Интервью

Виктор Толоконский: "Моя задача – внести дополнительную уверенность в работу действующих руководителей регионов"
Виктор Толоконский Моя задача – внести дополнительную уверенность в работу действующих руководителей регионов

29 декабря 2010 19:58

Уходит 2010 год. Каким он был для Сибири и что нам ждать в будущем рассуждают сейчас многие политики, эксперты и обычные люди. О некоторых итогах непростого 2010 года рассказал полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе ВикторТолоконский.
 
- Виктор Александрович, как Вы строите свою работу с регионами, на что обращаете внимание?
 
- Мне важно как можно быстрее включиться в решение важнейших управленческих задач и проблем, которые присутствуют в каждом регионе. То есть не просто познакомиться, посмотреть промышленные объекты, инфраструктурные, социальные, а сделать акцент на решении каких-то принципиальных задач.
 
Вообще, в моей новой работе я стараюсь помогать регионам, помогать федеральным ведомствам – это процесс обоюдный, потому что ведомства реализуют в регионах свои программы. Иногда важно расширить горизонты планирования, потому что региональные власти зачастую больше внимания уделяют текущим проблемам, тогда как более далекая перспектива уходит на второй план.
 
В каждом регионе есть своя особая жизнь, своя специфика, ее надо понимать, потому что это влияет на качество принимаемых управленческих решений. Кроме того, моя задача – внести дополнительную уверенность в работу действующих руководителей регионов.
 
Да, я могу в беседе один на один высказать какие-то замечания и пожелания, но в целом я за то, чтобы они работали в максимально комфортных условиях. Плохо, если человек, принимая решения, думает о себе, о своем будущем, чувствует неуверенность, недоверие. Наоборот, я во всех стараюсь вселить полную уверенность, что они должны спокойно и эффективно работать.
 
Поэтому здесь я каких-либо изменений не инициирую и не предполагаю. Но решение здесь принимает глава государства, и у него могут быть свои подходы. Мне кажется, что у нас нет такой проблемы, когда кадровый вопрос не позволяет решить какую-то задачу развития.
 
- В некоторых регионах СФО, особенно в восточной части округа, активно обсуждаются вопросы, связанные с сокращением числа часовых поясов. Встречаются и достаточно экзотические предложения – например, ввести в Западной Сибири московское время. Как Вы к этому относитесь?
 
- Действительно, и на территориях, и на уровне федеральных ведомств ведется работа по сокращению числа часовых поясов. Некоторые решения уже приняты, некоторые регионы с такой инициативой вышли, какие-то готовят свои предложения. Думаю, что это будут регионы Дальнего Востока, Восточной Сибири.
 
Что число часовых поясов надо сокращать, никаких сомнений нет. Над тем, как это сделать точнее, в какие сроки, работают и ученые, и специалисты-управленцы. Воспользоваться опытом Китая и просто сказать: давайте все будем жить в одном времени – нереалистично, слишком большая территория, растянутая и с запада на восток, и с севера на юг.
 
Есть очевидные социальные ценности – человеку хочется, чтобы за пределами рабочего времени были интервалы полноценного светового дня, это показывают все опросы, и это тоже надо понимать. Но в плане управляемости, учитывая то, что население будет все более мобильным, будут перелеты, переезды, то, конечно, некоторое сужение эффективно и для граждан, и для экономики.
 
Я не думаю, что, допустим, Новосибирск может быть с Москвой в одном часовом поясе. Есть варианты, где разница может быть сужена, но, когда мы говорим о сужении, необязательно, чтобы оно шло с востока на запад, направление открыто и в другую сторону. Но мне все-таки кажется, что нельзя игнорировать астрономическое время, и стремление людей сохранить световой день после работы имеет тоже очень важное и медицинское, и социальное значение.
 
- Как Вы относитесь к тому, что все больше городов Сибири отказываются от прямых выборов мэра и переходят на другие модели, скажем, с использованием сити-менеджера?
 
