Официально

Распоряжение Республики Бурятия от 26.01.2012 N 22-р

Об утверждении Концепции развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства в Республике Бурятия на оды

В целях проведения единой государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создания условий для устранения причин, порождающих семейное неблагополучие, оптимизации сети учреждений системы профилактики социального сиротства, укрепления взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства в Республике Бурятия на оды (далее - Концепция).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований в Республике Бурятия принять меры по выполнению положений Концепции.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия
В. Наговицын

Концепция развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства в Республике Бурятия на оды (утв. распоряжением Правительства Республики Бурятия от 26 января 2012 г. N 22-р)

I. Общие положения

Деятельность по развитию системы защиты прав детей, профилактике социального сиротства в Республике Бурятия направлена на реализацию целей государственной политики в интересах детей, демографической и социальной политики Российской Федерации.
Настоящая Концепция, разработанная в соответствии с федеральными законами и иными федеральными нормативно-правовыми актами, нормативно-правовыми актами Республики Бурятия, определяет цели, задачи и основные направления развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства на оды.
Концепция призвана обеспечить системные и согласованные действия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций всех типов и видов в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства.

II. Современная ситуация в сфере защиты прав детей и профилактики социального сиротства, основные тенденции ее развития и существующие проблемы

Одной из наиболее существенных проблем детства в Республике Бурятия, как и в целом в Российской Федерации, является социальное сиротство. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения Республики Бурятия остается на уровне 2,79% (на 1 января 2009 г. - 6549 из 227,1 тыс. детей, за 9 месяцев 2011 г. - 6250 из 226,1 тыс. детей). В общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доля "социальных сирот" (детей, у которых живы оба или один из родителей) составляет 75%.
Социально-экономическое положение семей с детьми существенно влияет на качество жизни граждан нынешнего и будущих поколений, вызывает необходимость значительных социальных бюджетных затрат.
Реализация государственных полномочий в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потребовала в одах расходования средств республиканского бюджета и субвенций федерального бюджета в объеме 1603,8 млн. руб. (без учета расходов на деятельность органов управления, опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Из них расходы на государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе их строительство и ремонт), полное государственное обеспечение детей составили 433,5 млн. руб., расходы на предоставление жилья - 204,6 млн. руб., расходы на выплату единовременных пособий при передаче детей на воспитание в семьи граждан, вознаграждений приемным родителям, выплату пособий опекунам и приемным родителям на содержание детей - 1078,4 млн. руб.
Основным источником социального сиротства являются процессы развития кризиса и дезадаптации в семьях под влиянием внешних социально-экономических факторов, нарушений внутрисемейных отношений при условии низкого потенциала семьи по преодолению трудной жизненной ситуации. В Республике Бурятия в настоящее время зарегистрировано 3651 неблагополучная семья (2,2% от общего числа семей с детьми), в которых воспитывается 7094 ребенка (3,1% от численности детского населения), из них 1481 семья или 0,91% (в них 2956 детей или 1,3%) находятся в социально опасном положении.
Развитие семейного кризиса с течением времени приводит к утрате семьей способности обеспечивать нормальные условия для развития детей, отказу от детей, нарушению их прав и законных интересов, жестокому обращению с детьми, злоупотреблению родительскими обязанностями. Во многих случаях оно сопряжено с развитием пьянства и алкоголизма, других форм зависимости, деградацией семейных и социальных ролей.
При несвоевременном выявлении нарушений прав ребенка в семье, сложившемся дефиците эффективных профилактических услуг и форм помощи семьям и детям вынужденной мерой защиты ребенка становится лишение родительских прав. Число детей, у которых родители лишены родительских прав, составило в 2008 г. - 856 или 0,38% от численности детского населения, в 2009 г. - 913 или 0,41%, в 2010 г. - 738 или 0,33%.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, устраиваются на воспитание в семьи граждан, а в случае невозможности - на государственное попечение. По состоянию на 1 января 2011 г. в учреждениях всех типов и видов находилось 819 детей-сирот (13,1%, в Российской Федерации - 16%). Для детей, не устроенных в семью в течение первого месяца после выявления, средний срок пребывания в учреждениях (до устройства в семью или наступления совершеннолетия) составляет 3 года.
Длительное нахождение детей в учреждениях отрицательно влияет на их развитие и дальнейшую адаптацию в обществе, во многих случаях является причиной социального сиротства во втором и последующих поколениях. Пребывание детей в условиях институционализации приводит к формированию у них особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем учебной, правовой грамотности и трудовой мотивации, повышенным уровнем виктимности. Уровень безработной молодежи из числа детей-сирот в Республике Бурятия составляет 62% (в среднем по России - 15%, в ряде субъектов Российской Федерации, где действует система постинтернатного сопровождения, - 1%).
Общая структура устройства детей-сирот в Республике Бурятия, как и в целом по стране, меняется в сторону увеличения доли детей, устроенных в замещающую семью. Так, в 2008 году в семьях воспитывалось 84,7% от общего числа детей-сирот, в 2009 году - 87,3%, в 2010 году - 89,7%. Для детей в возрасте от 0 до 14 лет включительно средний срок пребывания ребенка в учреждении меньше срока, оставшегося до его совершеннолетия, что свидетельствует о наличии возможности их семейного устройства. Вместе с тем данная возможность реализуется недостаточно эффективно, дети находятся в учреждениях неоправданно длительное время.
Для преодоления социального сиротства необходимы приоритетное развитие профилактических и реабилитационных услуг для семьи и детей на ранних стадиях семейного кризиса в целях защиты прав ребенка в семье, восстановления нормальных условий для его развития, а также интенсификация устройства детей, уже оставшихся без попечения родителей, в семьи и организация их сопровождения.
С 2007 года в Республике Бурятия активно ведется работа по развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Реализуемые меры были направлены на создание необходимых организационных условий для решения задач в сфере защиты прав детей и профилактики социального сиротства, снижение уровня преступности, безнадзорности, наркомании, алкоголизма среди несовершеннолетних, организацию их досуга и занятости, формирование и апробацию в муниципальных образованиях механизмов, призванных обеспечить выявление нарушений прав каждого ребенка и их защиту.
Для осуществления данных мер на оды предусмотрены и выделяются средства из республиканского, федерального, муниципальных бюджетов в объеме более 33396,7 млн. руб., в том числе в рамках республиканских целевых программ "Семья и дети Республики Бурятия на оды" (постановление Правительства Республики Бурятия от 08.05.2007 N 156), "Повышение качества жизни детей и семей с детьми на оды" (постановление Правительства Республики Бурятия от 22.06.2011 N 311), инвестиционных проектов социальной поддержки семьи и детей на оды (Закон Республики Бурятия от 09.11.2007 N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года"). Дополнительно на оды привлечены средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в объеме 237,4 млн. руб. на республиканские программы "Тоонто нютаг: традиция жива" (постановление Правительства Республики Бурятия от 09.07.2009 N 264), "Знай, ты не один!" (постановление Правительства Республики Бурятия от 18.11.2009 N 429), "Байкальское милосердие Республики Бурятия на оды" (постановление Правительства Республики Бурятия от 18.05.2010 N 183), "Ветер перемен" (постановление Правительства Республики Бурятия от 16.01.2009 N 10), "Солнышко" (постановление Правительства Республики Бурятия от 17.07.2009 N 274); на оды - грант Национального фонда защиты детей от жестокого обращения в объеме 5,0 млн. руб.
В рамках данной деятельности в период с 2007 по 2011 годы сформированы основные механизмы решения задач в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства:
- проведена реорганизация исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, осуществляющих государственную политику в данной области, создано Республиканское агентство по делам семьи и детей, сформирован Координационный совет при Президенте Республики Бурятия по профилактике социального сиротства;
- создана межведомственная система раннего выявления детей, нуждающихся в защите государства;
- созданы предпосылки для формирования инфраструктуры профилактических услуг, апробированы инновационные технологии профилактической работы;
- создана система семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сформированы службы семейного устройства и сопровождения;
- создана система методического сопровождения, проведено повышение квалификации более 300 руководителей и специалистов.
Сотрудничество с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения позволило привлечь российских экспертов, обеспечить высокий научно-методический уровень осуществления деятельности по развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства.
Опыт Республики Бурятия по развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства, организации помощи детям в случаях жестокого обращения с ними получил высокую оценку Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации.
Для настоящего этапа деятельности по развитию системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства актуальными являются следующие основные проблемы:
- обеспечение и сохранение необходимого качественного уровня деятельности при внедрении механизмов защиты прав детей, профилактики социального сиротства на всей территории Республики Бурятия;
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия в рамках единых подходов к осуществлению защиты прав и законных интересов детей.
Решение данных проблем требует унификации и нормативно-правового закрепления порядка принятия мер по защите прав каждого ребенка, внедрения единых стандартов услуг, направленных на предотвращение сиротства, введения отработанных в ряде муниципальных образований механизмов и форм работы на всей территории Республики Бурятия.

III. Основные принципы

Деятельность органов государственной власти Республики Бурятия в сфере профилактики социального сиротства основывается на принципах, предусмотренных международными правовыми актами и действующим законодательством Российской Федерации, в частности:
1) принцип приоритетности защиты семьи как естественной и основной ячейки общества со стороны общества и государства;
2) принцип права каждого ребенка без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения на такие меры защиты, которые требуются в его положении как несовершеннолетнего, со стороны его семьи, общества и государства;
3) принцип защиты детей от всех форм небрежного отношения, жестокого обращения, насилия, эксплуатации;
4) принцип приоритетности семейного воспитания детей;
5) принцип индивидуального подхода к семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
6) принцип первоочередного обеспечения безопасности пострадавших детей, их защиты от повторных общественно опасных посягательств;
7) принцип предупреждения повторного психологического травмирования таких детей на всех стадиях уголовного судопроизводства и оказания им помощи;
8) принцип обеспечения профессиональной компетентности и специальной подготовки специалистов, занятых работой с детьми указанной категории, и недопущения их выхода за рамки своей профессиональной компетенции;
9) принцип реализации комплексного подхода к работе с детьми - жертвами указанных преступлений путем обеспечения оказания таким детям бесплатной юридической, медицинской, психологической и социальной помощи и реабилитации с привлечением в этих целях специалистов соответствующего профиля, прошедших специальную подготовку;
10) принцип реализации системного подхода в противодействии преступлениям в отношении детей начиная со стадии ранней профилактики таких преступлений до стадии социальной и медицинской реабилитации и социальной адаптации потерпевших детей;
11) принцип обеспечения права ребенка на конфиденциальность, защиту его персональных данных, в том числе при освещении совершенного в отношении него преступления в средствах массовой информации.

IV. Цели, задачи, основные направления развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства

Целями государственной политики в области защиты прав детей, профилактики социального сиротства в Республике Бурятия являются:
- обеспечение восстановления прав и законных интересов детей, проживающих в Республике Бурятия, в случае их нарушения;
- снижение числа выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- повышение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан;
- сокращение среднего срока пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях и организациях системы здравоохранения, образования и подведомственных учреждениях Республиканского агентства по делам семьи и детей;
- повышение доли лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптировавшихся к трудовой деятельности и социальной жизни.
Основными задачами развития системы защиты прав детей, профилактики социального сиротства в Республике Бурятия на период до 2015 года являются:
- нормативно-правовое закрепление созданных механизмов защиты прав детей, профилактики социального сиротства;
- внедрение механизмов защиты прав детей на всей территории Республики Бурятия;
- обеспечение необходимого качественного уровня деятельности в сфере защиты детства, профилактики социального сиротства;
- повышение эффективности работы по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях;
- распространение передового опыта Республики Бурятия в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства.
Решение задачи по нормативно-правовому закреплению созданных механизмов защиты прав детей, профилактики социального сиротства включает:
- введение единой системы учета всех категорий детей, нуждающихся в защите государства (детей, чьи права и законные интересы нарушены; детей, находящихся в социально опасном положении и детей из семей, находящихся в социально опасном положении; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья);
- введение единого порядка принятия мер по защите прав детей, нуждающихся в защите государства;
- внедрение новых механизмов финансирования деятельности в сфере защиты прав детей на основе стандартов услуг.
Решение задачи по внедрению механизмов защиты прав детей на всей территории Республики Бурятия включает:
- создание организационных механизмов защиты прав детей на муниципальном уровне;
- создание инфраструктуры профилактических услуг во всех муниципальных образованиях;
- повышение квалификации специалистов в сфере защиты детства и профилактики социального сиротства.
Решение задачи по обеспечению необходимого качественного уровня деятельности в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства включает:
- разработку и принятие административных регламентов государственных услуг в сфере защиты прав детей;
- внедрение стандартов профилактических услуг для семьи и детей;
- совершенствование механизмов разработки республиканских долгосрочных программ в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства, охраны жизни, здоровья детей;
- разработку и внедрение механизмов мониторинга и контроля качества в сфере защиты прав детей;
- развитие системы методической поддержки специалистов.
Решение задачи по повышению эффективности работы по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, включает:
- разработку и внедрение механизмов сокращения сроков пребывания детей в учреждениях;
- стимулирование устройства в семью детей раннего возраста (от 0 до 3 лет);
- внедрение механизмов постинтернатной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа;
- развитие школ подготовки замещающих родителей и служб сопровождения семей;
- принятие мер по повышению контроля за воспитанием детей в приемных семьях и повышению ответственности приемных родителей за надлежащее исполнение ими своих обязательств по воспитанию детей;
- повышение информированности общественности об условиях воспитания детей-сирот в детских домах и в приемных семьях.
Решение задачи по распространению передового опыта Республики Бурятия в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства включает:
- создание и развитие межрегионального центра передового опыта по защите детства Сибирского федерального округа на базе подведомственного Республиканскому агентству по делам семьи и детей автономного учреждения, финансируемого из республиканского бюджета и внебюджетных фондов;
- проведение республиканских и межрегиональных мероприятий по обмену опытом в сфере защиты прав детей.

V. Механизм реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на выработку единых подходов к решению проблем социального сиротства.
Включение механизмов реализации Концепции позволит обеспечить последовательное достижение целей, обозначенных в настоящей Концепции и определяющих направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по стабилизации и последовательному улучшению ситуации в сфере профилактики социального сиротства.
К числу таких механизмов относятся:
1) совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих условия для сокращения уровня социального сиротства в Республике Бурятия, защиты и улучшения положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) разработка и реализация республиканских и муниципальных программ комплексного и целевого характера, затрагивающих вопросы профилактики социального сиротства;
3) содействие обеспечению приоритетности распределения средств на реализацию программ, направленных на профилактику социального сиротства.

VI. Прогнозируемые результаты

Основным результатом последовательной реализации Концепции должно стать укрепление института семьи, снижение уровня социального сиротства в Республике Бурятия, обеспечение приоритета семейного воспитания, повышение качества жизни детей и семей с детьми.
Реализация Концепции позволит:
1) снизить уровень социального сиротства на территории Республики Бурятия, значительно увеличить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи;
2) ввести единую систему учета всех категорий детей, нуждающихся в защите государства (детей, чьи права и законные интересы нарушены; детей, находящихся в социально опасном положении и детей из семей, находящихся в социально опасном положении; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья);
3) ввести единый порядок принятия мер по защите прав детей, нуждающихся в защите государства;
4) создать организационные механизмы защиты прав детей и инфраструктуру профилактических услуг на муниципальном уровне;
5) усовершенствовать механизмы разработки республиканских и муниципальных долгосрочных программ в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства;
6) создать и развить деятельность межрегионального центра передового опыта по защите прав детей в Сибирском федеральном округе.