(24.12.2014 10:03) Политические итоги года для регионов Сибири
Барнаул, 23 декабря – Сибинфо. Павел Быковских. 2014 год оказался очень богат на политические события как федерального и международного, так и регионального масштаба. Основные политические итоги для регионов Сибирского федерального округа в материале "Сибинфо".
Конечно, если смотреть на вещи в федеральном разрезе, то главными политическими событиями года станут присоединение Крыма, санкции Запада и наше торговое эмбарго, последующая девальвация рубля и экономический кризис. Все это, являясь звеньями одной цепи, самым непосредственным образом влияет на жизнь сибиряков, в том числе политической элиты регионов.
Мы, однако, сосредоточимся на событиях, имеющих отношение непосредственно к самой Сибири. Центральное место в политической жизни, как это и подобает столичному в округе региону, в 2014 году занимала Новосибирская область. Больших событий здесь накопилось столько, что хватило еще, как минимум, на один регион – Красноярский край. Но обо всем по порядку.
Многоходовка с варягом
В самом начале уходящего года в Новосибирске началась рокировка в высшем эшелоне власти. Мэр Владимир Городецкий, полномочия которого истекали весной 2014 года, досрочно объявил о собственной отставке. Началась подготовка к выборам градоначальника третьего по численности города России. В ходе этой кампании, завершившейся уникальным в сегодняшней политической жизни явлением – победой кандидата от КПРФ, утратил доверие президента, а вместе с этим и должность ныне подследственный Василий Юрченко, проигравший в негласном противостоянии со своим бывшим шефом, экс-главой Новосибирской области и экс-полпредом президента в Сибири Виктором Толоконским.
Впрочем, и последний не усидел на своем полпредском кресле. Как выяснилось позднее, это была многоходовка Кремля. Толоконский был снят и отправлен "варягом" в Красноярск. А для накопившего негатива в свой адрес губернатора Льва Кузнецова уже изобрели целое министерство по развитию Кавказа. Словом, Кузнецов вернулся к своему бывшему начальнику – зампреду правительства и экс-губернатору Красноярья Александру Хлопонину.
В Новосибирской области губернатором в итоге стал Владимир Городецкий, что даже при градоначальнике-коммунисте в Новосибирске для Кремля означало во многом сохранение статус-кво в регионе. К тому же местные коммунисты оказались вполне сговорчивыми и не стали вмешиваться в имитацию борьбы за власть на областном уровне.
А вот назначение врио губернатора Красноярского края Виктора Толоконского явилось для многих полной неожиданностью. По словам политолога Юрия Москвича, уставшая от губернаторов-варягов политическая элита Красноярья поначалу с недоверием отнеслась и к Толоконскому. Эксперт говорит, что даже за две недели до выборов опросы показывали вероятность второго тура.
Однако опытному политику Виктору Толоконскому удалось выиграть выборы в первом туре, умиротворить красноярскую элиту и даже в некотором смысле сплотить ее. "Сейчас, как оказывается, майские кадровые перестановки (отставка Кузнецова и приход Толоконского. –Примечание редакции), оказались верным шагом федерального центра", – отмечает Москвич.
Теперь, полагает он, вместо напряжения первой половины года ожидания в обществе более позитивные. От нового губернатора ждут решения проблемы дефицита бюджета, преодоления последствий экономического кризиса и верят, что он способен это сделать. Справится Толоконский с этими задачами или нет, покажет время, но положительный импульс все-таки есть, говорит политолог. "Таких настроений в политических кругах в прошлом году не было, а был пессимизм и недовольство действиями администрации губернатора", – заключил собеседник "Сибинфо".
Досрочно и без посторонних
В большинстве других сибирских регионов центральным политическим событием года явились выборы губернаторов и депутатов. Здесь все обошлось без сюрпризов – победили представители партии власти. Помимо острой борьбы в Республике Алтай, где исход выборов решили пять сотен голосов, наиболее любопытным явлением оказался сам процесс голосования.
Перед единым днем голосования регионам был предоставлен выбор – либо предварительное голосование, либо открепительные удостоверения. Если с последними все давно ясно и методы использования открепительных для фальсификации голосований не раз описаны экспертами и журналистами, то предварительное голосование прежде было слабо задействовано властью для достижения "плановых" показателей.
Одним из самых ярких примеров на прошедших губернаторских выборах явилась процедура досрочного голосования в Алтайском крае, а особенно отличилась в этом отношении региональная столица – Барнаул. Здесь выигравший выборы кандидат от "Единой России" Александр Карлин показывал удивительные результаты именно на досрочном голосовании – свыше 90%. При этом его итоговый результат был немногим выше 70%. Экспертов поразила и явка на досрочном голосовании. В Барнауле, она, к примеру, достигла почти 10%. При этом на последних выборах в гордуму в 2012 году явка едва превысила 20%.
По мнению известного на Алтае правозащитника и лидера регионального отделения партии "Яблоко" Александра Гончаренко, выборы показали, что власть боится политической конкуренции. Он указывает на то, что и без всяких фокусов с "досрочкой" Александр Карлин побеждал бы и становился всенародно избранным губернатором (на прежние два его срока он был назначен президентом. – Примечание редакции). Возможно, были бы поскромнее цифры, но никто бы не высказывал сомнений в легитимности процедуры, добавил Гончаренко.
Настоящим трендом последних месяцев года в сибирской политике стали антидемократические тенденции на муниципальном уровне. Власти сразу нескольких регионов стремительно и в отдельных случаях кулуарно снесли процедуру всенародного избрания мэров. Избираемые главы муниципалитетов были повсеместно заменены на сити-менеджеров в Республике Алтай. Задним числом не только жители Красноярского края, но и представители политической элиты узнали об отмене выборов мэров в самом большом регионе Сибири, в том числе и в самом Красноярске. Что касается последнего, то здесь решение о лишении выборов градоначальника отложено на начало 2015 года. Запущена кампания по ликвидации выборов градоначальника в Иркутске. И это при том, что в течение всего 2015 года региональные власти пожинали плоды внутриэлитных конфликтов в городах региона, где ранее была внедрена система сити-менеджмента, и восстанавливали прямые выборы.
Возможно, 2015 год прольет свет на муниципальную реформу. Однако уже сегодня известно, что выборы мэров административных центров сохраняются только в 14 регионах России. Сохранится ли этот тренд и в будущем году, пока, разумеется, неизвестно. Ясно только то, что страна вступает в ту стадию, когда политическую картину все сильнее определяет положение дел в экономике. И тут, как обычно, два пути: демократия либо диктатура. Посредине, как в последние 15 лет, уже не получится.
фото: gefter.ru
Близкие материалы по тегам: