Официально

Закон Республики Бурятия от 14.03.2011 N 1907-IV

"О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на оды"

Принят Народным Хуралом Республики Бурятия 28 февраля 2011 года
 
Настоящий Закон определяет содержание и порядок реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на оды, представляющей систему целей, задач, основных направлений и ориентиров социально-экономического развития Республики Бурятия.
 
Статья 1
 
Утвердить Программу социально-экономического развития Республики Бурятия на оды (прилагается).
 
Статья 2
 
Целевые ориентиры Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на оды учитывать при разработке проектов законов о республиканском бюджете на соответствующие финансовые годы, а также проектов республиканских целевых программ.
Целевые ориентиры Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на оды учитывать при разработке проектов бюджетов муниципальных районов, городских округов и муниципальных поселений в Республике Бурятия на соответствующие финансовые годы, а также проектов муниципальных целевых программ.
 
Статья 3
 
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
 
Президент Республики Бурятия
В.В. Наговицын
 
г. Улан-Удэ
14 марта 2011 года
N 1907-IV
 
Приложение
к Закону
Республики Бурятия
"О Программе социально-экономического
развития Республики Бурятия на оды"
 
Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на оды
 
Паспорт Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на оды
 
Наименование
Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на оды (далее - Программа)
Основание для разработки
1. Федеральный закон от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"
2. Закон Республики Бурятия от 2 апреля 1996 года N 284-I "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Бурятия"
3. Постановление Правительства Республики Бурятия от 15 декабря 2007 года N 410 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года"
Государственный заказчик
Правительство Республики Бурятия
Разработчики
1. Правительство Республики Бурятия
2. Министерство экономики Республики Бурятия
3. Исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия
Исполнители Программы
1. Органы государственной власти Республики Бурятия
2. Органы местного самоуправления в Республике Бурятия
3. Хозяйствующие субъекты и общественные организации в Республике Бурятия
Стратегическая цель Программы
Обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности
Приоритеты Программы
1) развитие минерально-сырьевого комплекса;
2) развитие туристско-рекреационного комплекса;
3) развитие агропромышленного комплекса;
4) развитие лесопромышленного комплекса;
5) развитие инновационной деятельности;
6) развитие человеческого потенциала
Сроки реализации Программы
оды
Ожидаемые результаты реализации Программы
Достижение до 2015 года:
валовой региональный продукт - 227,7 млрд. рублей;
соотношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума - 249,0%;
налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета - 25,4 млрд. рублей;
доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения Республики Бурятия - 18%
Организация контроля за исполнением Программы
Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Бурятия
 
Введение
 
Республика Бурятия обладает богатейшим природным потенциалом. Наличие уникальных природных ресурсов, с одной стороны, и охрана озера Байкал как участка мирового природного наследия ЮНЕСКО, с другой, накладывают серьезные экологические ограничения для интенсивного развития экономики территорий Республики Бурятия.
В сложившихся условиях основная задача в долгосрочной перспективе - это создание условий для изменения структуры экономики в направлении инновационности, связанной с экологосберегающими технологиями.
В Программе учтены основные положения:
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р;
Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р;
Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 декабря 2007 года N 410.
Программа призвана обозначить пути реализации основных концептуальных положений и стратегических направлений в развитии производительных сил Республики Бурятия с учетом исторически сложившихся национальных традиций ее населения, вопросы управления государственной собственностью и инновационного развития, реализации приоритетных национальных проектов и ряд других государственных задач, обозначенных Президентом Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
Программа на среднесрочную перспективу служит инструментом реализации политики регионального развития в долгосрочной перспективе, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения ключевых территориальных проблем.
Программа является основой для разработки текущих и среднесрочных прогнозных планов и программ муниципальных образований на уровне районов, городов и населенных пунктов, отраслей экономики и социальной сферы Республики Бурятия и хозяйствующих субъектов.
Программа является основой для принятия управленческих решений исполнительными органами государственной власти. Для реализации Программы будут разрабатываться республиканские целевые программы, республиканские адресные инвестиционные программы и ежегодные индикативные планы.
Организационная структура и функциональная деятельность Правительства Республики Бурятия увязаны с целями и задачами Программы на предстоящий период.
Реализация намеченных целей предполагает эффективное регулирование социально-экономическими процессами на основе согласованных совместных действий государственных органов власти, населения и хозяйствующих субъектов в Республике Бурятия.
 
Раздел I. Социально-экономическое положение Республики Бурятия
 
1.1. Общие сведения о Республике Бурятия
 
Республика Бурятия входит в состав Сибирского федерального округа.
В Республике Бурятия 296 муниципальных образований, в том числе 21 муниципальный район, 2 городских округа и 273 сельских и городских поселения. Столица - город Улан-Удэ.
На 1 января 2010 года в Республике Бурятия проживает 963,5 тыс. человек, в том числе 455 тыс. мужчин и 508,5 тыс. женщин. С 2008 года по 2010 год численность населения увеличилась на 3,6 тыс. человек. Плотность населения составляет 2,7 человека на 1 кв. км. Наиболее заселены южные районы, 47% населения проживает в шести городах республики, в пределах горных территорий - более 1/5 населения.
Более 40% населения Республики Бурятия проживает в сельской местности.
Территория Республики Бурятия представляет собой горную местность. Равнинных участков мало, и все они расположены на высоте 500 - 700 метров над уровнем моря.
Общий земельный фонд Республики Бурятия составляет 35,1 млн. га, из них 83,2% - площадь лесов Республики Бурятия, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий. Общий запас древесины составляет 2 200 млн. куб. метров.
На территории Республики Бурятия находится большая часть акватории крупнейшего в мире озера Байкал. Водно-ресурсный потенциал оценивается в 15,7 тыс. куб. км, что составляет 31% водных ресурсов Российской Федерации. Озеро Байкал и Байкальская природная территория (БПТ) имеют особый статус, закрепленный не только на федеральном, но и на мировом уровне как Участок мирового природного наследия ЮНЕСКО.
Республика Бурятия обладает значительным потенциалом разведанных запасов минерального сырья, которые оцениваются в 135 млрд. долл. США.
В недрах Республики Бурятия сосредоточено 48% российских запасов цинка и 24% свинца, 27% вольфрама, 23% урана, 20% молибдена, 16% флюорита, 15% хризотил-асбеста.
Климат Республики Бурятия резко континентальный с продолжительной и суровой зимой, безветренной и малоснежной.
 
1.2. Анализ реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года в одах
 
Анализ реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года в одах проведен на основе:
Закона Республики Бурятия от 14 июля 2009 года N 979-IV "Об утверждении отчета об исполнении Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года" за 2008 год";
Закона Республики Бурятия от 13 июля 2010 года N 1516-IV "Об утверждении отчета об исполнении Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на оды и на период до 2017 года" за 2009 год";
предварительных итогов социально-экономического развития Республики Бурятия за 2010 год.
Первый этап реализации Программы (оды) условно можно разделить на три фазы: предкризисный период (январь - сентябрь 2008 года); развитие кризиса (сентябрь 2008 года - январь 2010 года); выход из кризиса (2010 год).
При разработке Программы ее первый этап (оды) рассматривался как подготовительный период реализации приоритетных направлений. Планировалось, что реализация всего комплекса мероприятий Программы на первом этапе позволит обеспечить ежегодный прирост экономики республики на 8% (по базовому сценарию развития), а последующие этапы реализации Программы (оды; оды) дадут ежегодный прирост экономики на 11 - 12%.
Мировой финансово-экономический кризис внес коррективы в самом начале реализации Программы. Первоначально поставленные целевые индикаторы были скорректированы, ряд мероприятий и инвестиционных проектов были перенесены на поздние сроки.
В целом объем финансирования действующей Программы за оды от первоначальной редакции сократился на 30%, в том числе за счет собственных и привлеченных средств предприятий на 47%. В то же время следует отметить, что финансирование мероприятий Программы за счет бюджетных средств увеличилось по сравнению с первоначальным планом, в том числе за счет республиканского бюджета - на 25,2%, бюджетов муниципальных районов - на 70,4%.
 
Таблица 1
 
Объем финансирования Программы за оды
 
Источники финансирования
Первоначальная
редакция
Действующая
редакция
%
Общий объем финансирования, млн. рублей
95 222,6
66 439,9
69,8
в том числе:
 
 
 
федеральный бюджет
21 391,3
19 295,5
90,2
республиканский бюджет
9 175,5
11 486,5
125,2
бюджет муниципального района
1 303,4
2 221,5
170,4
бюджет сельского (городского) поселения
42,2
25,0
59,2
собственные и привлеченные средства предприятий
63 310,3
33 411,4
52,8
 
По отчетным данным реализации Программы в 2008 году и 2009 году финансирование мероприятий составило: в 2008 году - 75,4% от плана, в 2009 году - 109,7% от плана.
 
Таблица 2
 
Информация о финансировании мероприятий Программы
 
Источники
финансирования
2008 год
2009 год
Закон
Отчет
%
Закон
Отчет
%
Общий объем финансирования, млн. рублей
19 335,3
14 579,4
75,4
19 164,8
21 026,6
109,7
в том числе:
 
 
 
 
 
 
федеральный бюджет
6 247,7
4 550,4
72,8
8 549,4
7 778,6
91,0
республиканский бюджет
2 808,0
2 777,4
98,9
3 358,7
3 376,1
100,5
бюджет муниципального района
800,8
664,6
83,0
867,3
641,8
74,0
бюджет сельского (городского) поселения
19,3
9,1
47,2
3,6
0,0
0,0
собственные и привлеченные средства предприятий
9 459,4
9 577,8
101,3
6 385,8
9 230,2
144,5
 
По отчетным данным реализации Программы в 2008 году и 2009 году доля невыполненных индикаторов Программы составила: в 2008 году - 6,7%, в 2009 году - 7,2%.
 
Таблица 3
 
Информация о выполненных индикаторах Программы
 
 
2008 год
2009 год
ед.
%
ед.
%
Количество индикаторов Программы, всего
389
100
347
100
из них:
 
 
 
 
выполнено
363
93,3
322
92,8
не выполнено
26
6,7
25
7,2
 
Социально-экономическое развитие Республики Бурятия за оды несмотря на последствия финансово-экономического кризиса, которые особенно остро отразились в некоторых секторах экономики республики в 2009 году, характеризуется опережающим ростом основных макроэкономических показателей в сравнении со среднероссийскими. Так, за оды по предварительной оценке отмечается прирост ВРП республики и ВВП страны в действующих ценах - 26,7% и 37,5% соответственно. При этом в республике выше, чем среднем по Российской Федерации, прирост промышленного производства (55,5% и 34,3% соответственно), инвестиций в основной капитал (43,9% и 35,7%), оборота розничной торговли (56,3% и 51,1% соответственно) и платных услуг населению (50,3% и 41,9% соответственно). Также в республике меньше совокупный за три года прирост инфляции (33,0% и 34,1% соответственно).
 
