Интервью
3 июля 2013 19:50
Реформа МВД, хотя и официально объявленная проваленной, отразилась на всех структурах ведомства в той или иной степени. Впрочем, насущных проблем она не решила: полиции все время не хватает либо людей, либо техники, либо денег. Хотя чаще всего сразу.
В день ГИБДД корреспондент "Сибинфо" спросила члена комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты РФ Дениса Дворникова, чего же не хватает дорожной полиции и что могут ей принести возможные дальнейшие изменения.
– Денис Владимирович, отразилась ли на ГИБДД реформа Министерства внутренних дел?
– Мне кажется, на работе ГИБДД в большей степени отразился технический прогресс. Я имею в виду установку камер в машинах сотрудников, которые действительно сократили число вымогательств взятки. Другое дело, что водители часто сами предлагают, но такого активного требования мзды – я думаю, и многие автолюбители со мной согласятся – стало меньше.
Но я бы не связывал это напрямую с реформой, это скорее именно техническое оснащение и, может быть, повышение ответственности, появление прецедентов уже серьезных наказаний за это.
– Есть ли в структуре ГИБДД такие проблемы, которые реформа не решила и которыми действительно необходимо заняться на самом высоком уровне?
– Есть проблема, которая касается не только ГИБДД, но и всей правоохранительной системы. Это, безусловно, кадровая проблема – количество и качество кадров. Когда на небольшую зарплату принимают людей, которые, получив мало-мальский опыт, сразу уходят в отставку, и государству снова приходится затрачивать силы, чтобы обучить новую партию молодых сотрудников, это не повышает эффективность.
Например, я знаю, что в Следственном комитете даже в Москве, не самом бедном регионе, сотрудник, который проработал больше двух лет, – уже корифей, просто старожил. Средний стаж там два-три месяца, бывает до полугода.
Это абсолютно серьезно. И думаю, что в ГИБДД проблемы схожие, поскольку на них оказывается очень серьезное информационное давление, условия работы очень тяжелые. Представьте: человек стоит, сколько вдыхает грязи из воздуха, и сколько он из воздуха негатива получает, поскольку каждая проезжающая машина несет в себе неприязнь к этому человеку в форме. Это тоже такой психологический момент.
Поэтому, конечно, это глобальная проблема для всех, включая ГИБДД, и здесь нужно что-то делать. Делать эту профессию престижной, привлекательной и, возможно, давать какие-то социальные льготы, чтобы туда шли действительно достойные люди.
– Мне казалось, что сотрудникам МВД уже обеспечили и хорошую зарплату, и социальные льготы. По крайней мере, по официальной информации. Разве не так?
– Давайте просто сравним зарплату в какой-нибудь юридической фирме и в тех же органах МВД или ГИБДД. Я думаю, что все-таки частный бизнес более привлекателен и с точки зрения зарплаты, и с точки зрения свободы, потому что человек может, помимо работы в штате, еще иметь какой-то маленький бизнес, он не находится под микроскопом у спецслужб.
Поэтому надо как-то, помимо зарплаты, поднимать опять же престиж работы и престиж мундира. Но я уверен, что и сейчас работают весьма достойные люди, благодаря которым более-менее машины ездят по дорогам. Не всегда же виноваты сотрудники ГИБДД. Тут, скорее, претензии к дорожным службам, которые у нас сегодня, к сожалению, просто катастрофически плохо работают.
– Говоря о престиже: еще лет 20 назад сотрудник ГИБДД был едва ли не самым любимым персонажем анекдотов и вообще особой популярностью у людей не пользовался. Сегодня анекдоты рассказывают про других персонажей. Стали больше уважать?
– Уже как-то нашутились про "гаишников". Все, что нужно, шутки выдали, и уже это перестало быть смешным. Народный юмор фиксируется на других персонажах теперь.
Но все-таки какие-то изменения в ГИБДД произошли. Ушли такие вопиющие случаи и ситуации, которые действительно вызывали возмущение у людей. И на фоне других событий, коррупционных скандалов проблемы этого ведомства ушли на другой план.
– Сейчас идут разговоры о возможной контрреформе МВД, в частности для возвращения утраченных полномочий. Как вы считаете, окажется ли она необходимой ГИБДД?
– У меня в последнее время слово "реформа" вызывает какой-то приступ физиологического отвращения, поскольку у нас что ни реформа, то какой-то демонтаж любой системы. Так с медициной, социальной сферой, сейчас вот громкий скандал вокруг реформы Российской академии наук. Реформа стала уже синонимом разрушения.
Мне кажется, пора прекратить реформировать ведомства, и в том числе такое чувствительное ведомство, как МВД. Нужно не реформировать, а развивать. Планомерно ставить задачи, ставить себе ясные цели в программах по этому развитию. Каким мы хотим видеть сотрудника ГИБДД через пять лет, через три года? И к этому стремиться. Какими навыками он должен обладать, какими умениями, каким оборудованием, каким стилем поведения?
И это не реформа, это развитие, ведь это программа улучшения строительства этой системы. Есть система, есть люди, костяк работает. Есть те, кто действительно увлечен этой профессией. Надо на их основе, прислушиваясь к мнению профессионалов, выстроить эту систему. Я бы так предложил.
Марина Петренко