Официально
Постановление Правительства Республики Бурятия от 28.06.2010 N 257
Об утверждении Республиканской целевой программы "Сохранение культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года
В целях реализации
Закона Республики Бурятия от 09.11.2007 г. N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года" и в соответствии с
Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 г. N 60-IV "О республиканских целевых программах" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую
Республиканскую целевую программу "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года" (далее - Программа).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия принять аналогичные муниципальные целевые программы.
3. Министерству экономики Республики Бурятия (Думнова Т.Г.) при формировании проектов республиканского бюджета на очередной финансовый год включать
Программув перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет республиканского бюджета.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Бурятия | И.М.Егоров |
Республиканская целевая программа "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года" (утв.
постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 июня 2010 г. N 257)
Паспорт
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года" |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; ЗаконРеспублики Бурятия от 01.12.2003 г. N 542-III "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)"; Закон Республики Бурятия от 09.11.2007 г. N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года" |
Дата принятия Правительством Республики Бурятия решения о разработке Программы | Поручение Правительства Республики Бурятия от 23.11.2009 г. N И053-000413 |
Государственный заказчик | Правительство Республики Бурятия |
Разработчик Программы | Республиканская служба государственной охраны объектов культурного наследия |
Основные исполнители Программы | Республиканская служба государственной охраны объектов культурного наследия; проектные и строительные организации, имеющие лицензию на работы с объектами культурного наследия (на конкурсной основе) |
Цели и задачи Программы | Цели Программы: - доведение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, к 2017 году до 46,1%; - содействие развитию культурно-познавательного туризма в Республике Бурятия. Задачи Программы: - улучшение технического состояния объектов культурного наследия, расположенных на популярных туристско-экскур-сионных маршрутах Республики Бурятия; - проведение противоаварийных мероприятий на объектах культурного наследия; - обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) |
Срок и этапы реализации Программы | оды. I этап - оды; II этап - оды |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования - 6 704 804 тыс. рублей, в том числе за счет средств: - республиканского бюджета - 538 904 тыс. рублей*; - федерального бюджета - 2 944 200 тыс. рублей**; - местных бюджетов - 2 776 100 тыс. рублей** - привлеченных средств - 445 600 тыс. рублей** _______ *Подлежит уточнению при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год**Справочно, носит прогнозный характер |
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит: - повысить значимость объектов культурного наследия как одного из важнейших ресурсов культурного и экономического роста Республики Бурятия; - ввести памятники в хозяйственный и культурный оборот после проведения ремонтно-реставрационных работ; - посредством эффективного использования объектов культурного наследия способствовать популяризации туристско-экскурсионных маршрутов в Республике Бурятия; - получить экономические преимущества от сохранения историко-культурного наследия в виде положительного воздействия на экономический рост в сфере строительства и реставрации, туризма, образования, культуры. Доля объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным, к 2017 году увеличится до 46,1% |
Организация контроля за выполнением Программы | Контроль за выполнением Программы осуществляют Правительство Республики Бурятия и Республиканская служба государственной охраны объектов культурного наследия |
Введение
Программа направлена на обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия, формирование у граждан понимания необходимости его сохранения, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, на создание условий для дальнейшего использования памятников истории и культуры как объектов социально-культурной сферы, их введение в хозяйственный и культурный оборот.
Значимость и высокая затратность мероприятий по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) требует программно-целевого подхода.
1. Технико-экономическое обоснование
Проблемная ситуация в сфере сохранения объектов культурного наследия Республики Бурятия сформировалась по ряду причин:
1) "солидный возраст" самих памятников (от ста до двухсот лет);
2) использование объектов культурного наследия без проведения капитальных и текущих ремонтов;
3) отсутствие государственной поддержки реставрационных работ.
Анализируя состояние памятников по их техническим паспортам, можно сделать вывод, что износ составляет 80%. Износ объектов культурного наследия выражается в уменьшении потребительских свойств объекта недвижимости. При невыполнении работ по комплексной реставрации памятника возрастает угроза физического изменения отдельных архитектурных и конструктивных особенностей и элементов декора, предметов внутреннего убранства, составляющих особенность предметов охраны объектов культурного наследия, что в дальнейшем повлечет удорожание ремонтно-реставрационных работ.
В случае реализации мероприятий Программы объекты выводятся из аварийного состояния, снижается риск их утраты, объекты будут приспособлены к дальнейшей эксплуатации.