Таблица 4
 
Динамика макроэкономических показателей Республики Бурятия в сравнении со среднероссийскими
 
(в действующих ценах, к 2007 году)
Показатель
2008 год
2009 год
2010 год*
Индекс потребительских цен, % (декабрь к декабрю)
 
 
 
Республика Бурятия
112,6
121,6
133,0
Российская Федерация
113,3
123,3
134,1
Валовой (внутренний) региональный продукт, %
 
 
 
Республика Бурятия
118,0
116,3
126,7
Российская Федерация
124,6
117,6
137,5
Промышленное производство, %
 
 
 
Республика Бурятия
129,8
143,7
155,5
Российская Федерация
119,9
109,1
134,3
Продукция сельского хозяйства, %
 
 
 
Республика Бурятия
111,4
114,6
125,5
Российская Федерация
127,4
130,2
130,2
Инвестиции в основной капитал, %
 
 
 
Республика Бурятия
121,3
124,5
143,9
Российская Федерация
130,8
118,1
135,7
Внешнеторговый оборот, %
 
 
 
Республика Бурятия
111,7
111,2
109,9
Российская Федерация
132,1
85,7
111,3
Оборот розничной торговли, %
 
 
 
Республика Бурятия
125,3
138,4
156,3
Российская Федерация
128,1
134,4
151,1
Платные услуги населению, %
 
 
 
Республика Бурятия
123,9
139,9
150,3
Российская Федерация
119,1
131,5
141,9
Численность безработных (по методологии МОТ), %
 
 
 
Республика Бурятия
95,6
108,6
70,6
Российская Федерация
124,6
145,1
127,2
Реальные располагаемые денежные доходы населения, %
 
 
 
Республика Бурятия
111,4
116,9
117,7
Российская Федерация
102,3
104,4
108,1
Реальная заработная плата, %
 
 
 
Республика Бурятия
110,8
110,8
112,6
Российская Федерация
111,5
107,6
112,1
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %
 
 
 
