Интервью

Надежда Аникеева: "Взрослые оказались не готовы к обрушившемуся на детей потоку информации"
Надежда Аникеева Взрослые оказались не готовы к обрушившемуся на детей потоку информации

20 ноября 2012 17:53

Всемирный день детей отмечает мировое сообщество 20 ноября. Эта дата исходя из названия во многом связана с деятельностью, которая направлена на благополучие каждого ребенка. В этом контексте портал "Сибинфо" побеседовал с уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Новосибирской области Надеждой Аникеевой, которая рассказала, как выглядит сегодня отечественная система детской правозащиты.

— Надежда Васильевна, на какой основе в современной России выстраивается защита прав ребенка?

— С того момента, как в Российской Федерации был ратифицирован основной международный документ - Конвенция о правах ребенка - система детской правозащиты выстраивается исходя из тех норм, которые заложены в этот нормативный акт.

Если же говорить в целом об актуальности проблемы защиты детей, то данный вопрос был и будет одним из основных всегда. Ребенок изначально не может быть уравнен со взрослыми людьми, он не может сам защищать себя и свою жизнь, которая должна быть достойной. И именно из понимания этого осуществляют свою работу все институты, занимающиеся правовой защитой детей.

— В настоящее время систему детской правозащиты в нашей стране можно назвать сформированной?

— Можно говорить, что на сегодняшний день эта система выстроена. Сейчас у нас разработана национальная стратегия в интересах детей и на уровне федерации принят план по реализации этой стратегии. Это говорит о том, что на государственном уровне данному вопросу уделяется самое пристальное внимание.

Нельзя утверждать, что детские права сегодня нарушаются повсеместно. И это опять же демонстрирует, что система защиты детей работает. Опять же необходимо не забывать, что в любом случае личное и социальное благополучие каждого ребенка должны в первую очередь обеспечивать родители.

В том же случае, когда интересы родителей не совпадают с интересами детей, в работу вступают все остальные органы. Нынешняя правозащитная система предусматривает вмешательство судебных органов, прокуратуры, осуществляющей надзор за соблюдением законности в отношении детей, и заканчивается каждым отдельно взятым учителем или воспитателем детского сада, у которых локальными актами и должностными инструкциями оговорено то, что они обязаны защищать права каждого ребенка.

Но стоит признать, что, несмотря на существование работающей системы правозащиты, нарушение какого-либо элемента может разрушить всю совокупность как карточный домик. Когда вдруг гибнет ребенок, мы обнаруживаем огромные прорехи, но уже не законодательного характера, а самой организации работы по этому законодательству…

— Сегодня много говорится о необходимости защиты детей от вредоносной информации. Это и правда настолько болевая точка?

— Информационная безопасность детей действительно выглядит очень болезненной темой. Приходится признавать, что взрослые просто оказались не готовы к тому, что дети поглощают такой колоссальный и неконтролируемый поток информации, транслируемой через телевидение и особенно Интернет. В этой связи направление работы, связанное с защитой детей от негативной и опасной информации, становится одним из основных.

— Надежда Васильевна, сейчас дети взрослеют быстрее, чем раньше. Это общая тенденция или данный процесс связан с личностными особенностями каждого отдельного ребенка?

— Мы признаем и соглашаемся с тем, что дети у нас стали взрослеть раньше. Но нельзя говорить об этом в отношении каждого ребенка. Это очень индивидуальный процесс.

Но, собственно, уже упомянутое расширение источников информации во многом и объясняет тот факт, что теперь дети взрослеют более стремительно. Однако в силу своего возраста такие объемы информации дети не могут осознать, а просто заглатывают. И по большому счету, такое взросление выражается в поверхностном усвоении тех или иных знаний без какого-либо анализа.

Кстати, буквально сегодня проходила встреча в областной детской библиотеке имени Горького, где обсуждался вступивший в силу закон об информационной безопасности детей.

Работники библиотек очень озабочены вопросом необходимости ставить возрастную маркировку и не допускать детей к информации, которая может оказать вред на психическое и нравственное развитие. Но с другой стороны, выражается и иное мнение, что есть дети, которые взрослее своих ровесников, и недопущение их к подобной информации – это ограничение их развития...

Поделиться информацией: