Официально

Закон Омской области от 06.11.2014 N 1676-ОЗ

О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области (не вступил в силу)

 Принят Законодательным Собранием Омской области 23 октября 2014 года


Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с созданием и организацией деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области.


Статья 2. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) в Омской области являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области (далее - система профилактики), обеспечивающими координацию деятельности органов, организаций и учреждений системы профилактики (далее - субъекты системы профилактики), направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Систему комиссий в Омской области составляют:

1) комиссия при Правительстве Омской области (далее - областная комиссия);

2) муниципальные комиссии:

- комиссии в муниципальных районах Омской области (далее - районные комиссии);

- комиссия в городе Омске (далее - городская комиссия);

- комиссии в административных округах города Омска (далее - окружные комиссии города Омска).


Статья 3. Полномочия Губернатора Омской области, Правительства Омской области

1. Губернатор Омской области:

1) определяет орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный в сфере организации деятельности комиссий в Омской области (далее - уполномоченный орган);

2) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

2. Правительство Омской области:

1) устанавливает порядок подготовки и направления муниципальными комиссиями в уполномоченный орган и (или) органы местного самоуправления Омской области отчетов о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области (далее - отчет);

2) устанавливает порядок рассмотрения районными комиссиями, окружными комиссиями города Омска материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях;

3) устанавливает случаи и порядок применения районными комиссиями, окружными комиссиями города Омска мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 4. Порядок создания и состав областной комиссии

1. Областная комиссия создается Правительством Омской области.

2. Областная комиссия создается в составе председателя областной комиссии - первого заместителя (заместителя) Председателя Правительства Омской области, двух заместителей председателя областной комиссии, ответственного секретаря областной комиссии и иных членов областной комиссии.

3. Членами областной комиссии могут быть руководители (их заместители) субъектов системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов, организаций и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица.

Персональный состав областной комиссии, положение об областной комиссии утверждаются Правительством Омской области в соответствии с Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - Примерное положение).

4. Информационно-аналитическое, организационно-методическое, техническое и документационное обеспечение деятельности областной комиссии осуществляется уполномоченным органом.

5. Специалисты, обеспечивающие деятельность областной комиссии, являются государственными гражданскими служащими Омской области, замещающими должности государственной гражданской службы Омской области в уполномоченном органе.


Статья 5. Основные направления деятельности областной комиссии

1. Основными направлениями деятельности областной комиссии являются:

1) организация осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) координация деятельности субъектов системы профилактики в Омской области, в том числе при проведении индивидуальной профилактической работы, осуществление мониторинга их деятельности в пределах и порядке, установленных законодательством;

3) разработка и внесение в Правительство Омской области предложений по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;

4) оказание методической помощи, осуществление информационного обеспечения и контроль за деятельностью муниципальных комиссий в соответствии с областным законодательством;

5) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Омской области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализ их эффективности;

6) принятие на основании информации субъектов системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, мер к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечение конфиденциальности указанной информации при ее хранении и использовании;

7) участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и посещение в установленном порядке указанных исправительных учреждений;

8) представление в установленном порядке соответствующим субъектам системы профилактики предложений о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

9) иные направления деятельности в соответствии с законодательством.

2. Областная комиссия осуществляет свою деятельность на территории Омской области.


Статья 6. Наделение органов местного самоуправления города Омска и муниципальных районов Омской области государственными полномочиями по созданию и организации деятельности муниципальных комиссий

Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области государственные полномочия по созданию и организации деятельности муниципальных комиссий (далее - переданные государственные полномочия):

органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области - по созданию и организации деятельности районных комиссий;

органам местного самоуправления города Омска - по созданию и организации деятельности городской комиссии и окружных комиссий города Омска.


Статья 7. Права и обязанности органов местного самоуправления Омской области при осуществлении переданных государственных полномочий

1. Органы местного самоуправления Омской области при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право:

1) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления переданных государственных полномочий в соответствии с законодательством;

2) требовать своевременного и в полном объеме перечисления финансовых средств на реализацию переданных государственных полномочий;

3) получать от уполномоченного органа методическую и консультационную помощь по вопросам осуществления переданных государственных полномочий;

4) вносить в установленном порядке в уполномоченный орган предложения по принятию, изменению нормативных правовых актов Омской области, регулирующих вопросы, касающиеся осуществления переданных государственных полномочий;

5) осуществлять иные права в соответствии с законодательством.