Республика Бурятия
82,1
76,0
78,8
Российская Федерация
101,1
98,9
94,9
 
<*> предварительные данные
 
В республике за оды выше, чем в среднем по стране, показатели роста реальных располагаемых денежных доходов (117,7% и 108,1% соответственно), реальной заработной платы (112,6% и 112,1% соответственно). Вместе с тем по итогам реализации Программы в одах в республике ниже, чем в среднем по России, динамика развития сельского хозяйства (125,5% и 130,2% соответственно), динамика внешнеторгового оборота (109,9% и 111,3% соответственно).
Реализация основных мероприятий Программы за оды по приоритетным направлениям заключается в следующем.
В минерально-сырьевом комплексе велась подготовка межрегиональных инвестиционных проектов, в том числе проекта "Комплексное развитие Забайкалья". Начата реализация инвестиционного проекта по разработке Озерного месторождения полиметаллов. Подготовлено технико-экономическое обоснование кондиций и пересчет запасов каменного угля Никольского месторождения. Велась доработка технического проекта строительства горнодобывающего предприятия на базе Ермаковского бериллиевого месторождения. Проведена камеральная обработка материалов и технологические испытания лабораторных проб металла на Орекитканском молибденовом месторождении. Проводились работы по строительству предприятия по отработке Хиагдинского месторождения урана методом подземного выщелачивания. В рамках освоения Окино-Ключевского месторождения бурого угля выполнены буровые и геофизические работы, обработка проб, химико-аналитические работы и гидрогеологические исследования. Ежегодный объем отгрузки добываемых полезных ископаемых составил 9 - 14 млрд. рублей.
На предприятиях крупной промышленности также реализовывались инвестиционные проекты. На ОАО "ОГК-3" - "Гусиноозерская ГРЭС" выполняются работы по реконструкции энергоблока N 4, в 2010 году выполнение на объекте составило 1 500 млн. рублей. На Улан-Удэнской ТЭЦ-1 выполнены работы по монтажу турбогенератора N 7. Выполнено обоснование инвестиций строительства четырех малых ГЭС в Баргузинском, Джидинском, Курумканском районах. Ежегодный объем вырабатываемой электроэнергии составил 4,2 - 5,6 млрд. кВт. час.
Располагаемая мощность Бурятской энергосистемы - 1 259,5 МВт, в том числе Гусиноозерской ГРЭС - 1 085 МВт, Улан-Удэнской ТЭЦ-1 - 120,4 МВт, блок- и дизельных станций - 64,3 МВт. В соответствии с балансом производства и потребления электроэнергии в 2010 году было выработано 4 880 млн. кВт.час. электроэнергии. Потери в электросетях в 2010 году составили 23,2% потребляемой электроэнергии. Через энергосистему республики осуществляются поставки электроэнергии в энергосистему Забайкальского края и в Монголию. В 2010 году за пределы республики было отпущено 210,2 млн. кВт. час, 4,2% потребляемой электроэнергии.
На ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" начата реализация трехлетней Программы технического и технологического перевооружения, которая направлена на увеличение производства вертолетной техники и сокращение издержек производства за счет внедрения нового оборудования и технологий. На ООО "Электромашина" сертифицировано и передано для серийного производства вспомогательных электродвигателей для Улан-Удэнского ЛВРЗ - филиала ОАО "Желдорреммаш". Финансовый кризис в наибольшей степени отразился на деятельности ЗАО "Улан-Удэстальмост". Однако несмотря на экономические проблемы на предприятии осуществлялось техническое перевооружение.
В агропромышленном комплексе начата подготовительная работа по созданию крупных агрохолдингов, реализовывались мероприятия приоритетных целевых программ по развитию молочного и мясного скотоводства и производству овощей и картофеля. Оказано содействие созданию следующих интегрированных структур в АПК: ООО "Джидинская мясная компания", ООО "АПО "Джидинское", ЗАО "Николаевский", ООО "Эко-Фуд", СПК "Еланский". Принято решение о предоставлении государственных гарантий Республики Бурятия для реализации инвестиционных проектов следующим организациям: ООО "Байкальская инновационная группа "ВАЙТ" на сумму 79,2 млн. рублей, ООО "Гарантия-2" на сумму 21 млн. рублей, ЗАО "Свинокомплекс "Восточно-Сибирский" на сумму 623,7 млн. рублей, ЗАО "Тогтуури" на сумму 10,5 млн. рублей. Открыты новые производства: мясоперерабатывающая фабрика "Селенга", ООО "Пиката", СПоК "Пищевик" Джидинского района, ООО "Перешеек" Кяхтинского района, ООО "Надежда" Еравнинского района. Продолжено техническое перевооружение на ОАО "Байкалфарм", ЗАО "Амта". Проведена модернизация производственных мощностей в ООО "Кударинское", ООО "Бичурский маслозавод", ООО "Петропавловский мясокомбинат", ОАО "Молоко". Из-за неблагоприятных климатических условий в течение последних двух лет спад сельскохозяйственного производства составил 0,6 - 1,1%. Предприятиями пищевой промышленности обеспечен рост производства продукции по всем товарным группам.
Согласно статистическим данным баланса продовольственных ресурсов в 2009 году в Республику Бурятия было ввезено:
18,7 тыс. тонн овощей, что составляет 40,1% от общего объема производства овощей в республике;
29,8 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, что на 5,6% больше производимого в республике;
69,3 тыс. тонн молока и молокопродуктов, что составляет 29% от общего объема производства молока в республике;
116,8 млн. штук яиц, что на 83% больше производимого в республике.
Для развития малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия сформирована необходимая нормативная правовая база оказания государственной поддержки. В 2009 году за счет средств республиканского и федерального бюджетов предоставлено субсидий субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства на сумму более 300 млн. рублей. Фондом поддержки предпринимательства Республики Бурятия предоставлено поручительств по кредитам на сумму 126,2 млн. рублей, выдано микрозаймов на сумму 44,1 млн. рублей для 28 субъектов предпринимательства.
В туристско-рекреационном комплексе начато строительство объектов инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань", велись организационные работы с потенциальными резидентами зоны.
Созданы условия для планомерного территориального развития туризма, улучшения материальной базы и инфраструктуры туризма, повышения качества и безопасности туристских услуг, подготовки кадров, рекламно-информационного продвижения, развития международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма. Постановлением Правительства Республик