Официально
Постановление Администрации Омской области от 29.10.2010 N 1019-п
"О разработке долгосрочной целевой программы города Омска "Развитие торговли на территории города Омска" на оды"
В соответствии с
Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", руководствуясь
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Уставом города Омска,
постановлением Мэра города Омска от 24 декабря 2007 года N 959-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Омска, их формирования и реализации, Порядка проведения мониторинга эффективности реализации долгосрочных целевых программ города Омска", постановляю:
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы города Омска "Развитие торговли на территории города Омска" на 2011 - 2015 годы согласно
приложению к настоящему постановлению.
2. Определить разработчиком и исполнителем-координатором долгосрочной целевой программы города Омска "Развитие торговли на территории города Омска" на 2011 - 2015 годы департамент городской экономической политики Администрации города Омска.
3. Департаменту городской экономической политики Администрации города Омска разработать проект долгосрочной целевой программы города Омска "Развитие торговли на территории города Омска" на 2011 - 2015 годы в срок до 1 ноября 2010 года.
4. Управлению информационной политики Администрации города Омска
опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра города Омска В.Д. Потапова.
Мэр города Омска | В.Ф. Шрейдер |
Приложение
от 29 октября 2010 года N 1019-п
Концепция долгосрочной целевой программы города Омска "Развитие торговли на территории города Омска" на 2011 - 2015 годы
1. Обоснование соответствия целей и задач долгосрочной целевой программы города Омска "Развитие торговли на территории города Омска" на 2011 - 2015 годы целям и задачам развития экономики и социальной сферы города Омска
Цели и задачи долгосрочной целевой программы города Омска "Развитие торговли на территории города Омска" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) соответствуют
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р,
Концепции развития торговли и конкуренции на продовольственном рынке Омской области, утвержденной
Указом Губернатора Омской области от 22 апреля 2003 года N 61,
Программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2009 - 2012 годы), утвержденной
Законом Омской области "О Программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2009 - 2012 годы)".
Основная цель Программы - создание благоприятных условий для развития торговой деятельности на территории города Омска в целях обеспечения доступности товаров для населения, поддержки товаропроизводителей и достижения равной конкурентной среды для всех участников товарного рынка.
Торговля представляет собой одну из важнейших сфер жизнеобеспечения населения и является определяющим фактором в оценке состояния экономики и благополучия населения. На сегодняшний день торговля - один из самых доходных и стремительно растущих сегментов экономики, который входит в число ведущих бюджетообразующих отраслей города Омска и играет большую роль в определении направления и результатов развития города.
Развитие торговли выполняет важную социальную функцию, обеспечивая жителей города всеми необходимыми для жизни товарами, а также способствуя повышению занятости населения путем сохранения и создания дополнительных рабочих мест. Розничная торговля представляет собой наибольший сегмент отрасли потребительского рынка, где осуществляется большая часть потребительских расходов населения.
Задачи Программы направлены на комплексное решение проблем сферы торговли и позволят обеспечить целенаправленность формирования мероприятий Программы, консолидацию и эффективность использования ресурсов.
2. Обоснование целесообразности разработки Программы
Отрасль торговли представляет собой сложное явление социально-экономической жизни города Омска, в которую вовлечены все социальные группы омичей. В процессе торговли осуществляется согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, отрасль торговли формирует основы финансовой стабильности государства, поэтому его заинтересованность в увеличении масштабов торговой деятельности объективно обусловлена. Развитие отрасли торговли является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города.
Таким образом, развитие торговли рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений политики города Омска, решающей одну из социально-экономических задач, предусмотренных
Планом действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска на 2010 год, утвержденным
постановлением Администрации города Омска от 9 марта 2010 года N 207-п.
В соответствии с
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится в том числе создание условий для обеспечения жителей города услугами торговли. В связи с этим целесообразно разработать долгосрочную целевую программу города Омска, предусматривающую реализацию мероприятий, направленных на достижение соответствующей цели.
Актуальность разработки Программы обусловлена также необходимостью создания условий для исполнения на территории города Омска
Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Реализация муниципальной политики, направленной на развитие сферы торговли города Омска, будет содействовать созданию условий для продвижения на потребительский рынок города Омска качественной продукции местных и российских товаропроизводителей, созданию эффективной конкурентной среды, способствующей насыщению товарного рынка города качественными доступными товарами.
Реализация Программы положительно повлияет на создание благоприятных условий для развития торговли на территории города Омска в целях удовлетворения потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах по доступным ценам.
Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности в сфере торговли обеспечит условия для прироста объема налоговых поступлений в бюджет города Омска.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Анализ сложившейся на территории города Омска ситуации в сфере торговли позволил выявить ряд нерешенных проблем, сдерживающих развитие деятельности субъектов потребительского рынка, к которым следует отнести:
- недостаточность инвестирования в строительство и реконструкцию торговых объектов;
- недостаточный уровень квалификации кадров;
- текучесть кадров;
- недостаточный уровень платежеспособного спроса населения на товары;
- несоответствие уровня предоставления услуг торговли, технологического оснащения требованиям покупателей;
- недостаточность условий для продвижения на омский рынок продукции местных товаропроизводителей;
- снижение уровня продовольственной безопасности города Омска;
- осуществление торговли в неустановленных для этих целей местах.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития торговли является целесообразным, поскольку данные проблемы носят комплексный характер. Решение проблем программно-целевым методом окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, экономическое развитие и рост производства в городе Омске.
Развитие ситуации без использования программно-целевого метода приведет к дисбалансу приоритетов развития сферы торговли, значительному снижению основных экономических показателей деятельности индустрии потребительского рынка. В связи с этим мероприятия Программы в первую очередь направлены на недопущение ухудшения ситуации и улучшение положения отрасли торговли города Омска.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В качестве возможного решения проблем в сфере торговли города Омска рассматриваются два варианта.
Сохранение действующих подходов к организации и финансированию мероприятий в области торговли на территории города Омска приведет к отсутствию новых положительных результатов, неэффективному расходованию средств бюджета города Омска.
Применение программного метода позволит сконцентрироваться на приоритетах, определить наиболее проблемные вопросы в сфере развития торговли на территории города Омска и обеспечить комплексное воздействие со стороны Администрации города Омска на торговую деятельность.
Рассмотрение вариантов решения проблем отрасли торговли в городе Омске позволяет сделать вывод о том, что второй вариант реализации Программы является предпочтительным.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть следующие риски:
- недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы;
- принятие новых законодательных актов, существенно влияющих на развитие отрасли торговли.
Устранение указанных отрицательных последствий может осуществляться посредством корректировки и уточнения мероприятий Программы.
5. Ориентировочные сроки реализации Программы
Реализация Программы предполагается с 2011 года по 2015 год.
6. Предположения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Цель Программы - создание благоприятных условий для развития торговой деятельности на территории города Омска в целях обеспечения доступности товаров для населения, поддержки товаропроизводителей и достижения равной конкурентной среды для всех участников товарного рынка.
Разработка Программы направлена на решение следующих задач:
- создание условий для продвижения на потребительский рынок города Омска качественной продукции местных и российских товаропроизводителей;
- создание условий для развития инфраструктуры розничной торговли в городе Омске, в том числе путем обеспечения создания эффективной конкурентной среды, содействующей насыщению товарного рынка города Омска качественными доступными товарами;
- создание условий для обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров;
- содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере торговли города Омска;
- совершенствование кадрового обеспечения отрасли торговли города Омска;
- обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти Российской Федерации, субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере торговли.
Для оценки хода реализации Программы по годам предполагаются следующие целевые индикаторы:
- динамика оборота розничной торговли;
- рост обеспеченности населения торговыми площадями;
- снижение количества жалоб от населения города Омска на качество торгового обслуживания;
- прирост налоговых платежей от торговой деятельности в бюджет города Омска;
- увеличение количества зарегистрированных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в городе Омске;
- увеличение количества участников мероприятий, направленных на развитие торговли.
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности от реализации Программы
Эффективность и результативность реализации мероприятий Программы будут оцениваться ежегодно в соответствии с количественными показателями целевых индикаторов Программы.
Предварительная оценка количественных показателей целевых индикаторов представлена в следующей таблице:
N п/п | Наименование целевого индикатора | Единица измерения | Динамика целевых значений индикатора |
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
1 | Динамика оборота розничной торговли | процент | 2,0 | 2,0 | 3,0 | 3,0 | 5,0 |
2 | Рост обеспеченности населения торговыми площадями | метров квадратных на 1000 жителей | 20,0 | 40,0 | 40,0 | 50,0 | 50,0 |
3 | Снижение количества жалоб от населения города Омска на качество торгового обслуживания | процент | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
4 | Прирост налоговых платежей от торговой деятельности в бюджет города Омска | процент | 4,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
5 | Увеличение количества зарегистрированных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в городе Омске | хозяйствующий субъект | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
6 | Увеличение количества участников мероприятий, направленных на развитие торговли | участник | 500 | 600 | 700 | 800 | 900 |
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
- увеличение оборота розничной торговли на 15 процентов к уровню 2010 года;
- рост обеспеченности населения площадью торговых объектов на 1000 жителей на 200 тысяч квадратных метров к уровню 2010 года;
- снижение количества жалоб от населения города Омска на качество торгового обслуживания на 5 процентов ежегодно;
- прирост налоговых платежей от торговой деятельности в бюджет города Омска (до 5 процентов в год);
- увеличение количества зарегистрированных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в городе Омске, на 250 хозяйствующих субъектов к уровню 2010 года;
- рост количества участников мероприятий в сфере торговли на 100 участников ежегодно.
8. Предложения по исполнителям Программы
Исполнителями Программы предполагаются: департамент городской экономической политики Администрации города Омска, управление делами Администрации города Омска, департамент имущественных отношений Администрации города Омска, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, администрации административных округов города Омска, управление информационной политики Администрации города Омска, муниципальное учреждение "Омский городской центр поддержки предпринимательства" (по согласованию), Союз организаций торговли Омской области (по согласованию), Ассоциация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области (по согласованию), Региональная общественная организация "Омский областной Союз предпринимателей" (по согласованию), Омский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный торгово-экономический университет" (по согласованию), Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Омский экономический институт" (по согласованию), Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования "Омский колледж предпринимательства и права" (по согласованию), бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования "Торгово-экономический колледж" (по согласованию), Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Омский колледж торговли, экономики и сервиса" (по согласованию), общественная организация "Омское областное общество защиты прав потребителей" (по согласованию), Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (по согласованию), Управление внутренних дел по городу Омску (по согласованию), областное государственное учреждение "Омский областной центр по профилактике, экспертизе и лечению животных" (по согласованию), управляющие розничными рынками компании (по согласованию), общественные объединения (по согласованию).
Освещение хода реализации Программы в средствах массовой информации обеспечивает управление информационной политики Администрации города Омска.
9. Предложения о разработчике Программы и исполнителе-координаторе Программы
Разработчиком и исполнителем-координатором Программы предлагается определить департамент городской экономической политики Администрации города Омска.
10. Предложения по основным направлениям финансирования Программы
Основные направления финансирования Программы:
- создание условий для продвижения на потребительский рынок города Омска качественной продукции местных и российских товаропроизводителей;
- создание условий для развития инфраструктуры розничной торговли в городе Омске, в том числе путем обеспечения создания эффективной конкурентной среды, содействующей насыщению товарного рынка города Омска качественными доступными товарами;
- создание условий для обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров;
- содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере торговли города Омска;
- совершенствование кадрового обеспечения отрасли торговли города Омска;
- обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти Российской Федерации, субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере торговли.
На реализацию мероприятий Программы из бюджета города Омска планируется направить 17730 тыс. руб., в том числе:
- в 2011 году - 3780,0 тыс. руб.;
- в 2012 году - 3160,0 тыс. руб.;
- в 2013 году - 3530,0 тыс. руб.;
- в 2014 году - 3610,0 тыс. руб.;
- в 2015 году - 3650,0 тыс. руб.
Объем финансирования будет уточняться ежегодно при формировании бюджета города Омска на соответствующий год, исходя из возможностей бюджета города Омска, мониторинга эффективности мер развития торговли.
В ходе реализации Программы предполагается привлечение средств из иных источников, в том числе из регионального и федерального бюджетов.
11. Общие принципы и механизмы формирования мероприятий Программы
Формирование мероприятий Программы осуществлялось с учетом социально-экономического развития города Омска на основе следующих принципов:
1) системность и комплексность подходов к достижению цели и решению поставленных задач;
2) определение приоритетных направлений;
3) учет интересов и потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска, осуществляющих деятельность в сфере торговли;
4) продвижение на потребительский рынок города Омска продукции местных и российских товаропроизводителей;
5) профессиональный и функциональный подход к определению исполнителей мероприятий Программы;
6) участие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска, осуществляющих деятельность в сфере торговли, в разработке и реализации приоритетных направлений муниципальной политики в сфере развития торговли города Омска;
7) совершенствование профессионального мастерства кадрового состава отрасли торговли;
8) взаимодействие органов местного самоуправления, органов государственной власти Российской Федерации, общественных организаций и объединений, осуществляющих деятельность на территории города Омска, и представителей бизнеса.
Исходя из принципов реализации Программы, механизм формирования мероприятий Программы предполагает привлечение к ее реализации структурных подразделений Администрации города Омска, Правительства Омской области, общественных организаций города Омска, учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, контрольно-надзорных органов.
Механизм формирования определяется поэтапным решением поставленных задач Программы и достижением эффективного решения проблем в сфере развития торговли в запланированные сроки.