В соответствии с
пунктом 15 Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного
постановлением Правительства Омской области от 12 февраля 2007 года N 19-п, приказываю:
Утвердить прилагаемую ведомственную целевую
программу "Обеспечение граждан, проживающих в Омской области, качественным начальным, средним и дополнительным профессиональным образованием" на оды.
Заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр образования Омской области | И.А. Прозорова |
Приложение
образования Омской области
от 11.01.2011 N 1
Ведомственная целевая программа "Обеспечение граждан, проживающих в Омской области, качественным начальным, средним и дополнительным профессиональным образованием" на 2011 - 2013 годы
Паспорт ведомственной целевой программы "Обеспечение граждан, проживающих в Омской области, качественным начальным, средним и дополнительным профессиональным образованием" на 2011 - 2013 годы
Наименование субъекта бюджетного планирования Омской области | Министерство образования Омской области (далее - Министерство образования) |
Наименование ведомственной целевой программы | Ведомственная целевая программа "Обеспечение граждан, проживающих в Омской области, качественным начальным, средним и дополнительным профессиональным образованием" на оды (далее - Программа) |
Сроки реализации Программы | Реализация Программы осуществляется в течение одов |
Цель и задачи Программы | Цель: обеспечение прав граждан, проживающих в Омской области, на получение качественного начального, среднего и дополнительного профессионального образования. Задачи: 1. Повышение доступности качественных услуг в сфере начального и среднего профессионального образования. 2. Совершенствование механизма управления ресурсом профессионального образования Омской области. |
Целевые индикаторы Программы | - доля выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания учреждения, в общей численности выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования; - доля выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной специальности в первый год после окончания учреждения, в общей численности выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования; - доля проведенных курсов повышения квалификации педагогических работников от запланированного количества курсов повышения квалификации педагогических работников системы образования Омской области - доля педагогических работников государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, получающих ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, в общей численности педагогических работников, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования; - доля обучающихся государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования получивших меры социальной поддержки. |
Объемы и источники финансирования Программы в целом и по годам ее реализации | Общий объем расходов областного бюджета на реализацию Программы составляет 3253220,9 тыс. рублей, в том числе: - 2011 год - 1065887,0 тыс. рублей; - 2012 год - 1089440,6 тыс. рублей; - 2013 год - 1097893,3 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы (по сравнению с показателями 2009 года) | - сохранение на уровне 100% обеспечение выплат педагогическим работникам государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования ежемесячной денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; - увеличение в период до 2013 на 2% доли выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания учреждения; - увеличение в период до 2013 на 3% доли выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания учреждения; - обеспечение социальной поддержкой обучающихся и студентов государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования. |
I. Содержание проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
Программа является частью системы комплексного планирования социально-экономического развития Омской области, базируется на прогнозе социально-экономического развития Омской области на период до 2013 года и представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на обеспечение прав граждан, проживающих в Омской области, на получение качественного начального профессионального образования, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования (далее - профессиональное образование). В современной модели российского образования одним из требований к системе профессионального образования является её направленность на удовлетворение потребности регионального рынка труда.
Система профессионального образования Омской области представленная 37 бюджетными образовательными учреждениями начального профессионального образования (далее - образовательные учреждения НПО) и 12 бюджетными образовательными учреждениями среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения СПО) обеспечивает реальный сектор экономики Омской области квалифицированными рабочими и специалистами. В образовательных учреждениях НПО обучение ведется по 12 отраслям производств, 66 профессиям; в образовательных учреждениях СПО - по 11 укрупненным группам специальностей, 44 специальностям и 5 профессиям.
В системе начального профессионального образования на 1 января 2010 года обучается 14080 человек, из них более половины в учреждениях, расположенных на территории г. Омска (7113 человек). В системе СПО по очной форме обучения за счет средств областного бюджета обучается 5493 студента, из которых 1264 обучается в 4-х образовательных учреждений
# СПО Омской области. При снижении в целом контингента обучающихся (демографический кризис, снижение престижа рабочих профессий), отмечается тенденция роста числа обучающихся из социально уязвимых групп молодежи.
Наиболее актуальными проблемами в сфере начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, на решение которых направлена Программа, являются:
- несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному параметру: по одним и тем же профессиям одновременно имеется неудовлетворительный спрос и избыточное предложение рабочей силы. С одной стороны - квалификация претендентов на рабочие места не удовлетворяет требованиям работодателей (5 - 6 квалификационный разряд и опыт работы по профессии), а с другой - уровень предлагаемой работникам оплаты труда не всегда удовлетворяет их потребности (и в некоторых случаях ниже
прожиточного минимума).
- ограниченность материально-технических ресурсов государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования (недостаточное технологическое, учебно-методическое обеспечение, высокий износ основных фондов);
- недостаточно высокий уровень развития сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями, образовательными учреждениями начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования;
- дефицит профессиональных кадров, готовых к реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования. Ресурс профессионального образования Омской области - возможность системы учреждений профессионального образования обеспечить реальный сектор экономики области квалифицированными рабочими кадрами в соответствии с государственными образовательными стандартами и потребностями регионального рынка труда.
Проблемы в сфере профессионального образования области выявлены по данным государственной статистики и мониторинга рынков труда и образовательных услуг, анализа деятельности учреждений профессионального образования и на рынке труда:
- анализ кадрового потенциала системы начального профессионального образования Омской области показал, что из 1950 инженерно-педагогических работников 56% имеют высшее профессиональное образование, 33% - среднее профессиональное образование, остальные 11% - работники с начальным профессиональным образованием. Кроме того, сохраняется тенденция к "старению" кадров, отмечается недостаточный уровень подготовки мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. В связи с чем, достаточно остро стоит проблема привлечения и закрепления молодых специалистов в систему профессионального образования, повышения общего уровня образования работников системы начального профессионального образования.
- материально-техническая обеспеченность системы НПО Омской области в целом характеризуется существенным дефицитом современного производственного оборудования, моральным и физическим износом основных фондов до 100%, и как следствие - снижение качества подготовки квалифицированных рабочих.
II. Цель и задачи Программы
Цель Программы - обеспечение прав граждан, проживающих в Омской области, на получение качественного начального, среднего и дополнительного профессионального образования.
Задачи Программы:
1. Повышение доступности качественных услуг в сфере начального и среднего профессионального образования через:
- изменение содержания и качества подготовки обучающихся и студентов учетом требований рынка труда;
- повышение доступности качественных услуг дополнительного профессионального образования;
- улучшение ресурсного (материально-технического, кадрового) обеспечения государственных образовательных учреждений реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего и дополнительного профессионального образования.
2. Совершенствование механизма управления ресурсом профессионального образования Омской области через:
- создание постоянно действующей системы определения текущих и перспективных потребностей в рабочих кадрах по видам экономической деятельности (по объему, профилю и уровню квалификации);
- формирование государственного областного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов;
- создание условий для повышения эффективности использования бюджетных средств.
III. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации Программы
Для оценки эффективности реализации Программы определены следующие индикаторы:
1. Доля выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания учреждения, в общей численности выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, (процентов):
1) в 2011 году - 68;
2) в 2012 году - 70;
3) в 2013 году - 70.
Значение целевого индикатора определяется как отношение количества выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания учреждения, к общей численности выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования (в процентах).
2. Доля выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной специальности в первый год после окончания учреждения, в общей численности выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, (процентов):
1) в 2011 году - 68;
2) в 2012 году - 71;
3) в 2013 году - 71.
Значение целевого индикатора определяется как отношение количества выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной специальности в первый год после окончания учреждения, к общей численности выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (в процентах).