Заявленные к финансированию средства на разработку проектно-сметной документации и реставрационные работы рассчитываются на основании дефектных ведомостей, составленных по актам технического осмотра памятников. При расчете за основу принималась усредненная стоимость 1 кв. м реставрации объектов культурного наследия в ценах 1991 года с применением инфляционных коэффициентов. При этом учитывались материал конструкций (камень, дерево), категория сложности объектов культурного наследия, наличие инженерных и научно-изыскательских работ, нормативы на научно-проектные и реставрационные работы в соответствии с утвержденными сборниками цен на специальные научно-проектные работы по памятникам (СЦНПР-91, СНАИНИР, РниП-91, РниП-94).
Государственная охрана объектов культурного наследия предполагает проведение мероприятий по установлению границ территорий, паспортизацию, мониторинг, проведение историко-культурных экспертиз объектов культурного наследия, установление информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия. В одах на эти цели было направлено 9 600 тыс. рублей.
В одах проведены мероприятия по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Бурятия на 38 объектах культурного наследия на сумму более 1 млрд. рублей (
приложение N 1).
В рамках
ФЦП "Культура России (оды)" из федерального бюджета выделены средства на реставрацию, консервацию и ремонт объектов культурного наследия Республики Бурятия.
2. Содержание проблемы
В Республике Бурятия под государственной охраной находятся 1632 объекта культурного наследия, в том числе 334 здания. Около 240 зданий нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ. Из них аварийным является 21 здание (здания либо не используются, либо в них расположены объекты социальной сферы). Под угрозой исчезновения находятся здания-памятники деревянного зодчества, в которых в основном расположен жилой фонд.
Утраты культурных ценностей, как правило, невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся во всех сферах деятельности нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом и не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых произведений искусства. В отличие от других материальных ценностей объекты историко-культурного наследия являются частью национального достояния, историко-культурный потенциал которого не всегда воссоздаваем при полной утрате объекта или утрате его значительной части. Сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации, самоуважения и признания мировым сообществом.
На нынешнее поколение возложена ответственность за сохранение культурного, материального и духовного наследия. Мы обязаны обеспечить соответствующую защиту объектов культурного наследия, сохранив и передав традиционный стиль жизни, дух народа, населяющего нашу республику. При этом само наследие нужно рассматривать не только как категорию культурологическую, но и экономическую.
Мобилизация экономического ресурса культурного наследия может стать стимулирующей направляющей социально-экономического развития Республики Бурятия, в первую очередь в сфере туризма и смежных отраслях. Качества и степень сохранности культурного наследия, национальной самобытности могут обеспечивать инвестиционную привлекательность.
В настоящее время одним из наиболее перспективных видов туризма на мировом туристском рынке является культурно-познавательный туризм. Он охватывает 10% общего международного потока туристов и характеризуется высокой средней нормой туристских расходов.
При разумном и рачительном подходе здания-памятники можно использовать для развития туризма, размещения субъектов малого предпринимательства.
Проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия является основным методом их сохранения. На предварительном этапе необходимо наличие согласованной проектно-сметной документации с положительным заключением историко-культурной и государственной экспертизы.
3. Основные цели и задачи
Цели Программы:
- доведение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, к 2017 году до 46,1%;
- содействие развитию культурно-познавательного туризма в Республике Бурятия.
Достижение цели требует решения следующих задач:
- улучшение технического состояния объектов культурного наследия, расположенных на популярных туристско-экскурсионных маршрутах Республики Бурятия;
- проведение противоаварийных мероприятий на объектах культурного наследия;
- обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Ввиду высокой затратности реставрационных мероприятий необходима концентрация ресурсов на особо значимых объектах культурно-исторического наследия.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в одах в два этапа:
I этап - оды;
II этап - оды.
5. Программные мероприятия
Для реализации мероприятий по сохранению объектов культурного наследия требуется обследование технического состояния объектов, установление и уточнение границ территорий и зон охраны, проведение фотофиксации, определение предмета охраны. Для принятия решений в отношении выявленных объектов, изменения категории историко-культурного значения, хозяйственного освоения земельных участков, согласования проектной и градостроительной документации необходимо проведение историко-культурной экспертизы.
Для решения задач по сохранению объектов культурного наследия планируется реализация следующих программных мероприятий:
- разработка проектно-сметной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ;
- осуществление полного комплекса реставрационных работ по сохранению памятников, использующихся в активной культурной деятельности;
- поддержка реставрационных работ по сохранению памятников культового назначения, переданных в пользование религиозным объединениям;
- приспособление объектов культурного наследия для дальнейшей благоприятной эксплуатации, в том числе в музейных целях.
Данные мероприятия реализуются на объектах культурного наследия согласно
приложению N 2.
Объекты культурного наследия включаются в Программу по следующим критериям:
- расположение объектов культурного наследия на популярных туристско-экскурсионных маршрутах в Центральном, Юго-западном, Юго-восточном, Северо-восточном, Северном макрорайонах;
- социальная значимость объекта культурного наследия;
- развитие инфраструктуры туризма;
- включение объектов в хозяйственный оборот.
При наличии источников доходов бюджетов всех уровней, привлеченных средств предусматривается проведение дополнительных мероприятий в рамках реализации Программы по объектам культурного наследия согласно
приложению N 3.
В результате для современного использования в культурно-просветительных, в том числе музейных, целях планируется приспособить до 60 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), что позволит увеличить поток туристов, экскурсантов и паломников.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы, направленных на решение конкретных задач по сохранению культурного наследия, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Объемы финансирования из республиканского бюджета, предусмотренные в Программе, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов на соответствующий год.
Объемы финансирования по годам:
(тыс. рублей)
Год | Объемы финансирования | в том числе по источникам: |
ФБ | РБ | МБ | ПС |
2010-2017 | 480 124 | 0 | 480 124 | 0 | 0 |
2010* | 7 000 | 0 | 7 000 | 0 | 0 |
2011 | 54 400 | 0 | 54 400 | 0 | 0 |
2012 | 123 100 | 0 | 123 100 | 0 | 0 |
2013 | 122 224 | 0 | 122 224 | 0 | 0 |
2014-2017 | 173 400 | 0 | 173 400 | 0 | 0 |
__________
*Мероприятия в 2010 году реализуются только при наличии источников дополнительных поступлений в республиканский бюджет
Источниками финансирования могут выступать средства федерального бюджета, местных бюджетов, а также привлеченные средства инвесторов.
Средства федерального бюджета выделяются в рамках
ФЦП "Культура России (оды)" на реставрацию, консервацию и ремонт объектов культурного наследия, а также культовых зданий и сооружений, переданных религиозным организациям. Объемы финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета ежегодно уточняются на основе отобранных по конкурсу проектов.
7. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит повысить значимость объектов культурного наследия как одного из важнейших ресурсов культурного и экономического роста Республики Бурятия. После проведения ремонтно-реставрационных работ памятники будут введены в хозяйственный и культурный оборот. Эффективное использование объектов культурного наследия будет способствовать популяризации туристско-экскурсионных маршрутов в Республике Бурятия, что позволит получить экономические преимущества в виде положительного воздействия на экономический рост в сфере строительства и реставрации, туризма, образования, культуры.
Выполнение Программы приведет к сохранению и развитию культурно-архитектурного облика республики, повышению уровня благоустроенности республики.
Результативность мероприятий определяется следующими индикаторами:
Индикатор | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2017 г. |
Доля объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным, % | 28,9 | 29,9 | 31,6 | 34,9 | 46,1 |
Количество объектов культурного наследия, охваченных ремонтно-реставрационными работами, % | 8 | 8 | 8 | 8 | 10 |
8. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком Программы с исполнителями мероприятий после утверждения республиканского бюджета и перечня мероприятий на очередной год.
Отбор мероприятий Программы и их исполнителей (заказчиков-застройщиков) осуществляется на конкурсах, проводимых ежегодно государственным заказчиком.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета в соответствии с утвержденным бюджетом на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком Программы.
Государственный заказчик Программы несет ответственность за качественное и своевременное выполнение программных мероприятий, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы.
Приложение N 1
"Сохранение объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры) Республики Бурятия
на оды и на период до 2017 года"
Объекты культурного наследия, на которых проводились мероприятия по их сохранению в одах
(тыс. руб.)
NN п/п | Наименование | Форма собствен- ности* | Всего | Объем финансирования, в том числе по источникам: |
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
всего | в том числе: | всего | в том числе: | всего | в том числе: |
| ФБ | РБ | МБ | ПС | | ФБ | РБ | МБ | ПС | | ФБ | РБ | МБ | ПС |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
Центральный макрорайон |
1. | Здание Обкома КПСС, г. Улан-Удэ ул. Сухэ-Батора, 9 | РБ | 29 739,0 | 0 | | | | | 28 539,0 | | 28 539,0 | | | 1 200,0 | | 1 200,0 | | |
2. | Жилой дом, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 32 | РФ | 50,0 | 0 | | | | | 0 | | | | | 50,0 | 50,0 | | | |
3. | Жилой дом усадьбы Цыгальницкого, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 15 | ЧС | 150,0 | 0 | | | | | 0 | | | | | 150,0 | | | | 150,0 |
4. | Дом Советов, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 54 | РБ | 66 097,0 | 0 | | | | | 24 427,0 | | 24 427,0 | | | 41 670,0 | | 41 670,0 | | |
5. | Здание гостиницы "Золотой рог", в котором размещается ЦИК Советов Сибири (Центросибирь) . Здесь в подвале находился застенок белогвардейс- кой контрразведки, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистичес- кая, 22 | ЧС | 15 000,0 | 0 | | | | | 0 | | | | | 15 000,0 | | | | 15 000,0 |
6. | Бурятский государствен- ный академический театр оперы и балета, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 51 | РБ | 670 000,0 | 220 000,0 | 180 000,0 | 40 000,0 | | | 220 000,0 | 180 000,0 | 40 000,0 | | | 230 000,0 | 200 000,0 | 30 000,0 | | |
7. | Двухэтажный жилой дом, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 25 | РБ | 317,2 | 317,2 | | 317,2 | | | 0 | | | | | 0 | | | | |
8. | Здание, где в годы Великой Отечественной войны (январь 1942 - апрель 1943 гг.) размещался лечебный корпус эвакогоспиталя N 946 г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 12 | ЧС | 80 000,0 | 80 000,0 | | | | 80 000,0 | 0 | | | | | 0 | | | | |
9. | Дом купца Антонова, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, 18 | МО | 96,0 | 96,0 | | | 96,0 | | 0 | | | | | 0 | | | | |
10. | Дом Труневой А.А., где в1923 г. размещался Прибайкальский губком РКП(б) во главе с Постышевым П.П., г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 49 | РФ/РБ | 3 501,3 | 350,0 | | 350,0 | | | 1 471,3 | 136,0 | | | 1 335,3 | 1 680,0 | 1 650,0 | | | 30,0 |
11. | Здание, где в годы Великой Отечественной войны размещался лечебный корпус эвакогоспиталя N 938 г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а | РБ | 45,0 | 45,0 | | | | 45,0 | 0 | | | | | 0 | | | | |
12. | Гостиница "Пти-Отель" мещанки Селищевой, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 49 | ЧС | 3 400,0 | 3 400,0 | | | | 3 400,0 | 0 | | | | | 0 | | | | |
13. | Дом Титова А.К., г. Улан-Удэ, ул. Свердлова, 14 | ЧС | 400,0 | 400,0 | | | | 400,0 | 0 | | | | | 0 | | | | |
14. | Дворец культуры ЛВРЗ, г. Улан-Удэ, ул. Буйко, 2а | МО | 2 632,0 | 1 472,0 | | | 1 472,0 | | 860,0 | | | 700,0 | 160,0 | 300,0 | | 300,0 | | |
15. | Дом Виневича, г. Улан-Удэ, ул. Банзарова, 30 | МО/ЧС | 2 250,0 | 2 250,0 | | | 2 250,0 | | 0 | | | | | 0 | | | | |
16. | Усадьба Меньшикова, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистичес- кая, 21 | ЧС | 160,0 | 160,0 | | | | 160,0 | 0 | | | | | 0 | | | | |
17. | Здание городской больницы, г. Улан-Удэ, ул. Модогоева, 1 | МО | 3 150,0 | 3 000,0 | | 3 000,0 | | | 0 | | | | | 150,0 | | | 150,0 | |
18. | Здание городской больницы, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, 26 | МО | 958,0 | 958,0 | | 958,0 | | | 0 | | | | | 0 | | | | |
19. | Дом мещанки Сечиной, в котором в 1917-1918 гг. размещались Штаб Красной Гвардии, правление Прибайк. союза профсоюзов и камер труда, г. Улан-Удэ, ул. Каландаришвили , 41 | РФ | 560,8 | 0 | | | | | 44,0 | | 44,0 | | | 516,8 | | 516,8 | | |
20. | Дом Общественного собрания, в котором была принята Декларация об образовании ДВР и избрано Правительство ДВР, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 46 | РФ | 4 680,7 | 0 | | | | | 4 180,7 | 3 880,7 | | | 300,0 | 500,0 | | 500,0 | | |
21. | Здание комбината Забайкаллес и комитета радиовещания, г. Улан-Удэ ул. Ербанова, 7а | РФ/РБ | 49 401,9 | 0 | | | | | 28 084,7 | 8 167,7 | 19 917,0 | | | 21 317,2 | 19 261,2 | | | 2 056,0 |
22. | Дом политического просвещения, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 6 | РБ | 2 164,2 | 0 | | | | | 110,0 | | 110,0 | | | 2 054,2 | | 2 054,2 | | |
23. | Торговые ряды купца Курба |