2. Органы местного самоуправления Омской области при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны:

1) предоставлять уполномоченному органу, органу исполнительной власти Омской области, уполномоченному на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений (далее - орган финансового контроля), Контрольно-счетной палате Омской области по их письменным запросам документы, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий, в сроки, установленные в запросах;

2) обеспечивать целевое использование финансовых средств на осуществление переданных государственных полномочий;

3) устранять нарушения, выявленные органами государственной власти Омской области при осуществлении контроля за осуществлением органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий, на основании письменных предписаний (представлений) органов государственной власти Омской области;

4) обеспечивать условия для беспрепятственного проведения органом государственной власти Омской области мероприятий по контролю за осуществлением переданных государственных полномочий, а также за использованием финансовых средств на их осуществление;

5) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.


Статья 8. Права и обязанности органов государственной власти Омской области при осуществлении органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий

1. Органы государственной власти Омской области имеют право:

1) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты Омской области по вопросам осуществления органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий, обязательные для исполнения органами местного самоуправления Омской области, и осуществлять контроль за их исполнением;

2) запрашивать и получать от органов местного самоуправления Омской области документы и иную необходимую информацию по вопросу осуществления переданных государственных полномочий;

3) осуществлять проверки соблюдения органами местного самоуправления Омской области федерального и областного законодательства при осуществлении переданных государственных полномочий;

4) принимать меры, направленные на возврат в установленном законодательством порядке использованных не по целевому назначению, а также не использованных в установленный срок средств, предназначенных для осуществления органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий;

5) осуществлять иные права в соответствии с законодательством.

2. Уполномоченный орган в соответствии с федеральным законодательством вправе отменять или приостанавливать действие муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий.

3. Органы государственной власти Омской области обязаны:

1) обеспечивать передачу органам местного самоуправления Омской области финансовых средств, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий;

2) давать разъяснения и оказывать методическую и консультативную помощь органам местного самоуправления Омской области по вопросам осуществления переданных государственных полномочий;

3) контролировать осуществление органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий;

4) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.


Статья 9. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий

1. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления Омской области для осуществления переданных государственных полномочий, предусматриваются законом Омской области об областном бюджете в форме субвенций бюджетам муниципальных образований Омской области.

2. Субвенции бюджетам муниципальных образований Омской области из областного бюджета на осуществление переданных государственных полномочий предоставляются в соответствии с методикой согласно приложению к настоящему Закону.

3. Финансовые средства на осуществление переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

4. Передача в пользование и (или) управление либо в собственность муниципальных образований Омской области материальных средств, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий, не предусматривается.


Статья 10. Порядок отчетности органов местного самоуправления Омской области об осуществлении переданных государственных полномочий

Органы местного самоуправления Омской области представляют в уполномоченный орган отчет об осуществлении переданных государственных полномочий по форме и в сроки, которые определяются уполномоченным органом.


Статья 11. Порядок осуществления органами государственной власти Омской области контроля за осуществлением переданных государственных полномочий

1. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий, а также использованием предоставленных в этих целях субвенций осуществляется уполномоченным органом, органом финансового контроля, Контрольно-счетной палатой Омской области.

2. В целях осуществления контроля указанные в пункте 1 настоящей статьи органы вправе запрашивать документы, связанные с осуществлением органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий, проводить проверки соблюдения соответствующими органами местного самоуправления Омской области федерального и областного законодательства при осуществлении переданных государственных полномочий. Планирование мероприятий по контролю осуществляется на основании правового акта соответствующего органа государственной власти Омской области. Длительность проверки не может превышать один месяц, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. По итогам мероприятий по контролю могут быть выданы письменные предписания (представления) по устранению выявленных нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления Омской области и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания (представления) могут быть обжалованы в судебном порядке.


Статья 12. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий

1. Условиями прекращения осуществления органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий являются:

1) изменение федерального и (или) областного законодательства, в связи с которым осуществление переданных государственных полномочий становится невозможным;

2) неисполнение, невозможность исполнения или ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий (в том числе при использовании органами местного самоуправления Омской области не по назначению субвенций на осуществление переданных государственных полномочий).

2. Осуществление органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий прекращается после внесения соответствующих изменений в настоящий Закон или признания его утратившим силу.

3. В случае прекращения осуществления органами местного самоуправления Омской области переданных государственных полномочий неиспользованные субвенции подлежат возврату в областной бюджет.


Статья 13. Порядок создания и состав муниципальных комиссий

1. Муниципальные комиссии создаются соответствующими органами местного самоуправления Омской области в составе председателя муниципальной комиссии - заместителя главы местной администрации, двух заместителей председателя муниципальной комиссии, ответственного секретаря муниципальной комиссии и иных членов муниципальной комиссии.

2. Членами муниципальных комиссий могут быть руководители (их заместители) субъектов системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов, организаций и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица.

Персональный состав муниципальной комиссии, положение о муниципальной комиссии утверждаются соответствующим органом местного самоуправления Омской области согласно Примерному положению.

3. Специалисты, обеспечивающие деятельность муниципальных комиссий, являются муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Омской области, не относящихся к субъектам системы профилактики.


Статья 14. Основные направления деятельности городской комиссии

1. Основными направлениями деятельности городской комиссии являются:

1) организация осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) утверждение межведомственных программ и координация проведения индивидуальной профилактической работы субъектов системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлечение социально ориентированных общественных объединений к реализации планов индивидуальной профилактической работы и осуществление контроля за их выполнением;

3) участие в разработке и реализации муниципальных программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;

4) участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

5) подготовка и направление в установленном порядке отчета;

6) иные направления деятельности в соответствии с законодательством.

2. Городская комиссия осуществляет свою деятельность на территории города Омска.


Статья 15. Основные направления деятельности окружных комиссий города Омска

1. Основными направлениями деятельности окружных комиссий города Омска являются:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготовка совместно с соответствующими органами, организациями или учреждениями представляемых в суд материалов по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральным законодательством;

3) выдача согласия на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

4) выдача при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления Омской области, осуществляющего управление в сфере образования, согласия на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста пятнадцати лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования;

5) обеспечение оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

6) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством;

7) принятие решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от восьми до восемнадцати лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста четырнадцати лет;

8) принятие постановлений об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;

9) координация проведения индивидуальной профилактической работы субъектов системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, осуществление контроля за выполнением планов индивидуальной профилактической работы;

10) рассмотрение информации (материалов) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принятие решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайств, просьб, жалоб и других обращений несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящихся к установленной сфере деятельности комиссий;

11) рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Омской области об административных правонарушениях к компетенции комиссий;

12) обращение в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном федеральным законодательством;

13) внесение в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:

- о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

- о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

- о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;

- о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

14) выдача совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласия на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

15) иные направления деятельности в соответствии с законодательством.

2. Окружные комиссии города Омска осуществляют свою деятельность на территории соответствующего административного округа города Омска.


Статья 16. Основные направления деятельности районных комиссий

1. Основными направлениями деятельности районных комиссий являются направления деятельности, осуществляемые городской комиссией и окружными комиссиями города Омска.

2. Районные комиссии осуществляют свою деятельность на территории соответствующего муниципального района Омской области.


Статья 17. О внесении изменений в Закон Омской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области"

В Законе Омской области от 8 октября 2001 года N 307-ОЗ "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области" (Ведомости Законодательного Собрания Омской области, 2001, N 3 (28), ст. 1418; 2003, N 4 (37), ст. 2067; 2004, N 4 (41), ст. 2439; 2005, N 1 (42), ст. 2502; 2008, N 4 (59), ст. 3905; 2010, N 4 (67), ст. 4381; 2012, N 3 (76), ст. 4801; Омский вестник, 2013, 8 ноября, N 52; 13 декабря, N 60; 2014, 4 июля, N 26; 1 августа, N 30) пункт 3 статьи 8, главу 3 исключить.


Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Губернатор Омской области
В.И. Назаров



г. Омск

6 ноября 2014 года

N 1676-ОЗ


Приложение

к Закону Омской области

"О комиссиях по делам

несовершеннолетних

и защите их прав

в Омской области"


Методика
расчета субвенций бюджетам города Омска и муниципальных районов Омской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона


1. Размер субвенций города Омска и муниципальных районов Омской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона, рассчитывается по формуле:


Si = Рi х Fi х Кi х Мi, где:


Si - объем субвенций, предоставляемых i-му муниципальному образованию Омской области;

Рi - размер должностного оклада ведущего специалиста государственной гражданской службы Омской области (в органах исполнительной власти) с учетом страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование;

Fi - количество должностных окладов, принимаемое для формирования фонда оплаты труда муниципальных служащих в расчете на год, равное 36 - для муниципального района Омской области, равное 51 - для города Омска;

Кi - количество государственных гражданских служащих Омской области, осуществляющих передаваемые государственные полномочия по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в i-м муниципальном образовании Омской области, до вступления в силу настоящего Закона;

Мi - коэффициент увеличения в части расходов на организацию деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе на материально-техническое обеспечение, равный 1,12 - для муниципального района Омской области, равный 1,21 - для города Омска.

2. Общий размер субвенций по Омской области определяется путем суммирования размеров по каждому муниципальному образованию Омской области.