Интервью
12 марта 2013 11:30
Наркомания является серьезной проблемой для всех регионов России. Последние социальные и экономические решения оказали на наркоситуацию в стране как положительное, так и отрицательное влияние. О ситуации в Сибирском федеральном округе порталу "Сибинфо" рассказал заместитель руководителя аппарата Государственного антинаркотического комитета, начальник Управления по СФО, генерал-лейтенант полиции Виталий Яковлев.
– Виталий Леонидович, какова общая ситуация с употреблением наркотических веществ в регионах Сибирского федерального округа по сравнению с общероссийской?
– Употребление населением наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ является в настоящее время одной из глобальных проблем в России.
Проблема заболеваемости наркоманией в регионах Сибирского федерального округа (далее – округ) также остается злободневной, а степень ее распространенности среди населения – весьма высокой. Достаточно сказать, что в десятку наиболее неблагополучных регионов страны входят пять субъектов РФ, расположенных в пределах Сибирского федерального округа. Это Алтайский край, Иркутская, Новосибирская, Кемеровская и Томская области.
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года № 485 и решением Государственного антинаркотического комитета от 21 декабря 2011 года во всех субъектах Российской Федерации в первом квартале 2012 года проведен мониторинг наркоситуации. Его результаты позволяют объективно, по единым критериям, оценить обстановку как в каждом регионе, так и в целом в стране.
По состоянию на 1 января 2012 года в СФО число лиц, зарегистрированных в наркологических учреждениях, составило 99 398 человек, в том числе с диагнозом "наркомания" – 66 122 человека, с диагнозом "потребление наркотических средств и психотропных веществ с вредными последствиями" – 33 276 человек. Наибольшее количество лиц с диагнозом "наркомания" зарегистрировано в Новосибирской (12 117 человек), Иркутской (11 763 человека) и Кемеровской областях (10 548 человек). Наименьшие показатели – в Республиках Тыва (668 человек), Бурятия (674 человека) и Алтай (359 человек).
За последние пять лет динамика числа наркологических заболеваний в округе свидетельствует об уменьшении количества больных наркоманией: 2007 год – 80 305, 2008 год – 79 969, 2009 год – 77 148, 2010 год – 72 071, 2011 год – 66 122.
Можно сделать вывод о действенности принимаемых в округе межведомственных антинаркотических мер как медицинского (лечение и реабилитация), так и организационного (сверка наркоучетов) характера.
В целом, согласно результатам проведенного мониторинга наркоситуации, критерии оценки наркоситуации в 2011 году по показателю общей заболеваемости наркоманией и обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, в СФО соответствует предкризисному состоянию.
Кризисные оценки по данному показателю отмечены в Республике Хакасия, Кемеровской, Томской, Иркутской и Новосибирской областях.
Предкризисная ситуация складывается в Республике Тыва. В Республике Бурятия – удовлетворительная ситуация, в остальных субъектах РФ округа данный показатель соответствует тяжелому уровню.
В настоящее время во всех регионах округа заканчивается работа по проведению мониторинга наркоситуации за 2012 год. В этом году мы получим возможность сравнить результаты и определить тенденции в развитии наркоситуации. Эти данные станут основой для принятия необходимых управленческих решений.
– Наблюдается ли спад изготовления и употребления дезоморфина после запрета на продажу без рецепта кодеиносодержащих лекарственных препаратов?
– Проведенный Управлением по СФО аппарата ГАК анализ показал, что во втором полугодии 2012 года после введения с 1 июня 2012 года рецептурного отпуска лекарственных средств, содержащих кодеин, в наркоситуации произошли позитивные изменения.
Они подтверждается результатами оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также сведениями, поступающими из медицинских учреждений.
Так, объемы реализации через аптечную сеть наиболее востребованных кодеиносодержащих лекарственных препаратов снизились на 50-90% в зависимости от региона.
Жители округа с пониманием отнеслись к введению рецептурного отпуска кодеиносодержащих лекарственных препаратов и сокращению продаж данных лекарственных средств в аптечных сетях, что, прежде всего, обусловлено широким ассортиментом эффективных анальгетических и противокашлевых лекарственных средств, являющихся аналогами кодеиносодержащих лекарственных препаратов.
Жалоб граждан на дефицит обезболивающих и противокашлевых препаратов в учреждения здравоохранения и фармакологии округа не поступало.
Прямым следствием введения рецептурного отпуска стало сокращение объема изъятого из незаконного оборота наркотического средства дезоморфин.
Положительная тенденция также наблюдается и в сокращении количества выявленных наркопритонов, где производится и употребляется дезоморфин. Так, например, сотрудниками Управления ФСКН России по Кемеровской области в 2012 году выявлен один наркопритон, в котором употреблялся дезоморфин, в 2011 году было выявлено шесть таких наркопритонов. Управлением ФСКН России по Республике Хакасия за период июнь-декабрь 2012 года выявлено 15 дезоморфиновых наркопритонов, а за аналогичный период 2011 года – 25. Управлением ФСКН России по Омской области за 2012 год выявлено восемь дезоморфиновых притонов, в 2011 году – 14.
Однако распространение дезоморфиновой наркомании по-прежнему является одним из факторов, ухудшающих наркообстановку. Поэтому территориальные органы ФСКН России в СФО проводят мероприятия, направленные на выявление аптечных учреждений, где провизоры реализуют кодеиносодержащие препараты без рецепта врача.
Приведу пример. Так, в августе 2012 года сотрудниками УФСКН России по Республике Хакасия был установлен факт реализации в аптеке "Живика" кодеиносодержащих препаратов без рецепта. В результате проведенной работы материал об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без регистрации и лицензии) был передан в мировой суд. По результатам рассмотрения материала принято решение о наложении на фармацевта аптеки "Живика" штрафа в размере 2 500 рублей.
Аналогичная практика наработана также в Республике Тыва, Алтайском крае, Новосибирской и Омской областях.
– Доказали ли достаточную эффективность эксперименты по тестированию на употребление наркотиков в учебных заведениях?
– Вопрос тестирования молодежи на наркотики был поднят на самый высокий уровень на выездном совещании в апреле 2011 года в Иркутске президентом России, тогда Дмитрием Медведевым.
С тех пор практически в каждом регионе России среди молодежи проводится добровольное анонимное тестирование на наркотики.
Каждый регион Сибирского федерального округа самостоятельно решает – как, в какие сроки и кто будет проходить тестирование.
Хочу подчеркнуть, что в соответствии с действующим законодательством органы наркоконтроля не получают данных по конкретным гражданам, чья проба оказалась положительной. Мы получаем информацию только по количеству проведенных проверок и их результатам. Наличие положительных проб является основанием для проведения в учебном заведении дополнительных профилактических мероприятий.
На мой взгляд, добровольное тестирование является серьезной превентивной мерой против употребления наркотиков.
В то же время директор ФСКН России, председатель ГАК Виктор Иванов не видит необходимости принятия отдельного закона о тестировании молодежи. Главное – сделать употребление наркотиков непрестижным, разрушить романтику этой субкультуры. Необходимо прививать своего рода психологический иммунитет населению и, прежде всего, молодежи, начиная с младшего школьного возраста и дошколят. Нужны программы, разработанные Министерством образования, Министерством культуры. Должны и родители, особенно молодые, иметь достаточно информации, что такое наркотики, какой от них вред и последствия. Необходимы также определенные образовательные модули в школах для разных возрастных групп.
– Каким образом осуществляется взаимодействие антинаркотической комиссии с общественными организациями, занимающимися профилактикой наркомании и реабилитацией наркозависимых?
– Антинаркотическая комиссия субъекта РФ в соответствии с ее положением является органом, обеспечивающим координацию деятельности всех заинтересованных органов по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. И осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в том числе с общественными объединениями и организациями.
