(27.05.2015 10:14)
Барнаул, 27 мая – Сибинфо. Александра Черданцева. Чиновники и экологи Алтайского края впервые за долгое время собрались за одним столом для обсуждения многочисленных проблем в лесной отрасли региона на рабочем совещании в штабе ОНФ при участии федеральных членов фронта, мероприятие состоялось во вторник, 26 мая.
Обсуждение лесных проблем в регионе происходит часто, но это мероприятие было особенным втройне. Во-первых, алтайским лесом заинтересовались московские представители ОНФ. Во-вторых, на площадке активизировавшегося в регионе фронта действительно состоялось обсуждение наболевшего – звучали такие слова, как "коррупция", "варварские рубки", "грубейшее нарушение закона". В-третьих, за одним столом наконец-то собрались сразу две стороны извечного конфликта: экологи и чиновники. Не было только самих лесных арендаторов. А так: вице-губернатор, первые лица лесного управления, чиновники городской администрации, УФАС, Росприроднадзор, экологи, активисты, представители районов, предприниматели и даже ученые, кроме разве что представителей правоохранительных органов.
Читайте также: "Лес из Алтайского заказника вывозится в Казахстан вместо глубокой переработки – экологи"
Федеральный уровень представляли член центрального штаба ОНФ, вице-президент общероссийской организации предпринимателей "Опора России" Азат Газизов и руководитель Центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса ОНФ Дмитрий Миронов.
Как рассказал порталу "Сибинфо" Азат Газизов, главная цель их визита – увидеть ситуацию в регионе своими глазами. Каких-либо оценок увиденному он не дал, сказал лишь, что некоторые моменты вызвали у них недоумение.
Алтайский край, кстати, один из первых регионов, куда выехали представители ОНФ. Кроме Алтая в их программе также Хакасия и Иркутск.
Но вернемся к совещанию. Первым слово дали экологам. Известный в Алтайском крае общественник, с недавнего времени координатор группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса реготделения ОНФ Алексей Грибков напомнил, что лес занимает 26% территорий Алтайского края. Он сообщил федеральным гостям о проблеме уничтожения уникальных ленточных боров, о запрещенной деятельности в особо охраняемых природных территориях (ООПТ), о грубых несоответствиях приказов, регламентов и других документов регионального уровня федеральному законодательству.
"Лесохозяйственные регламенты лесничеств Алтайского края содержат неверное деление лесов по категориям, недостоверную информацию о местах расположения особо ООПТ (...), тем самым создают условия для нарушения лесного и природоохранного законодательства", – сообщил Алексей Грибков.
ООПТ – отдельная тема. Их в АК 92 краевого значения и одна – федерального. Их общая площадь составляет 760 тысяч гектаров – это около 4,5% от территории региона.
Однако почти во всех ведется то рубка леса, то добыча полезных ископаемых. Вспомним историю с Залесовским заказником, где незаконность разрешения региональных властей вопреки федеральному законодательству рубить там лес смогли доказать только в Верховном суде. Прецедент прогремел на всю страну, но это не единственный пример нарушения закона на уровне принимаемых регламентов и других документов.
Бывает даже и такое, что этот самый особый статус официально не прописан или просто место затерялось на карте. И, разумеется, там ведется какая-либо незаконная деятельность, которая на уровне региона официально вроде как и законна.
"В регионе 36 заказников, и только в девяти из них запрещена добыча полезных ископаемых, заготовка древесины запрещена только в трех и ограничена в одном. У нас и так мало ООПТ, но даже и это 4,5% процента существуют только на бумаге", – приводит пример Грибков.
Рубка леса там, где этого делать нельзя, не только уничтожает насаждения, но и меняет климат, приводит к гибели животных и птиц, часто краснокнижных.
Читайте также: "Каменский ЛДК привлекли к ответственности за рубки в заказнике и уничтожение редких птиц"
Проблема не только в том, где ведется рубка, но и как. Зачастую происходящее в реальности не соответствует тому, что на бумаге. Вместо березы рубится сосна, вместо выборочной рубки идет сплошная.
Об этом сам Грибков и его сторонники неоднократно рассказывали, пытались вынести на публичное обсуждение. Однако очень редко удавалось сделать это в присутствии краевых чиновников.
Читайте также: "Охраняемые природные территории Алтайского края расширят вдвое за 10 лет"
В этот раз две стороны смогли друг друга послушать и даже успели жарко поспорить и выдвинуть взаимные обвинения. Камень преткновения – не только пробелы в законе, но и работа лесных арендаторов.
По словам начальника управления лесами Владимира Черных, в Алтайском крае 4,4 миллиона гектаров леса, в аренде 2,6 миллиона гектаров (это 58%, больше всего в Сибири). Заготавливается 2,5 миллиона кубометров древесины ежегодно.
Лесная отрасль принесла в 2014 году в региональный бюджет 5,8 миллиарда рублей. Хорошие деньги для региона, говорят чиновники. А вот федеральные дотации не радуют: если в 2014 году в край поступил 271 миллион рублей, то в этом будет только 236 миллионов.
По словам начальника Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Владимира Попрядухина, отказаться от работы с арендаторами регион не может – просто не хватит денег на лесовосстановление, организацию работы по пожаротушению.
Иными словами, власти просто боятся потерять арендаторов, для которых условия работы могут стать невыгодными, запретить все и вся. "Если мы оградим пользование, то аренда уйдет от нас", – сказал Попрядухин.
Сказать, что на совещании пришли к единому знаменателю, конечно, нельзя. Обе стороны знают аргументы друг друга. Но отрадно то, что к этой теме подключился Народный фронт, который в условиях ближайших выборных кампаний активизировался и явно не готов идти на поводу у региональных властей.
Фото предоставлено Геблеровским экологическим обществом и Алексеем Грибковым
Близкие материалы по тегам: