Официально
Постановление Правительства Республики Бурятия от 31.08.2011 N 466
Об утверждении Концепции развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия на оды
В целях реализации задач комплексного развития территории Республики Бурятия и повышения эффективности реализации инвестиционных проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую
Концепцию развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия на оды (далее - Концепция).
2. Рекомендовать администрациям муниципальных образований в Республике Бурятия при разработке нормативно-правовых актов муниципальных образований о государственно-частном партнерстве руководствоваться положениями Концепции.
3. Министерству экономики Республики Бурятия (Думнова Т.Г.) в течение 3 месяцев после принятия настоящего постановления разработать и внести на согласование в Правительство Республики Бурятия проект закона Республики Бурятия "О государственно - частном партнерстве в Республике Бурятия".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольный комитет Президента и Правительства Республики Бурятия (Мещеряков С.А.).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Бурятия | И. Егоров |
Концепция развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия на оды (утв.
постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 августа 2011 г. N 466)
1. Общие положения
В качестве одного из приоритетных направлений развития экономики нашей страны Правительство Российской Федерации определило создание благоприятных условий для экономического роста и формирование инновационной модели производства. Среди наиболее эффективных механизмов реализации вышеназванных направлений развития можно выделить государственно-частное партнерство (ГЧП). Этот механизм призван объединить государственный и частный интересы в целях эффективной реализации инфраструктурных проектов.
Анализ тенденций социально-экономического развития субъектов Российской Федерации показывает, что ресурсы экономического роста, восполняющего падение производства в период с 1991 по 1998 год, практически исчерпаны. Вместе с тем интенсивное, основанное на оптимистическом сценарии развитие экономики регионов сталкивается с определенными трудностями. Одним из серьезных препятствий на пути социально-экономического развития Республики Бурятия является существенное отставание в развитии инфраструктуры экономики и социальной сферы от современных потребностей. В условиях ограниченных возможностей реализация крупных общественно значимых инфраструктурных проектов невозможна без привлечения финансовых, организационных и технологических возможностей частного бизнеса.
Реализация инвестиционных проектов Республики Бурятия на основе принципов государственно-частного партнерства позволит более эффективно решать проблему устранения инфраструктурных ограничений экономического роста, создавать комфортные условия для инвестирования в долгосрочные проекты, предотвращать отток капитала из экономики региона. Развитие государственно-частного партнерства открывает для инвесторов новые возможности для долгосрочных инвестиций с управляемыми рисками в отраслях, ранее не доступных для частных инвесторов, способствует улучшению инвестиционной привлекательности республики.
Основными проблемами на пути реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства, являются недостаточное нормативное правовое обеспечение, отсутствие ясно сформулированной долгосрочной и прозрачной государственной политики в области развития государственно-частного партнерства.
Указанные сложности не уникальны для Республики Бурятия, они свойственны современному этапу развития государственно-частного партнерства в России и носят системный характер. Вместе с тем планомерная работа по регулированию отношений, возникающих между органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления и частными инвесторами, складывающихся в процессе реализации инвестиционных проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства, выработке основных параметров государственной политики в данной сфере позволит преодолеть эти сложности. Настоящая Концепция направлена на формирование правового регулирования общественных отношений в области развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия с учетом действующего федерального законодательства, полномочий и финансовых возможностей органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия.
В целях формирования государственной политики в сфере развития государственно-частного партнерства и правового регулирования отношений в области реализации проектов, основанных на принципах государственно - частного партнерства, необходимо решить следующие задачи:
- определение основных форм государственно-частного партнерства;
- определение приоритетных направлений использования механизмов государственно-частного партнерства;
- формирование общественно значимых проектов, реализация которых возможна на основе государственно-частного партнерства, и единой системы государственного управления проектами, в том числе за счет создания специализированной структуры;
- создание условий для получения инвестиционными проектами поддержки за счет средств институтов развития Российской Федерации, в том числе Инвестиционного фонда Российской Федерации, Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (далее - ГК "Внешэкономбанк");
- создание регионального инвестиционного фонда Республики Бурятия;
- создание условий для применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации республиканских целевых программ;
- снижение рисков реализации проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства для российских и зарубежных инвесторов;
- профилактика коррупционных явлений в процессе реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства.
2. Понятие, сущность и основные формы государственно-частного партнерства
Для целей настоящей Концепции под государственно-частным партнерством понимается взаимовыгодное сотрудничество Республики Бурятия с одним или несколькими российскими или иностранными юридическими или физическими лицами, либо действующими без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединениями юридических лиц при реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных.
В отличие от системы государственных закупок участники государственно-частного партнерства преследуют достижение общих целей и объединяют для этого финансовые, организационные, технологические ресурсы, а также принимают на себя и распределяют между собой риски реализации проекта.
Целями участия в государственно-частных партнерствах являются повышение качества государственных и муниципальных услуг, обеспечение эффективного использования имущества, снижение нагрузки на республиканский бюджет, усиление социальной ответственности бизнеса и повышение качества жизни населения Республики Бурятия.
Участие в государственно-частных партнерствах основывается на принципах:
1) законности - формирование доступной, прозрачной и предсказуемой нормативной правовой базы в сфере государственно-частного партнерства и неукоснительное ее исполнение;
2) эффективного использования и управления государственной (муниципальной) собственностью Республики Бурятия;
3) равных условий доступа хозяйствующих субъектов к участию в государственно-частном партнерстве;
4) соблюдения прав и законных интересов сторон государственно-частного партнерства;
5) добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон государственно-частного партнерства;
6) прозрачности деятельности сторон государственно-частного партнерства.
Формы государственно-частного партнерства - это основные правовые механизмы совместной реализации органами государственной власти, местного самоуправления и юридическими или физическими лицами общественно значимых инвестиционных проектов. Основными формами участия Правительства Республики Бурятия в государственно-частном партнерстве могут стать:
- передача инвестору имущества Республики Бурятия в целях предоставления инвестором товаров, работ или услуг потребителям с использованием переданного объекта;
- долевое участие Республики Бурятия в уставных (складочных) капиталах юридических лиц;
- создание и привлечение средств инвестиционных, в том числе венчурных, фондов;
- привлечение средств институтов развития Российской Федерации (Инвестиционного фонда Российской Федерации, ГК "Внешэкономбанк", Государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" и др.);
- концессионные соглашения и иные соглашения, включая аренду государственного имущества с инвестиционными условиями;
- создание особых экономических зон;
- создание зон экономического благоприятствования;
- иные формы, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством.
Регулирование форм государственно-частного партнерства должно строиться таким образом, чтобы инициаторами совместных проектов могли выступать как органы государственной власти, так и частные партнеры.
Частный партнер - российское или иностранное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, объединение юридических лиц, осуществляющее деятельность на основании соглашения.
3. Правовое регулирование государственно-частного партнерства
В настоящее время понятие "государственно-частное партнерство" не определено ни одним нормативно-правовым актом федерального уровня.
В этих условиях к отношениям, основанным на принципах государственно-частного партнерства, применяются отдельные положения нормативных правовых актов различных отраслей законодательства, в частности:
-
Конституции Российской Федерации в части закрепления общих принципов взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов (например, принципов равенства перед законом, недопустимости дискриминации (
статья 19), недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (
статья 34), и так далее);
- административного законодательства, регулирующего деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в области государственно-частного партнерства, определяющего статус и компетенцию органов исполнительной власти, представляющих государство в отношениях с частным партнером (например, положения об органах исполнительной власти);
- гражданского законодательства и законодательства об инвестиционной деятельности, регулирующего отношения между сторонами инвестиционных соглашений (Гражданский кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений");
- бюджетного законодательства, регулирующего возможные формы и порядок финансового участия бюджета публично-правового образования в проекте, включая порядок финансирования расходов бюджета на стадии подготовки проекта (
Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период);
- земельного и иного законодательства, регулирующего порядок предоставления земельных участков для строительства, процедуры резервирования, изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, изменения категории земельных участков (
Земельный кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и др.);
- законодательства о государственных закупках, регулирующего порядок размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд в случае непосредственного финансового участия публично-правового образования в инвестиционном проекте (
Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд");
- налогового законодательства, определяющего порядок налогообложения хозяйственных операций в рамках реализации проекта по принципам государственно-частного партнерства (
Налоговый кодекс Российской Федерации);
- законодательства, регулирующего создание особых экономических зон Российской Федерации (
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").
Все вышеназванные нормативные правовые акты непосредственно не посвящены вопросам государственно-частного партнерства. Единственным специальным законом, предмет регулирования которого составляют непосредственно отношения в области государственно-частного партнерства, является Федеральный закон "О концессионных соглашениях", который достаточно подробно регламентирует основания и порядок заключения, а также реализации концессионных соглашений, являющихся одной из форм государственно-частного партнерства.
Существует также значительный массив нормативных актов, непосредственно регламентирующих отдельные вопросы государственно-частного партнерства, в частности регламентирующих работу Инвестиционного фонда Российской Федерации, порядок отбора инвестиционных проектов на получение бюджетного финансирования.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации также приступили к формированию собственной нормативной правовой базы в сфере государственно-частного партнерства. В настоящий момент во многих субъектах Российской Федерации (более 35) приняты законы по вопросам государственно-частного партнерства.
Одним из интересных примеров регионального законотворчества в рассматриваемой сфере является
Закон города Санкт-Петербурга "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах", который определяет принципы участия в государственно-частных партнерствах, основные понятия, формы участия, объекты соглашений, порядок участия в финансировании создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объекта соглашения, полномочия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга при заключении соглашений, порядок проведения конкурса на право заключения соглашения и гарантии прав партнеров при заключении и исполнении соглашений.
Однако представленный
закон имеет свою специфику. Он обеспечивает решение задач как субъекта Российской Федерации, так и органа местного самоуправления по причине того, что Правительство г. Санкт-Петербурга объединяет в себе эти две функции.
Опыт правового регулирования государственно-частного партнерства на региональном уровне показывает, что субъекты Российской Федерации, принимая соответствующие законы, не осуществляют комплексное регулирование государственно-частного партнерства.
В целях регулирования отношений между органами государственной власти Республики Бурятия и субъектами предпринимательской деятельности в области реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства, в регионе необходимо разработать и принять закон Республики Бурятия "О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия".
Данный закон и подзаконные акты должны регулировать отношения по:
- определению понятия государственно-частного партнерства и основных форм государственно-частного партнерства, реализуемых с участием органов государственной власти Республики Бурятия;
- закреплению принципов участия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия в проектах, основанных на принципах государственно-частного партнерства;
- формированию системы государственного управления проектами, реализуемыми на основе принципов государственно-частного партнерства;
- определению полномочий исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия по участию в различных формах государственно-частного партнерства;
- установлению порядка, условий и критериев отбора инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, особенностей и контроля за их реализацией с участием Республики Бурятия;
- защите прав и законных интересов участников государственно-частного партнерства.
Кроме того, при разработке проекта закона Республики Бурятия "О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия" необходимо учитывать федеральные законы
от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и
от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Важным направлением правового регулирования в рамках разрабатываемого проекта закона Республики Бурятия "О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия" должно стать упорядочение процедур подготовки и заключения разного рода соглашений, меморандумов и протоколов между органами государственной власти Республики Бурятия и субъектами инвестиционной деятельности, крупными предпринимательскими корпорациями.
В закон Республики Бурятия "О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия" и в подзаконные акты должны быть включены порядки регулирования разработки и заключения соглашений с частными инвесторами, определения условий таких соглашений, а также контроля за их реализацией.
4. Приоритетные направления использования механизмов государственно-частного партнерства
В Республике Бурятия государственно-частное партнерство может использоваться в различных областях экономики.
В соответствии с
Законом Республики Бурятия от 14.03.2011 N 1907-IV "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на оды", постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 N 410 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года" основными направлениями стратегического развития Республики Бурятия являются:
1. Развитие гуманитарной инфраструктуры в сфере здравоохранения, образования, культуры и т. д.
2. Развитие инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности, в том числе:
- жилищно-коммунальное хозяйство (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, экологичная утилизация отходов, сервисное обслуживание жилого фонда и др.);
- энергообеспечение с акцентом на применение альтернативных возобновляемых источников энергии;
- формирование системы транспортной связности.
3. Технологическая инфраструктура:
- коммуникационные услуги (интернет, телефония);
- создание инвестиционных площадок;
- создание технопарков.
4. Финансово-инвестиционная инфраструктура.
В сфере транспортных инфраструктурных проектов представляется целесообразным использование государственно-частного партнерства для строительства и эксплуатации автомобильных дорог, общественного пассажирского транспорта, строительства и эксплуатации объектов воздушного транспорта (прежде всего аэропортов и взлетно-посадочных площадок малой авиации), объектов речного транспорта (речных вокзалов), реализации комплексных инфраструктурных проектов в области мультимодальных контейнерных перевозок, строительства и эксплуатации крупных грузовых терминалов.
В жилищно-коммунальной сфере государственно-частное партнерство целесообразно применять при строительстве, реконструкции и эксплуатации сетей электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения.
Кроме перечисленных основных сфер, государственно-частное партнерство имеет серьезные перспективы в области утилизации и переработки отходов производства и потребления, строительства и эксплуатации очистных сооружений, реализации проектов комплексного освоения территорий под жилищное строительство.
Определение приоритетных направлений для развития государственно-частного партнерства в Республики Бурятия - это не только вопрос поиска оптимального набора отраслей экономики и социальной сферы, для развития которых полезно использование механизмов государственно-частного партнерства. Не менее важным является определение масштабов инвестиционных проектов, реализацию которых целесообразно осуществлять на основе государственно-частного партнерства с учетом возможностей Республики Бурятия и работающих в регионе инвесторов. Очевидно, что финансовые возможности республиканского бюджета не позволяют говорить о том, что органы государственной власти Республики Бурятия могут быть полноценными партнерами при реализации крупных инфраструктурных проектов или оказывать решающее влияние на крупнейших отечественных и зарубежных инвесторов при рассмотрении вопросов размещения промышленных объектов на территории региона. В подобных случаях политические возможности органов государственной власти Республики Бурятия имеют большее значение, нежели финансовые гарантии или меры государственной поддержки, которые способны предоставить органы государственной власти Республики Бурятия.
В то же время существует немало инфраструктурных проблем социально-экономического развития Республики Бурятия, решение которых откладывается в силу нехватки бюджетных средств. Одним из актуальных направлений развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия является привлечение частных инвестиций в относительно небольшие по стоимости проекты, но имеющие важное социально-экономическое значение, существенно влияющие на качество жизни населения Республики Бурятия и на повышение эффективности и качества управления в социальной сфере.
5. Особенности правового регулирования и использования отдельных форм государственно-частного партнерства в Республике Бурятия
5.1. Софинансирование региональных инвестиционных проектов за счет средств институтов развития Российской Федерации
5.1.1. Софинансирование региональных инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации
Инвестиционный фонд Российской Федерации является одним из центральных институтов обеспечения проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства. Его преимуществами являются возможность получения средств на безвозвратной основе, специальный порядок отбора проектов, относительно сбалансированное распределение рисков, связанных с участием в проектах, основанных на принципах государственно-частного партнерства.
Инвестиционный фонд Российской Федерации является федеральным институтом, предназначенным для финансирования стратегических проектов, направленных на социально-экономическое развитие страны. Однако в 2008 году появилась возможность получения финансирования региональных инвестиционных проектов:
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2008 N 468 в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 N 134, были внесены изменения и введена специальная глава "X. Особенности предоставления бюджетных ассигнований Фонда для реализации региональных инвестиционных проектов". Сумма средств для реализации региональных инвестиционных проектов резервируется ежегодно Правительством Российской Федерации и не может быть израсходована на иные цели.
В 2010 году вступило в силу
постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2010 N 880 "О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение", которое дает правовое основание всем субъектам Российской Федерации создавать региональные инвестиционные фонды для организации софинансирования инвестиционных проектов, имеющих региональное значение, на принципах государственно-частного партнерства.
В этих условиях задачей органов государственной власти Республики Бурятия является создание необходимых правовых условий и основания для успешного участия Республики Бурятия в отборе на получение финансирования из Инвестиционного фонда Российской Федерации для формирования регионального фонда софинансирования инвестиционных проектов, имеющих региональное значение.
На момент обращения с заявкой в Инвестиционный фонд Российской Федерации финансирование регионального фонда должно быть предусмотрено в республиканском бюджете.
Важным правовым условием получения финансирования из Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации региональных инвестиционных проектов является принятие закона Республики Бурятия "О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия" и постановления Правительства Республики Бурятия, регламентирующих порядок предварительного отбора региональных инвестиционных проектов с целью предусмотрения расходов на их реализацию в республиканском бюджете, условия и параметры участия Республики Бурятия в региональном инвестиционном проекте, порядок подготовки и заключения инвестиционных соглашений с инвесторами, участвующими в реализации региональных инвестиционных проектов, условия, при которых Правительство Республики Бурятия выступает инициатором регионального инвестиционного проекта, и порядок принятия соответствующего решения, порядок подготовки заключения на региональный инвестиционный проект (в случае если инициатором проекта выступает частный инвестор).
5.1.2. Софинансирование региональных инвестиционных проектов за счет средств ГК "Внешэкономбанк"
Одним из перспективных направлений деятельности ГК "Внешэкономбанк" является развитие стратегического партнерства и долгосрочного сотрудничества с российскими регионами.
В 2010 году между Правительством Республики Бурятия и ГК "Внешэкономбанк" заключено соглашение, в котором предусмотрено развитие сотрудничества по широкому кругу экономических, финансовых и социальных вопросов, участие в реализации региональных экономических программ.
Приоритетными являются инвестиционные проекты в реальном секторе экономики, направленные на социально-экономическое развитие Республики Бурятия в части создания и развития объектов транспортной, коммунальной, энергетической инфраструктуры, развития сельского хозяйства, топливно-энергетического комплекса, реализации инновационных проектов и др. Реализация соглашения обеспечит приток инвестиций, будет способствовать социально-экономическому развитию региона.
ГК "Внешэкономбанк" участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, в том числе финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также инвестиционных проектов, связанных с созданием объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон.
ГК "Внешэкономбанк" как специфический государственный институт развития обладает уникальными финансовыми технологиями и может обеспечивать софинансирование проектов, которые в силу низкой доходности, высоких рисков или долгосрочности реализации не привлекательны для частного финансирования.
ГК "Внешэкономбанк" оказывает содействие регионам в разработке схем финансирования их инвестиционных проектов как за счет собственных средств, так и за счет международных финансовых организаций, проводит экспертную оценку предложений иностранных банков, кредитных и финансовых компаний, а также оказывает консультационные услуги, участвует в работе комитетов, комиссий и рабочих групп регионов.
7 декабря 2010 года наблюдательным советом ГК "Внешэкономбанк" принято решение о реализации Программы по финансовому содействию проектам развития регионального и городского хозяйства (ФСПР).
Реализация программы предполагается в течение 5 лет начиная с 2011 года с объемом финансирования 2 млрд. руб. в год.
Данные средства будут направляться на предпроектные работы, разработку проектно-сметной документации с тем, чтобы заместить региональные и муниципальные бюджеты, испытывающие определенные бюджетные напряжения, с целью формирования проекта и дальнейшего представления его на конкурс для потенциального инвестора.
Данная программа направлена на развитие следующих сфер:
- экология;
- энергоэффективность;
- комплексная подготовка территорий для комплексной застройки;
- системы массового транзита;
- социальная инфраструктура;
- информатизация и повышение качества государственного и муниципального управления.
5.2. Создание региональных зон экономического благоприятствования Республики Бурятия
В соответствии с
Законом Республики Бурятия от 14.03.2007 N 2073-III "О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия" в регионе ведется работа по созданию зон экономического благоприятствования.
Основными целями создания данных зон являются развитие обрабатывающих, высокотехнологичных производств, транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы.
Зоны создаются по решению Правительства Республики Бурятия сроком на 10 лет на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, за исключением зон туристско-рекреационного типа.
В целях реализации Закона о зонах экономического благоприятствования принят ряд подзаконных актов.
По итогам конкурсных процедур определены 6 муниципальных территорий, на которых будет создано 5 зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа (г. Северобайкальск, г. Улан-Удэ, Тункинский, Северо-Байкальский и Заиграевский районы) и одна - промышленно-производственного типа (г. Улан-Удэ).
5.3. Формирование инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия
Формирование инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия будет осуществляться путем актуализации реестра инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия и разработки инструментов финансового стимулирования проведения кадастровых работ по формированию земельных участков под инвестиционные площадки, а также работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры на этих площадках за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2010 N 258 утверждено
Положение о формировании реестра инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия, что позволяет обеспечивать для инвесторов доступность земли в части создания готовых промышленных площадок.
Планируется также создание реестра инвестиционных предложений с целью формирования отраслевыми органами перспективных инвестиционных предложений как готового продукта для предложения потенциальным инвесторам.
С 2011 года планируется предоставление из республиканского бюджета субсидий муниципальным образованиям на проведение кадастровых работ по площадкам, включенным в указанный реестр в соответствии с
постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2010 N 438 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков под инвестиционные площадки, проектирование и строительство объектов инфраструктуры зон экономического благоприятствования и Методики расчета стоимости проведения кадастровых работ в отношении земельных участков под инвестиционные площадки".
5.4. Участие Республики Бурятия в концессионных соглашениях
Концессии являются основной и одной из наиболее гибких форм государственно-частного партнерства, что обусловило их распространение в мировой практике.
Отношения, возникающие в связи с использованием концессионных схем, урегулированы в основном системой федеральных нормативных правовых актов:
Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", постановлениями Правительства Российской Федерации об утверждении типовых концессионных соглашений в отношении отдельных объектов концессионных соглашений.
Федеральное законодательство содержит достаточно подробные положения о порядке подготовки, заключения, исполнения и расторжения концессионных соглашений.
При правовом регулировании вопросов участия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия в концессионных соглашениях должен учитываться сложный состав соответствующих отношений, обусловливающий возможность регионального нормотворчества по вопросам, смежным с вопросами подготовки, заключения, исполнения и прекращения действия концессионных соглашений.
В настоящее время в Республике Бурятия отсутствует нормативно-правовой акт, закрепляющий полномочия исполнительных органов государственной власти заключать от имени Республики Бурятия концессионные соглашения.
Указанные права должны быть предоставлены исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия, в ведении которых находятся объекты, в отношении которых могут быть заключены соответствующие концессионные соглашения.
К полномочиям исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия должно быть также отнесено право принимать решение о заключении концессионных соглашений, право на заключение, изменение и прекращение действия концессионных соглашений, определение мер дополнительной государственной поддержки участников концессионных соглашений (предоставление государственных гарантий, субсидий на поддержание определенного уровня рентабельности объекта концессионного соглашения).
В целях создания необходимых правовых условий в Республике Бурятия для реализации концессионных схем необходимо внести изменения в Закон Республики Бурятия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия", включив положения по оказанию дополнительных мер государственной поддержки инвестиционной деятельности при заключении концессионных соглашений с инвесторами.
Также в целях поддержки инвесторов, реализующих инвестиционные проекты в рамках концессионных соглашений, необходимо внесение изменений в
Закон Республики Бурятия от 26.11.2002 N 145-III "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" в части предоставления дополнительных налоговых преференций.
