1. Общие положения
1.1. Настоящие требования устанавливаются к одежде обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Республики Бурятия (далее - Общие требования к одежде обучающихся) в целях реализации следующих принципов государственной политики в сфере образования Российской Федерации:
обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
гуманистический характер образования, приоритет прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения;
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
создание условий для самореализации каждого человека;
демократический характер управления образованием, обеспечение прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями.
1.2. Основными задачами установления Общих требований к одежде обучающихся являются:
обеспечение безопасности обучающихся путем устранения факторов, способствующих поведению несовершеннолетних граждан, направленному против личности, общества и законов Российской Федерации;
обеспечение психологического комфорта обучающихся за счет снижения отвлекающего эффекта одежды, предотвращения демонстрации материального превосходства одних обучающихся над другими;
стимулирование школ к формированию корпоративной культуры, чувства принадлежности к позитивному образовательному сообществу у обучающихся;
профилактика ущемления религиозных, этнокультурных чувств обучающихся, представляющих различные национальные культуры, религиозную принадлежность.
1.3. Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения (далее - школы) вправе устанавливать дополнительные требования к одежде, а также к обуви и внешнему виду обучающихся, не предусмотренные настоящими Общими требованиями к одежде обучающихся, по инициативе и с учетом интересов участников образовательного процесса.
1.4. В школе может быть принята единая форма для всех обучающихся (далее - школьная форма), форма для каждого класса (далее - форма класса).
1.5. Школьная форма (форма класса) - это одежда для учебных занятий и школьных мероприятий, изготовленная в соответствии с едиными для всех обучающихся данной школы (данного класса) требованиями к ткани, модели, цвету, содержащая эмблему, отличительный знак школы (класса).
1.6. Введение дополнительных требований к одежде должно носить характер общественного договора в интересах большинства участников образовательного процесса, обеспечения приоритета личного и социального благополучия и безопасности обучающихся, условий хранения личных вещей и переодевания в школе, решения локальных задач школы.
1.7. Контроль соблюдения Общих требований к одежде обучающихся и принятие мер воздействия на обучающихся в школе возлагается на должностные лица, отвечающие за воспитательную работу с обучающимися.
2. Общие требования к одежде обучающихся
2.1. Одежда обучающихся должна быть чистой, комфортной, соответствовать гигиеническим нормам, температурному режиму школьных помещений, не сковывать движения, не быть травмоопасной во время учебных занятий и на перемене.
2.2. В школе могут быть установлены основные и дополнительные виды одежды обучающихся. К основным видам одежды обучающихся относятся:
1) повседневная одежда;
2) парадная одежда;
3) спортивная одежда.
К дополнительным видам одежды обучающихся относится одежда для отдельных видов учебных занятий и школьных мероприятий в соответствии с особенностями образовательной программы школы: одежда для уроков технологии, хореографии, хора и т. д.
2.3. Запрещается ношение во время учебных занятий и школьных мероприятий следующих видов и элементов одежды, украшений:
1) содержащих изображения и надписи на любом языке, пропагандирующие антигуманистические воззрения, противоправное и асоциальное поведение - оскорбляющие честь и достоинство личности; содержащие символику, лозунги и призывы экстремистских организаций, а также иных групп, организаций и движений, пропагандирующих экстремизм; призывающие к употреблению психоактивных веществ, применению оружия;
2) провоцирующих сексуальные чувства - не скрывающих нательное белье, части тела в области груди (одежда с декольте), талии; одежды для девочек и девушек, длина которой выше уровня 10 сантиметров от середины колена (кроме спортивной одежды);
3) нарушающих светский характер образования - являющихся обязательным атрибутом религиозных обрядов, демонстрирующих религиозную принадлежность обучающегося.
3. Порядок разработки, утверждения и обеспечения выполнения требований к одежде обучающихся в школе
3.1. Требования к одежде обучающихся устанавливаются Положением об одежде обучающихся школы (далее - Положение).
3.2. В Положении предусматриваются:
задачи школы, для решения которых принимается Положение;
требования к одежде обучающихся;
порядок взаимодействия с обучающимися, нарушающими установленные требования, и их родителями (законными представителями);
процедура внесения изменений и дополнений в Положение.
3.3. Процедура принятия Положения определяется администрацией школы совместно с органом государственно-общественного управления школой и должна включать следующие стадии:
1) письменное обращение инициаторов принятия или изменения Положения в администрацию школы с проектом Положения;
2) размещение проекта Положения на школьном информационном стенде и публикация в СМИ, школьной газете или на школьном сайте, не менее чем за три недели до утверждения Положения;
3) публичная презентация и обсуждение проекта Положения в школе с участием представителей обучающихся, родителей, работников школы, членов органа государственно-общественного управления школой не менее чем за неделю до утверждения Положения;
4) доработка и одобрение проекта Положения большинством участников образовательного процесса - обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, работников школы;
5) утверждение проекта Положения приказом по школе;
6) размещение Положения на школьном информационном стенде и публикация в СМИ, школьной газете или на школьном сайте;
7) ознакомление участников образовательного процесса с утвержденным Положением на общешкольном мероприятии.
3.4. Положение вступает в силу со дня размещения на школьном информационном стенде и публикации в СМИ, школьной газете или на школьном сайте.
3.5. Если Положением утверждается единая школьная форма, форма класса, то администрация школы совместно с инициаторами принятия Положения должна определить количество семей, которые могут испытывать затруднения в ее приобретении, и предусмотреть меры их поддержки.
3.6. Меры поддержки должны оглашаться совместно с проектом Положения на всех стадиях принятия Положения, указанных в
пункте 3.3.3.7. Порядок взаимодействия с обучающимися, нарушающими установленные требования (далее - нарушителями), и их родителями (законными представителями), включает следующие обязательные мероприятия, проводимые в установленной последовательности до устранения нарушения:
1) публичное устное замечание классного руководителя на уроке, классном часе;
2) письменное замечание классного руководителя в дневнике;
3) разъяснительная беседа с нарушителем, проводимая классным руководителем в присутствии родителей (законных представителей) обучающегося;
4) классный час по разъяснению причин введения требований и возможных последствий их нарушений;
5) родительское собрание по разъяснению причин введения требований и возможных последствий их нарушений;
6) ограничение доступа к занятиям.
Каждое последующее мероприятие не должно проводиться в тот же рабочий день, что и предыдущее мероприятие. Перед публичным устным замечанием классному руководителю рекомендуется сделать индивидуальное устное замечание обучающемуся с разъяснением нарушенной нормы.
Ограничение доступа к занятиям возможно только в случае нарушения обучающимся требования, установленного
подпунктом 1 пункта 2.3 настоящих Общих требований к одежде обучающихся.
3.8. Приглашение родителей (законных представителей) обучающегося на разъяснительную беседу и родительское собрание осуществляется посредством записи в дневнике обучающегося не позднее чем за три дня до даты проведения беседы, собрания. Запись в дневнике должна содержать указание на нарушенное требование к одежде и разъяснение возможных последствий, если нарушение повторится.
3.9. В ходе разъяснительной беседы нарушителю и его родителям (законным представителям) разъясняются причины введения требований к одежде обучающихся, меры воздействия, предпринятые в отношении нарушителя в соответствии с установленным порядком. Нарушитель и его родители (законные представители) знакомятся под роспись с Положением об одежде обучающихся школы. Родители (законные представители) предупреждаются о возможных последствиях дальнейшего нарушения требований. Совместно обсуждаются меры по предотвращению дальнейшего нарушения требований.
3.10. В отсутствие на разъяснительной беседе родителей (законных представителей) обучающегося без уважительной причины беседа проводится административным работником школы в присутствии классного руководителя. Административный работник разъясняет нарушителю основания для введения Положения об одежде обучающихся школы и возможные последствия его нарушения, вручает копию указанного документа, делает запись о проведении разъяснительной беседы в дневнике обучающегося.
3.11. При нарушении требования, установленного
подпунктом 1 пункта 2.3 настоящих Общих требований к одежде обучающихся, для участия в разъяснительной беседе с нарушителем и его родителями (законными представителями) могут быть приглашены представители территориальных подразделений органов внутренних дел по работе с несовершеннолетними.
3.12. При нарушении требования, установленного
подпунктом 2 пункта 2.3 настоящих Общих требований к одежде обучающихся, для участия в разъяснительной беседе с нарушителем и его родителями (законными представителями) должен быть приглашен психолог и (или) социальный педагог.
3.13. При нарушении требования, установленного
подпунктом 3 пункта 2.3 настоящих Общих требований к одежде обучающихся, для участия в разъяснительной беседе с нарушителем и его родителями (законными представителями) могут быть приглашены представители соответствующей религиозной конфессии.
3.14. Родительское собрание, разъяснительная беседа протоколируются. Заверенная администрацией школы копия протокола выдается родителям (законным представителям) обучающегося.
3.15. Ограничение доступа к занятиям обучающегося, нарушившего требование
подпункта 1 пункта 2.3 настоящих Общих требований к одежде обучающихся, применяется в качестве профилактической меры, направленной на предупреждение:
- экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
- пропаганды поведения, создающего угрозу жизни, здоровью, безопасности и благополучию других обучающихся.
3.16. Ограничение доступа к занятиям производится на основании локального акта образовательного учреждения об ограничении доступа к занятиям обучающегося, нарушившего требование
подпункта 1 пункта 2.3 настоящих Общих требований к одежде обучающихся, до устранения нарушения и в случае повторного нарушения указанного требования.
3.17. Ознакомление с локальным актом нарушителя и его родителей (законных представителей) производится не позднее трех рабочих дней со дня издания локального акта путем передачи копии локального акта лично или почтовой отправки по месту жительства обучающегося. Об издании локального акта и направлении его по месту жительства обучающегося классным руководителем производится запись в дневнике.
3.18. По окончании учебного года должностное лицо, отвечающее за воспитательную работу в школе, должно проводить анализ нарушений Положения об одежде обучающихся, принятых мер, оценку достижения целей и задач введения Положения. Анализ включается в ежегодный публичный отчет администрации школы.