(09.12.2014 13:12) Экологи скептически отнеслись к планам по расширению охраняемых природных зон на Алтае
Барнаул, 9 декабря – Сибинфо. Александра Черданцева. Увеличение количества особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Алтайском крае бессмысленно, пока не прекратится незаконная деятельность при участии чиновников края в уже существующих, такое мнение высказал руководитель Геблеровского экологического общества Алексей Грибков 5 декабря в рамках круглого стола "Противодействие коррупции в лесной отрасли: задачи общественности".
"Каков смысл существования таких территорий (ООПТ. – Прим. ред.), когда в них все равно незаконная деятельность ведется?" – так прокомментировал тему Алексей Грибков.
А тема – это недавнее заявление краевых чиновников о значительном расширении особо охраняемых природных территорий к 2025 году.
Как на минувшей неделе сообщал портал "Сибинфо", в ближайшие 10 лет в регионе планируется создать два национальных парка, один дендрологический парк, восемь новых заказников и 32 памятника природы. Это даст Алтаю увеличение территории ООПТ минимум до 1,5 миллиона гектаров.
По словам начальника Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Владимира Попрядухина, региону необходимо не менее 10% особо охраняемых природных территорий. Сейчас всего 4,5% (760 тысяч гектаров).
Если сравнивать нас с другими регионами СФО, то по площади ООПТ Алтайский край самый бедный. Наше лесное и особо защищаемое богатство составляет один заповедник, 36 государственных природных заказников, один парк, 54 памятника природы.
Алтайский край – малолесный регион, напоминает Алексей Грибков. У нас всего 26% территории края покрыто лесами. И, тем не менее, от этих 26% напрямую зависит все сельское хозяйство региона.
"ООПТ – это экологический каркас, за счет которого сохраняется окружающая среда. Но особо охраняемые природные территории в Алтайском крае существуют только на бумаге. В заказниках ведется разрушительная хозяйственная деятельность, противоречащая целям их создания и причиняющая вред охраняемым природным объектам и комплексам", – говорит Алексей Грибков.
Слова эколога отлично иллюстрирует следующий набор фотографий алтайских заказников. Подчеркнем: заказников, охраняемых законом.
Залесовский заказник в данном случае – отличный пример правовой бреши. Несколько лет экологи судились с алтайскими чиновниками, чтобы прекратить вырубку леса на территории заказника. Им удалось доказать в суде, что краевая администрация незаконно отдала в аренду для заготовки древесины данную территорию. Это запрещено федеральным законом, зато разрешено в документах краевого уровня.
Да, история прогремела на всю страну. Да, это не осталось без внимания краевых чиновников. Однако кардинально ситуация не изменилась. Несмотря на прецедент в суде, в документации лесного планирования на краевом уровне заказники отнесены к категории эксплуатационных лесов.
Грибков напоминает: постановлениями администрации Алтайского края № 404 от 26.07.2013 г. и № 450 от 16.08.2013 г. в положения о заказниках внесены изменения, разрешающие заготовку древесины, а в Залесовском заказнике еще и добычу полезных ископаемых. Обратите внимание, изменения внесены совсем недавно и уже после скандала с Залесовским заказником!
Подобная ситуация, правда, меньше по масштабу, была в прошлом году в Завьяловском заказнике. ООО "Каменский ЛДК" был привлечен судом к административной ответственности за разрушение рубками гнездовых участков филина и большого подорлика, внесенных в Красную книгу региона.
Читайте также: "Федеральные законы о природе не всегда находят отражение на Алтае"
"Это все сказки: лес – живой организм; деревья, как мы, болеют, старятся и умирают; чтобы не допустить болезни леса, надо срубать деревья... Это первая установка. И вторая: без рубок и ухода леса не могут выжить. Пожары, болезни… У меня вопрос, а кто же за лесами ухаживал миллионы лет до управления ими?" – говорит Алексей Грибков, добавляя: да, рубить лес надо, вопрос – где, как и сколько.
На самом деле, все эти примеры не новы. Но их очень много. Работы в этом направлении экологам еще "целый лес". "В ближайшее время если не судебные процессы, то уголовные дела будут возбуждены. Сейчас есть в разработке много дел", – говорит эколог.
По словам руководителя Сибирского антикоррупционного центра "Трансперенси Интернешнл – Р" Станислава Андрейчука, лесная отрасль – одна из причин, почему Россия занимает 136-е место из 175 в рейтинге Transperency Internetional "Индекс восприятия коррупции в странах мира".
Читайте также: "Борьба с коррупцией в России терпит крах – рейтинг"
Добавим, что организатором круглого стола выступил Сибирский центр "ТИ-Р" при поддержке Общественного совета по защите лесов Алтайского края и Алтайского краевого общественного движения "Согласие".
Кроме экологов в мероприятии приняли участие общественные деятели, предприниматели, муниципальные депутаты.
Кстати, во вторник, 9 декабря, Россия отмечает Международный день борьбы с коррупцией.
фото: transparency.org.ru, инфографика Алексея Грибкова
Близкие материалы по тегам: