в рамках соглашений. Мы уже подписали двенадцать соглашений, из них пять – с субъектами СФО (Красноярский, Забайкальский, Алтайский края, Республика Бурятия, Омская область).
В 2013 году планируется подписание обновленного соглашения о сотрудничестве с Правительством Республики Саха (Якутия), а также с Правительством Республики Тыва.
– В настоящее время очень много говорится о Госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока. Заявлялось, что в Иркутске может быть организовано одно из центральных представительств данной структуры. Какие дивиденды принесет региону деятельность Госкомпании и какие неблагоприятные факторы могут сопровождать ее работу?
– Государственная корпорации по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона в настоящее время еще не создана, поэтому оценивать неблагоприятные факторы, сопровождающие ее работу, а также объем дивидендов преждевременно.
В качестве инструмента поддержки приоритетных проектов развития Дальневосточного и Байкальского регионов создан Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" разработана программа по финансированию содействия проектам регионального и городского развития (ФСПР).
Целью внедрения указанного механизма является расширение возможной реализации – на условиях концессий или иных форм ГЧП – инфраструктурных проектов с участием региональных и муниципальных администраций в условиях ограниченных бюджетных средств. Общий объем участия Внешэкономбанка в ФСПР предполагается сформировать в размере 10 миллиардов рублей в течение пяти лет.
Оператором данной программы в зоне Восток (Дальний Восток и Байкальский регион) выступит дочерняя структура ВЭБ – ОАО "Фонд Развития Дальнего Востока и Байкальского региона". В апреле 2012 года нами подписано соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности.
В настоящее время достигнута договоренность о возможности рассмотрения организации финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Александр Шелягин
фото Алексея Головщикова