Таким образом, деятельность общественных организаций всегда находится в центре внимания антинаркотической комиссии региона. Вопросы взаимодействия с ними становятся предметом обсуждения на соответствующих заседаниях. Так, в мае 2012 года в Забайкальском крае был рассмотрен вопрос о мерах поддержки деятельности волонтерских молодежных движений и общественных объединений, осуществляющих антинаркотическую деятельность на территории Забайкальского края.
Итогом рассмотрения вопроса стала рекомендация руководителям высшего и среднего профессионального образования содействовать участию волонтерских молодежных движений и общественных объединений в социально направленных мероприятиях. Министерствам образования и здравоохранения Забайкальского края, а также правоохранительным органам организовать эффективную антинаркотическую деятельность волонтерских организаций в муниципальных образованиях, оказывать им необходимую организационно-методическую помощь, рассмотреть возможность обучения на курсах повышения квалификации по программам, направленным на подготовку специалистов по профилактике злоупотребления ПАВ, представителей высшего и среднего профессионального образования Забайкальского края.
Дополнительно предписано руководителям муниципальных образований изыскать возможность поддержки таких организаций и выделить средства на поощрение наиболее активных представителей.
В Кемеровской области проводятся специальные обучающие семинары с волонтерами по профилактической работе со сверстниками. Представитель волонтерских отрядов включен в Общественный совет при Управлении ФСКН России по Кемеровской области.
В Новосибирской области на заседании АНК принят ряд решений по волонтерскому движению. В частности, организация мероприятий, способствующих расширению молодежного добровольческого движения в Новосибирской области, выделена в отдельное направление деятельности управления по делам молодежи Новосибирской области. Мероприятия по развитию движения включены в долгосрочную областную целевую программу "Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на оды", другие целевые программы, направленные на профилактику социально-негативных тенденций среди молодежи.
– Как изменилась активность этнических наркоторговцев за последнее время? Можно ли говорить о прежней актуальности "цыганских" районов для городов Сибири?
– Сохраняющаяся безработица и напряженность в странах Центральной Азии, в совокупности с возможностью получения высоких доходов от контрабандных поставок наркотических средств на территорию России, способствует формированию этнических организованных преступных групп, осуществляющих контрабанду и торговлю наркотиками
Рост интенсивности миграционных потоков из стран Центральной Азии и количества иностранцев, зарегистрированных на территории Сибирского федерального округа, неизбежно оказывает влияние на наркообстановку, так как способствует развитию международных криминальных связей.
Наиболее серьезное влияние на наркообстановку оказывают три этнические группировки: таджикская, узбекская и киргизская. Именно они играют доминирующую роль в поставке и распространении наркотиков из Центрально-Азиатского региона на территории Сибирского федерального округа.
В 2012 году в СФО на 40% увеличился рост наркопреступлений, совершенных гражданами Киргизии, на 30% – гражданами Казахстана и Узбекистана, на 20% – гражданами Таджикистана.
Наркотические средства, прежде всего героин, опий-сырец и наркотики каннабисной группы, контрабандным путем перемещаются крупными оптовыми партиями из Афганистана через Таджикистан и Узбекистан и далее транзитом через Киргизию и Казахстан в сибирские города: Омск, Новосибирск, Рубцовск, Кемерово, Новокузнецк, Красноярск, а затем, более мелким оптом, при помощи автомобильного и пассажирского железнодорожного транспорта, перевозятся наркоторговцами в другие регионы.
В целом же большинство поставок наркотиков осуществляют преступные группы с многонациональным составом.
Так, в июле 2012 года УФСКН России по Томской области пресечена деятельность организованной преступной группировки, длительное время занимавшейся поставками крупных партий героина на территорию Томской области из Киргизии. В ходе специальной операции впервые в области изъята оптовая партия героина общим весом около трех килограммов с высоким содержанием действующего вещества (75%). По оценке экспертов, изъятая партия эквивалентна полумиллиону разовых доз для розничного сбыта. По ценам "черного" рынка изъятая партия оценивается в три миллиона рублей. Маршрут поставки проходил из Киргизии через Алтайский край и Новосибирскую область.