Законодательство Республики Бурятия должно содержать благоприятные правовые условия для заключения концессионных соглашений, не содержащие дополнительных правовых барьеров для концессионеров, например, льготы, которые могут получить институциональные инвесторы, вступая в концессионную сделку с органами государственной власти Республики Бурятия. Кроме того, необходимо урегулировать вопросы о принципиальных условиях заключения концессионных соглашений, в том числе об объектах, которые могут стать объектами концессионных соглашений, о распределении обязательств сторон и рисков участников концессионного соглашения.
6. Формирование системы государственного управления проектами, реализуемыми на основе принципов государственно-частного партнерства
Опыт реализации комплексных инфраструктурных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства на федеральном уровне показывает, что проблема преодоления ведомственных интересов является весьма острой. При согласовании инвестиционных проектов, договоров, соглашений, реализуемых на основе принципов государственно-частного партнерства, возникают препятствия, вызванные отсутствием процедурных норм, регламентирующих взаимодействие органов публичной власти между собой и с представителями частных инвесторов.
Кроме того, ведущие специалисты в области государственно-частного партнерства отмечают высокую коррупционность процедур до-ступа частных инвесторов к проектам, реализуемым на основе принципов государственно-частного партнерства. Данное обстоятельство диктует необходимость минимизации количества согласований, усиления ответственности конкретных должностных лиц, принимающих решения по проектам, реализуемым на основе принципов государственно-частного партнерства.
Одним из важнейших факторов, необходимых для развития государственно-частного партнерства, является формирование системы государственного управления проектами, реализуемыми на основе принципов государственно-частного партнерства. Построение указанной системы необходимо осуществлять на принципах сочетания централизации и децентрализации принятия решения при использовании механизмов государственно-частного партнерства. Принцип централизации реализуется путем возложения на единый орган (специализированную структуру) функций взаимодействия с частными инвесторами по вопросам государственно-частного партнерства.
Это позволит обеспечить предсказуемость и прозрачность государственной политики в области государственно-частного партнерства, исключить предъявление исполнительными органами государственной власти взаимоисключающих требований к инвесторам, создать предпосылки для минимизации коррупционных проявлений в области государственно-частного партнерства.
В этой связи необходимо создание в Республике Бурятия регионального центра государственно-частного партнерства (РЦГЧП).
К основным задачам РЦГЧП будут относиться:
- координация взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления с государственными институтами развития, в том числе ГК "Внешэкономбанк", при подготовке и реализации проектов ГЧП;
- формирование перечня стратегических инвестиционных проектов с проведением анализа целесообразности их реализации на условиях бюджетного финансирования или с использованием ГЧП (бюджетная эффективность);
- организация конкурсов на реализацию инвестиционных проектов в сфере ГЧП, закрытие сделки, мониторинг и сопровождение соглашений об осуществлении деятельности в рамках инвестиционного проекта ГЧП;
- методологическое обеспечение, организация системы проведения семинаров и курсов переподготовки кадров для специалистов органов государственного и муниципального управления по теме ГЧП с целью улучшения качества государственного и муниципального управления и организации проектов ГЧП на региональном уровне.
Для обеспечения способности решать поставленные перед ним задачи региональный центр ГЧП должен представлять собой двухуровневую структуру.
Первым (нижним) уровнем РЦГЧП будет отдел в структуре Министерства экономики Республики Бурятия. В функции отдела будет входить подготовка нормативно-правовой базы в сфере ГЧП, выполнение мероприятий всех этапов и взаимодействие с Советом при Президенте Республики Бурятия по инвестиционной деятельности по вопросам рассмотрения и утверждения проектов ГЧП.
Вторым (верхним) уровнем РЦГЧП является Совет при Президенте Республики Бурятия по инвестиционной деятельности. Функцией данного коллегиального органа является принятие решений на основании разработанных рабочим органом ГЧП предложений.
Данный коллегиальный орган будет обладать возможностью разрешения межведомственных вопросов при организации ГЧП, относящихся к компетенции различных ведомств, что является необходимым условием эффективной работы публичного субъекта по организации и реализации проектов.