- Я к таким изменениям отношусь спокойно. Такие решения должны приниматься местным сообществом. Когда принимался закон "О местном самоуправлении", преобладающей была модель самоуправления, предполагающая прямые выборы. Сейчас, мне кажется, модель, при которой непосредственным управлением занимается сити-менеджер, становится более распространенной, чем традиционная система. Я знаю целый ряд субъектов РФ, где местное самоуправление строится только по такому принципу.
 
Точно такая же модель уже давно действует, например, в США. У каждой системы есть плюсы и минусы. Но, наверное, все-таки раз сейчас идет такое широкое распространение сити-менеджеров, здесь преимуществ и плюсов больше, чем минусов.
 
- На состоявшемся 27 декабря заседании Госсовета обсуждались проблемы предотвращения межнациональных, межконфессиональных конфликтов. Принято считать, что в Сибири эти вопросы не являются самыми острыми, но, тем не менее, как они будут решаться в регионах округа?
 
- В Сибири никак не меньше проблем, чем в других макрорегионах – в составе округа есть национальные республики, где эти проблемы часто стоят сложнее и острее. Значительная часть их территории – это труднодоступные районы, что делает более сложным реализацию экономического потенциала этих регионов. Это и Тува, и Бурятия, и Республика Алтай, поэтому мы этим регионам стараемся уделять максимум внимания в улучшении социально-экономической ситуации, в повышении качества жизни граждан, чтобы социально-экономические проблемы не были катализатором каких-то межнациональных проблем и конфликтов.
 
С другой стороны, регионы с сильной экономикой, имеющие большой потенциал внутреннего развития, как правило, тоже имеют многонациональное по составу население. В эти регионы активно приезжают мигранты, это тоже фактор, который может, при определенных условиях, обострить какие-то межнациональные и межконфессиональные проблемы.
 
Надеюсь, что Сибирь может стать территорией мира, согласия, взаимопонимания людей самых разных национальностей. Мы открыты, мы заинтересованы и в сохранении кадрового потенциала уже живущих здесь людей, и в привлечении новых людей, чтобы это было эффективно для решения задач созидания, развития, а не для порождения конфронтации.
 
- Виктор Александрович, насколько обоснован тот рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, о котором уже успели отчитаться, пожалуй, все регионы округа?
 
- Базовые требования закона выполнены – мы серьезно проверяли и Новосибирскую область, и другие регионы округа. В решении федеральных органов власти указаны предельные индексы тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые не должны превышаться.
 
В то же время, я обратился к руководителям субъектов РФ округа, к органам по регулированию тарифов, дал поручения главным федеральным инспекторам – в каждом регионе посмотреть, чтобы не было каких-то перекосов по отдельным видам услуг, не было больших расхождений между, скажем, частями одного муниципального образования, в которых эти услуги оказываются по-разному.
 
Например, в новосибирском Академгородке, поскольку Сибирское отделение РАН не передало муниципалитету свои коммунальные структуры, появляется дополнительный источник издержек за счет необходимости содержать штат сотрудников, заключать договор с "Горводоканалом", а это значит, что появляется НДС и т.д. Поэтому там тарифы на воду несколько выше.
 
В то же время по городу Новосибирску самый чувствительный тариф, на отопление, проиндексирован на 8%, хотя закон разрешает на 15%. Очень многое зависит от поведения управляющих компаний, поскольку они устанавливают тарифы на жилищные услуги – по уборке подъездов, дворов, вывозу мусора и т.д. Задача муниципальной власти, различных ассоциаций – убеждать управляющие компании снижать издержки и повышать эффективность работы, а не ориентироваться только на рост тарифов.
 
Убежден, что в наступающем году должен быть очень жесткий контроль за поведением всех структур, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, чтобы население не получило дополнительного роста тарифов сверх того, который определен законом.
 
По материалам "Интерфакс-Сибирь"
Поделиться информацией: