Официально

Постановление Правительства Республики Бурятия от 22.03.2010 N 103

Об утверждении Концепции развития имущественных отношений в Республике Бурятия на оды и Концепции развития земельных отношений в Республике Бурятия на оды

В целях определения основных направлений повышения эффективности управления имуществом и земельными ресурсами в Республике Бурятия, оптимизации структуры республиканской собственности, создания устойчивых предпосылок для роста экономического потенциала Республики Бурятия, увеличения доходов республиканского бюджета, а также решения иных задач, способствующих развитию имущественного и земельного комплекса в Республике Бурятия, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития имущественных отношений в Республике Бурятия на оды (приложение 1).
2. Утвердить Концепцию развития земельных отношений в Республике Бурятия на оды (приложение 2).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия руководствоваться при решении вопросов, связанных с управлением и распоряжением имуществом, Концепцией развития имущественных отношений в Республике Бурятия на оды и Концепцией развития земельных отношений в Республике Бурятия на оды.
4. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства Республики Бурятия от 22.12.2005 г. N 398 "О Концепции управления и использования земель в Республике Бурятия";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 22.05.2007 г. N 172 "О Концепции развития оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
 
Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия 
В.В.Наговицын
 
Приложение 1
 
Концепция развития имущественных отношений в Республике Бурятия на оды (утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 марта 2010 г. N 103)
 
Введение
 
Настоящая Концепция развития имущественных отношений в Республике Бурятия на оды (далее - Концепция) устанавливает пути развития системы управления государственным имуществом Республики Бурятия (далее - республиканское имущество) на среднесрочную перспективу, определяет первоочередные цели управления республиканским имуществом и реализации государственной политики в сфере управления республиканским имуществом, а также взаимодействие с муниципальными образованиями в Республике Бурятия по вопросам управления муниципальным имуществом.
Настоящая Концепция не затрагивает вопросы развития земельных отношений в Республике Бурятия.
Концепция содержит три раздела.
В первом разделе освещается общее положение в сфере имущественных отношений в Республике Бурятия в разрезе конкретных направлений деятельности, а также проблемные вопросы, возникшие в результате ее осуществления.
Во втором разделе определены цель и задачи дальнейшего развития имущественных отношений в Республике Бурятия, а также установлен перечень конкретных мероприятий для их осуществления.
Третий раздел устанавливает результаты, которые планируются к достижению путем реализации положений настоящей Концепции.
 
1. Содержание проблем развития имущественных отношений в Республике Бурятия
 
Обеспеченность субъекта экономической деятельности, наряду с денежными средствами, движимым и недвижимым имуществом является важной составляющей жизнедеятельности такого субъекта и реализации поставленных перед ним задач. Это в полной мере относится и к публичным образованиям, в частности, и к Республике Бурятия как субъекту Российской Федерации.
С начала 90-х годов в Российской Федерации осуществлены глобальные мероприятия, связанные с управлением государственным имуществом. Фактически завершено разграничение государственного имущества на федеральное, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество, осуществлена приватизация наибольшей части государственного и муниципального имущества. Это позволяет сделать вывод о том, что в Российской Федерации вопросы имущественных отношений в основном сформированы и закреплены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 N 1024 была одобрена Концепция Управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, которая определила переход к качественно новому этапу в реформировании отношений собственности. В частности данным документом впервые был перенесен акцент с приватизации на иные способы управления и распоряжения государственным имуществом: учет, контроль использования и сохранения, получение дохода от коммерческого использования имущества. Соответственно формулировались цели и задачи управления государственным имуществом, принципы формирования механизма его осуществления. Следует отметить, что к 2009 году поставленные указанной концепцией задачи в той или иной мере были решены.
 
1.1. Учет государственного имущества Республики Бурятия
 
Во исполнение пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696, в целях организации учета республиканского имущества, а также совершенствования механизмов управления и распоряжения этим имуществом, постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.1999 N 28 было утверждено Положение об учете республиканского имущества и ведении реестра республиканского имущества, в соответствии с которым был установлен порядок учета республиканского имущества и ведения реестра республиканского имущества (далее - реестр) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, регулирующим отношения, возникающие при управлении и распоряжении республиканским имуществом и создании информационных систем.
В соответствии с указанным положением государственные учреждения и предприятия, являющиеся обладателями республиканского имущества на праве, соответственно, оперативного управления и хозяйственного ведения, и иные юридические лица, являющиеся обладателями республиканского имущества, ежегодно представляли сведения об имеющемся республиканском имуществе. На основании представляемых данных об объектах учета в базу данных реестра заносились сведения об объектах учета, осуществлялось обновление данных об объектах учета и их исключение из базы данных реестра при изменении формы собственности, вещных прав на объекты учета.
В конце 2007 года Правительством Республики Бурятия была приобретена Автоматизированная информационная система "Реестр республиканского имущества" (далее - АИС "Реестр"). В 2008 году было осуществлено наполнение базы данных АИС "Реестр" и начата ее эксплуатация.
В 2008 году в целях совершенствования механизмов управления и распоряжения республиканским имуществом, постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.05.2008 N 231 утверждено новое Положение об учете республиканского имущества (далее - Положение). Изменился порядок его учета и требования, предъявляемые к системе учета республиканского имущества.
В настоящее время в соответствии с данным Положением правообладателями республиканского имущества в целях осуществления учета предоставляются карты сведений об объектах учета, а также копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета, возникновение соответствующего вещного права на объект учета или государственную регистрацию указанного права на него, если им является недвижимое имущество, и копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов.
 
1.2. Государственная регистрация права собственности Республики Бурятия на объекты недвижимости, относящиеся к республиканской собственности
 
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" постоянно проводится работа по государственной регистрации права собственности Республики Бурятия на недвижимое имущество.
В настоящее время доля объектов недвижимости, государственная регистрация права собственности Республики Бурятия на которые осуществлена, составляет величину в размере 50-55%. Предельное значение данного показателя, которое планируется достигнуть, составляет 100%. Тем не менее, фактическое значение будет составлять порядка 95-97%, поскольку количество объектов капитального строительства, подлежащих государственной регистрации права собственности Республики Бурятия, постоянно меняется в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов, приемом-передачей объектов недвижимости в республиканскую собственность из иной собственности и т.п. Работа по государственной регистрации права собственности, перехода права собственности таких объектов осуществляется постоянно и будет продолжена в дальнейшем.
 
1.3. Проведение технической инвентаризации и получение технической документации на объекты недвижимости, относящиеся к республиканской собственности
 
Технический паспорт, оформляемый на объект недвижимости после проведения технической инвентаризации и постановки на государственный технический учет соответствующими органами, является основным документом, содержащим технические характеристики, позволяющие идентифицировать объект недвижимости с целью учета в реестре республиканского имущества, государственной регистрации права собственности Республики Бурятия в соответствии с действующим законодательством, вовлечения в хозяйственный оборот и т.д. Таким образом, обеспечение проведения технической инвентаризации и получение технической документации на объекты недвижимости, относящиеся к республиканской собственности, являлось и является необходимым условием достоверности содержащихся в реестре республиканского имущества сведений об объектах недвижимости.
Основной проблемой в данном направлении является отсутствие достоверной информации, связанной с техническими характеристиками объектов недвижимости, закрепленных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления соответственно за государственными предприятиями и государственными учреждениями, для разрешения которой необходимо проведение технической инвентаризации объектов недвижимости.
 
1.4. Проведение инвентаризации имущества, составляющего казну Республики Бурятия
 
В соответствии со статьей 4.1 Закона Республики Бурятия от 28.01.2000 N 343-II "Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия" казну Республики Бурятия составляют имущество, находящееся в государственной собственности Республики Бурятия, не закрепленное за республиканскими предприятиями и республиканскими учреждениями. Учет республиканского имущества, составляющего казну Республики Бурятия, является одним из основных направлений деятельности Правительства Республики Бурятия.
Учет республиканского имущества, составляющего казну Республики Бурятия, осуществляется в реестре республиканского имущества. С 1 января 2007 года имущество республиканской казны было принято и к бюджетному учету, который в настоящее время осуществляется в полном соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету".
В IV квартале 2008 году была проведена инвентаризация недвижимого имущества республиканской казны. В IV квартале 2009 года проведена инвентаризация движимого имущества казны Республики Бурятия. Данные мероприятия позволят осуществить регистрацию права собственности Республики Бурятия на все объекты недвижимости, являющиеся казной Республики Бурятия, а также упорядочить и систематизировать данные реестра республиканского имущества.
 
1.5. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
 
Одной из проблем в развитии предпринимательства в Республике Бурятия является необходимость его имущественной поддержки. Указанная проблема должна быть решена в связи с вступлением в силу с 4 августа 2008 года Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), устанавливающего преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого имущества (находящегося в муниципальной или государственной собственности), а также предоставляющего право пользования государственным и муниципальным имуществом на условиях долгосрочной аренды и на льготных условиях.
Законом Республики Бурятия от 07.11.2008 N 568-IV "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия" установлены предельное значение площади помещений, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия и собственности муниципальных образований в Республике Бурятия, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, и приобретаемых ими в результате реализации преимущественного права в размере 2000 кв. м, срок рассрочки оплаты приобретаемого ими государственного и муниципального имущества - 3 года.
В рамках реализации Федерального закона N 159-ФЗ по состоянию на 01.10.2009 г. в Республике Бурятия принято 61 решение об условиях приватизации с преимущественным правом выкупа арендованного субъектами малого и среднего предпринимательства имущества. Выкуплены объекты государственной и муниципальной собственности суммарной площадью 5095,6 кв.м, совокупной стоимостью 88250,3 тыс. руб., заключено 40 договоров с оплатой выкупаемого имущества в рассрочку, средний срок рассрочки - 3 года.
В целях обеспечения условий по реализации предоставленных действующим федеральным законодательством форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по государственному имуществу Республики Бурятия, в пределах предоставленных полномочий, принят Закон Республики Бурятия от 01.10.2008 N 515-IV "О внесении изменения в статью 12 Закона Республики Бурятия "Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия", которым предусмотрено предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства объектов государственной собственности Республики Бурятия, включенных в перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на срок не менее 5 лет.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.10.2008 N 483 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 15.07.2002 N 187 "О порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия" установлен порядок формирования и ведения перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок и условия (льготы по арендной плате) предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства государственного имущества Республики Бурятия.
В рамках реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сформированы перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Утвержденные перечни государственного имущества Республики Бурятия и имущества муниципальных образований опубликованы в соответствующих печатных изданиях и размещены на официальном сайте Правительства Республики Бурятия по состоянию на 01.10.2009 г. В перечни включено 327 объектов республиканского и муниципального имущества общей площадью 56,06 тыс. кв. м.
Имущество, включенное в Перечни, арендуется 180 субъектами малого и среднего предпринимательства.
Указанным постановлением также предусмотрены льготы при определении размера арендной платы за пользование объектами государственной собственности, включенными в перечни или предоставляемыми в качестве государственной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Арендная плата за пользование объектами республиканского имущества для субъектов малого и среднего предпринимательства в первые 2 года аренды устанавливается с понижающим коэффициентом 0,5, то есть в 2 раза меньше рассчитанной по действующей методике, на третий - четвертый годы на 30% ниже, на 5 год - на 20% ниже и в последующие - на 10% ниже, чем арендная плата, рассчитанная на общих основаниях.
В рамках проведенных мероприятий по данному направлению следует отметить основную проблему, а именно недостаточность свободного республиканского имущества, которое возможно предложить субъектам малого и среднего предпринимательства в пользование.
 
1.6. Управление акциями открытых акционерных обществ, находящимися в государственной собственности Республики Бурятия
 
По состоянию на 1 августа 2003 года Республика Бурятия являлась акционером в 41 акционерном обществе и имела доли в 2 обществах с ограниченной ответственностью. По состоянию на 1 ноября 2009 года Республика Бурятия является акционером в 9 акционерных обществах.
Наблюдаемая тенденция к снижению количества акционерных обществ, в которых Республика Бурятия является акционером, связана, во-первых, с оптимизацией структуры государственного сектора экономики Республики Бурятия, во-вторых, с приватизацией акций тех обществ, деятельность которых не направлена на непосредственное осуществление функций и полномочий Республики Бурятия, в третьих - в связи с ликвидацией обществ.
Акционерные общества, акции которых находятся в государственной собственности Республики Бурятия, осуществляют свою деятельность в различных сферах: сельскохозяйственное производство, добыча полезных ископаемых, полиграфия, строительство, торговля, гостиничные услуги и ряде других.
Осуществление деятельности по управлению акциями, находящимися в государственной собственности Республики Бурятия, в общем виде, урегулировано нормативными актами как федерального уровня, так и принятыми на уровне Республики Бурятия.
Несмотря на то, что на уровне Республики Бурятия в общем виде создана правовая основа управления акциями, находящимися в государственной собственности Республики Бурятия, она пока не предусматривает механизмов, которые позволили бы Республике Бурятия в перспективе наиболее полно использовать возможности по распоряжению указанными активами: передавать акции в залог и доверительное управление (без условия их продажи по результатам доверительного управления), принимать взвешенные решения о внесении акций в уставные капиталы других открытых акционерных обществ с целью образования холдинговых и иных вертикально интегрированных компаний. Кроме того, проводимая с 1999 года по 2007 год политика по сокращению количества акционерных обществ, акционером которых является Республика Бурятия, не способствовала сохранению активной роли органов государственной власти Республики Бурятия в государственном регулировании экономики рыночными методами, нацеленными на поддержание и развитие конкурентной среды.
 
1.7. Управление республиканскими государственными унитарными предприятиями и республиканскими учреждениями
 
1.7.1. Оценка состояния управления государственными унитарными предприятиями Республики Бурятия
 
По состоянию на 1 ноября 2009 года количество государственных унитарных предприятий Республики Бурятия составляет 14 единиц. Финансовое состояние большинства государственных унитарных предприятий является удовлетворительным, что, однако, в настоящее время не может быть принято в качестве положительного показателя.
Существующая система управления унитарными предприятиями Республики Бурятия включает ряд элементов:
- учет государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями Республики Бурятия;
- установленный порядок назначения руководителей унитарных предприятий на конкурсной основе, их аттестации;
- планирование финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Республики Бурятия;
- анализ результатов хозяйственной деятельности предприятий.
Функции по управлению государственными унитарными предприятиями распределены между различными исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия и осуществляются по следующим направлениям:
а) координацию и регулирование деятельности государственных унитарных предприятий Республики Бурятия обеспечивают исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, осуществляющие управление в соответствующих отраслях согласно ведомственной принадлежности предприятий;
б) планирование развития унитарных предприятий Республики Бурятия осуществляется исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, специально уполномоченными в области управления государственным имуществом Республики Бурятия, а также уполномоченными на управление теми сферами, в которых функционируют соответствующие унитарные предприятия;
в) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия осуществляет полномочия собственника имущества унитарных предприятий Республики Бурятия, в том числе совершает необходимые юридические действия, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией унитарных предприятий Республики Бурятия, утверждает их уставы, согласовывает создание филиалов и представительств предприятий, формирует уставные фонды унитарных предприятий, заключает и расторгает трудовые договоры с руководителями унитарных предприятий, рассматривает ежегодные отчеты руководителей предприятий, утверждает планы (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и бухгалтерскую отчетность, осуществляет контроль за эффективностью использования государственного имущества Республики Бурятия, закрепленного за унитарными предприятиями.
Таким образом, систему управления унитарными предприятиями Республики Бурятия следует признать сложившейся, однако ее нельзя назвать достаточно эффективной. По ряду параметров она нуждается в совершенствовании с учетом того, что:
- в современных условиях полностью отказываться от использования формы унитарного предприятия преждевременно. Напротив, там, где это требуется, необходимо использовать преимущества, предоставляемые данной формой по сравнению с организационно-правовыми формами хозяйственных обществ, в частности, возможность оперативного реагирования собственником имущества унитарного предприятия на изменение ситуации в тех сферах экономики, в которых осуществляет деятельность унитарное предприятие;
- сохранение в перспективе формы унитарного предприятия как инструмента управления государственным имуществом Республики Бурятия, требует расширения инструментария управления указанной группой объектов, что подтверждается невысокими показателями финансово-хозяйственной деятельности существующих унитарных предприятий Республики Бурятия;
- необходимым является дальнейшее развитие нормативной правовой основы управления унитарными предприятиями Республики Бурятия в части, регулирующей взаимодействие руководителей предприятий и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия, а также вопросы информационного обеспечения управления, контроля за результатами деятельности руководителей предприятий и достижением сформулированных целей управления;
- разделение полномочий по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий Республики Бурятия между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия в сфере управления имуществом и отраслевыми исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия,
- установление принципов и обеспечение функционирования механизма отчисления части чистой прибыли в республиканский бюджет.
 
1.7.2. Оценка состояния управления государственными учреждениями Республики Бурятия
 
По состоянию на 1 декабря 2009 года количество государственных учреждений Республики Бурятия составляет 228 единиц.
Государственные учреждения Республики Бурятия предоставляют различные государственные услуги на безвозмездной основе за счет средств республиканского бюджета, а также платные услуги населению Республики Бурятия и организациям.
Функции по управлению учреждениями Республики Бурятия распределены между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия по управлению республиканским имуществом и исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, осуществляющими управление в тех сферах, в которых функционируют соответствующие учреждения.
К компетенции уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия отнесен ряд ключевых полномочий, связанных с управлением учреждениями Республики Бурятия, в том числе закрепление за учреждениями государственного имущества Республики Бурятия на праве оперативного управления, изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества Республики Бурятия, закрепленного за республиканскими государственными учреждениями, согласование уставов учреждений Республики Бурятия.
Исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия проводится мониторинг деятельности государственных учреждений Республики Бурятия, а также контроль за обоснованностью и соблюдением порядка установления тарифов на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями.
Вместе с тем, состояние системы управления государственными учреждениями Республики Бурятия характеризуется тем, что нормативная основа управления учреждениями, в сравнении с нормативной основой управления унитарными предприятиями Республики Бурятия, является менее развитой. В частности, нормативная основа управления учреждениями Республики Бурятия не содержит регламентации вопросов о порядке отбора и назначения руководителей учреждений в соответствии с их профессиональными качествами и уровнем квалификации, не предусматривает условий определения и фиксации целей управления применительно к конкретным учреждениям Республики Бурятия.
В качестве положительного момента следует выделить активную работу исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия по изменению типа республиканских бюджетных учреждений на республиканские автономные учреждения. Проводимые ими мероприятия позволяют не только оптимизировать состав республиканских учреждений, но позволяют сократить расходы республиканского бюджета и стимулировать осуществление республиканскими учреждениями предпринимательской деятельности, что в условиях рыночной экономики имеет существенное значение. Дальнейшее развитие данной деятельности не только на уровне Республики Бурятия, но и на уровне муниципальных образований в Республике Бурятия, является одним из приоритетных направлений в области имущественных отношений.
 
1.8. Приватизация государственного и муниципального имущества в Республике Бурятия
 
Несмотря на то, что в результате массовой приватизации в Российской Федерации 58,9 процента предприятий стали частными, ряд поставленных целей не был достигнут:
- не сформирован широкий слой эффективных частных собственников, что во многом было обусловлено внешней сменой формы собственности при сохранении прежнего менеджмента приватизированных предприятий;
- структурная перестройка экономики не привела к формированию развитой конкурентной рыночной среды и желаемому экономическому росту;
- привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось явно недостаточно для производственного, технологического, кадрового и социального развития предприятий;
- в ряде производственных отраслей не удалось сформировать или сохранить конкурентоспособное положение предприятий на отечественном и мировом рынках товаров, работ, услуг.
Для устранения перечисленных негативных тенденций на федеральном уровне был предпринят ряд мер по совершенствованию государственной политики в области приватизации, в частности, установлены единые на всей территории Российской Федерации нормативная правовая база, режим и методы регулирования приватизации.
В настоящее время целями политики в Республике Бурятия в области приватизации являются:
- достижение экономически обоснованного баланса между процессами приобретения и создания новых активов и разгосударствления (приватизации);
- планомерное отчуждение активов Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия, не задействованных в реализации функций и полномочий Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия, сопровождаемое одновременным приобретением и созданием профильных активов, соответствующих по своему целевому назначению функциям и полномочиям Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия;
- увеличение доходов республиканского и местных бюджетов за счет совершенствования подходов к проведению приватизации различными способами и создания новых стабильных источников бюджетных поступлений в результате образования на базе приватизированного имущества высокоэффективных хозяйственных структур.
Политика Республики Бурятия в области приватизации основывается на следующих основных принципах:
1) осуществление приватизации республиканского и муниципального имущества должно быть эффективным, т.е. приводить к достижению целей политики Республики Бурятия в области управления государственным и муниципальным имуществом и приватизации, безусловному выполнению покупателями государственного и муниципального имущества условий, на которых оно отчуждается;
2) решения о целесообразности приватизации республиканского и муниципального имущества должны быть экономически и юридически обоснованными. Закрепление в федеральном законодательстве требования об отчуждении (или перепрофилировании) субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями имущества, не предназначенного для осуществления их функций и полномочий, не означает запрета на сохранение в соответствующей собственности тех объектов, которые, являясь экономически эффективными (доходными), лишь косвенно служат осуществлению функций и полномочий Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия. Такие объекты обеспечивают поступление в бюджет соответствующего уровня дополнительных доходов.
3) приватизация республиканского и муниципального имущества должна осуществляться при достаточном информационном обеспечении соответствующих процедур. Население Республики Бурятия и заинтересованные лица должны иметь возможность получать в пределах, установленных законодательством, информацию не только о планах приватизации, но и о мероприятиях по их реализации, итогах приватизации, а также об основных результатах управления приватизированным имуществом;
4) приватизация республиканского и муниципального имущества предполагает подотчетность участников приватизационных процедур населению Республики Бурятия, а также исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным на осуществление соответствующих форм и видов контроля. Подотчетность участников приватизационных процедур обеспечивается детальным регулированием правил их взаимодействия, закреплением обязанностей по предоставлению и раскрытию информации о своей деятельности, а также применением соответствующих видов и форм государственного и общественного контроля.
 
1.8.1. Основные меры по реализации политики Республики Бурятия в сфере приватизации
 
Основными мерами, призванными обеспечить достижение целей политики Республики Бурятия в области приватизации, должны стать:
1) дифференцированный подход к приватизации имущественных комплексов в зависимости от их ликвидности и соответствия целевого назначения содержанию функций и полномочий Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия.
Так, приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий Республики Бурятия может выступать способом повышения экономической эффективности тех частей имущественных комплексов указанных организаций, которые остаются в государственной собственности Республики Бурятия после приватизации. С этой целью имущественные комплексы унитарных предприятий Республики Бурятия в том составе, в котором они существуют до приватизации, дифференцируются на несколько блоков (частей), каждый из которых способен рассматриваться в качестве предприятия, т.е. самостоятельного имущественного комплекса, предназначенного для ведения приносящей доходы деятельности. После проведения такой дифференциации имущественных комплексов унитарных предприятий Республики Бурятия проводится приватизация тех блоков (частей первоначальных имущественных комплексов), которые являются наименее ликвидными и при этом не задействованы в реализации функций и полномочий Республики Бурятия, осуществлении социально значимых видов деятельности.
Приватизация высоколиквидных имущественных комплексов (частей имущественных комплексов) унитарных предприятий Республики Бурятия, в том числе не задействованных непосредственно в реализации функций и полномочий Республики Бурятия, может осуществляться только при условии существования развитой конкуренции на рынке товаров, работ, услуг, производимых при помощи отчуждаемых в порядке приватизации активов, и необходимости осуществления дополнительных инвестиций в их развитие. Приватизация высоколиквидных имущественных комплексов (частей имущественных комплексов) рассматривается как способ получения республиканским бюджетом дополнительных доходов в виде денежных средств, поступающих от продажи указанных активов. При этом приватизация высоколиквидных имущественных комплексов (частей имущественных комплексов) унитарных предприятий Республики Бурятия, как правило, обусловливается сохранением в государственной собственности Республики Бурятия пакета акций акционерного общества, создаваемого на базе отчуждаемых активов, в размере не менее 25 процентов.
Приватизацию низколиквидных и (или) непрофильных имущественных комплексов (частей имущественных комплексов) унитарных предприятий следует осуществлять путем привлечения максимально широкого круга потенциальных инвесторов, готовых предоставить гарантии по развитию приобретаемых активов путем сохранения рабочих мест и выполнения иных, установленных в соответствии с законом, условий приватизации государственного имущества Республики Бурятия;
2) расширение инструментария разгосударствления собственности Республики Бурятия:
а) продажа республиканского и муниципального имущества с рассрочкой или отсрочкой оплаты под гарантии банков или под залог приватизируемого имущества;
б) продажа республиканского и муниципального имущества с последующим напр