Что касается цыганской диаспоры, то ее представители занимаются, прежде всего, розничной торговлей, закупая мелкооптовые партии наркотиков. В настоящее время в регионах нашего округа уже нет так называемых "цыганских" районов, где бы велась торговля наркотиками в открытую. Мы не ведем специальной статистики, но в период с 2006 по 2010 год много лиц цыганской народности были осуждены к большим срокам лишения свободы и отбывают в настоящее время наказание.
– Какие меры принимаются для контроля наркотрафика в Сибирь через границу с Казахстаном после ее фактического открытия? Насколько эффективно это направление деятельности? Можно ли говорить об увеличении наркотрафика?
– Выявление контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ является одним из ключевых направлений в борьбе с их незаконным оборотом, позволяющим на первоначальном этапе пресекать их ввоз на территорию России и дальнейшее распространение среди населения. Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана способствует постоянному увеличению потока мигрантов и грузов из Центрально-Азиатского региона на территорию Российской Федерации через российско-казахстанскую границу, в том числе на ее участке в пределах Сибирского федерального округа.
Анализ статистических данных преступлений по фактам контрабанды наркотических средств и других подконтрольных веществ показывает, что представители транснациональных преступных группировок активизировали свою деятельность в условиях действия Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.
По нашим данным, за 2012 год всеми правоохранительными органами СФО выявлено 196 фактов контрабанды наркотических средств, рост составил более 90% по сравнению с 2011 годом. Органы наркоконтроля выявили 153 таких факта, большинство уголовных дел возбуждено по статье 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств). Из незаконного оборота изъято свыше 150 килограммов наркотиков, более половины из которых героин.
В 2012 году была отмечена активизация граждан Казахстана по осуществлению контрабанды наркотических средств, было задержано девять человек, а в 2011 году – только один гражданин Казахстана. Данную тенденцию можно объяснить введением Таможенного союза, т. е. упрощенным режимом пребывания на территории РФ для граждан Республики Казахстан, чем не могли не воспользоваться наркопоставщики.
В настоящее время на российско-казахстанском участке границы осуществляется только процедура пограничного контроля, в связи с чем риски проникновения наркотиков на территорию Российской Федерации неоднократно возросли. Этому способствует и слабая техническая оснащенность пунктов пропуска через государственную границу РФ. Пограничные органы не имеют в своем оснащении те технические средства, которые находились в распоряжении таможенных органов.
Наибольшая оптовая партия афганского героина в СФО перехвачена Управлением ФСКН России по Кемеровской области. 16 декабря 2012 года сотрудниками УФСКН России по Кемеровской области при обследовании транспортного средства с грузом лука из Бишкека обнаружены и изъяты 86 свертков с героином общим весом 83,5 килограмма. Автомобиль пересек границу РФ, пройдя пограничный контроль в Алтайском крае.
Для повышения эффективности противодействия контрабанде наркотиков правоохранительными органами округа предпринимаются существенные меры различного рода. Об их большей части я говорить не имею права. Могу лишь сказать, что государственная граница РФ будет укрепляться, мы предлагаем оснастить инспекционно-досмотровыми комплексами пограничные пункты пропуска, ввести персонифицированный автоматизированный миграционный учет в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также создать межгосударственную систему мониторинга перемещения грузов и пассажиров по наркоопасным маршрутам.
27 декабря 2012 года в Москве состоялось заседание Государственной пограничной комиссии, в которой принял участие полномочный представитель президента РФ в СФО Виктор Толоконский. На заседании выработаны конкретные решения по мерам усиления борьбы с незаконной миграцией через государственную границу РФ, по совершенствованию порядка ввоза в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции в интересах противодействия незаконному обороту наркотиков, а также по совершенствованию деятельности Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В этом году запланировано проведение совещания при полномочном представителе президента РФ в СФО по вопросу координации взаимодействия правоохранительных органов СФО в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
Считаю, что указанные меры позволят получить необходимые результаты и положительно скажутся на наркоситуации в Сибирском федеральном округе.
Марина Петренко
фото: пресс-служба УГАК по СФО, krsk.sibnovosti.ru, vluki.ru, old.rian.ru