3. Доля проведенных курсов повышения квалификации педагогических работников от запланированного количества курсов повышения квалификации педагогических работников системы образования Омской области, (процентов):
1) в 2011 году - 100;
2) в 2012 году - 100;
3) в 2013 году - 100.
Значение целевого индикатора определяется как отношение количества проведенных курсов повышения квалификации педагогических работников к количеству запланированных курсов повышения квалификации педагогических работников (в процентах).
4. Доля педагогических работников государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, получающих ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, в общей численности педагогических работников, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, (процентов):
1) в 2011 году - 100;
2) в 2012 году - 100;
3) в 2013 году - 100.
Значение целевого индикатора определяется как отношение количества педагогических работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, получающих ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, к общей численности педагогических работников, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования (в процентах).
5. Доля обучающихся в государственных образовательных учреждений
# начального профессионального и среднего профессионального образования, получивших меры социальной поддержки, (процентов):
1) в 2011 году - 100;
2) в 2012 году - 100;
3) в 2013 году - 100.
Значение целевого индикатора определяется как отношение количества обучающихся в государственных образовательных учреждений
# начального профессионального и среднего профессионального образования, получивших денежное поощрение к общему количеству обучающихся в государственных образовательных учреждений
# начального профессионального и среднего профессионального образования, имеющих право на получение денежного поощрения (в процентах).
Источниками данных для расчета целевых индикаторов являются отчеты Министерства образования, образовательных учреждений, реализующих программы профессионального образования, материалы выполнения программных мероприятий, материалы, полученные в ходе проведения в Министерстве образования Омской области, образовательных учреждениях, реализующих программы профессионального образования мероприятий внутриведомственного контроля.
Расчет целевых индикаторов осуществляется ежегодно.
Реализация Программы предполагает получение следующих общественно-значимых результатов:
1) сохранение на уровне 100% обеспечение выплат педагогическим работникам государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования ежемесячной денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
2) увеличение в период до 2013 на 2% доли выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания учреждения;
3) увеличение в период до 2013 на 3% доли выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания учреждения;
4) обеспечение социальной поддержкой обучающихся и студентов государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
IV. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы составляет три года: оды.
V. Мероприятия Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в
приложении к Программе.
VI. Объем и источники финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счёт средств областного бюджета, в том числе безвозмездных перечислений из федерального бюджета.
Объем финансирования на период действия Программы (2011 - 2013 годы) составляет 3253220,9 тыс. рублей, в том числе:
- 2011 год - 1065887,0 тыс. рублей;
- 2012 год -1089440,6 тыс. рублей
- 2013 год - 1097893,3тыс. рублей.
Обоснование объемов финансирования по каждому мероприятию Программы приведено в
приложении к настоящей Программе.
Финансирование расходов на реализацию Программы осуществляется в порядке, установленном для исполнения областного бюджета, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству образования в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Изменение объемов финансирования Программы может повлечь изменения значений показателей целевых индикаторов по сравнению с запланированными.
VII. Система управления реализацией Программы
Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, ответственным за реализацию Программы, является Министерство образования.
После утверждения Программы Министерством образования разрабатывается план работы по реализации Программы, который устанавливает процедуры внутренней организации деятельности Министерства образования и его взаимодействия с образовательными учреждениями, реализующими программы профессионального образования для достижения запланированной цели, задач, выполнения мероприятий.
Исполнителями со стороны государственных учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования являются их руководители.
Исполнителями, ответственными за реализацию каждого мероприятия Программы со стороны Министерства образования, являются:
- Л.Ю. Солдатова, заместитель Министра образования Омской области;
- И.М. Радько, начальник отдела профессионального образования и науки Министерства образования Омской области.
В процессе ежегодного мониторинга реализации Программы Министерством образования осуществляется оценка достижения запланированных целевых индикаторов реализации Программы.
Ежегодно, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, Министерство образования представляет отчеты о выполнении Программы в Министерство финансов Омской области и Министерство экономики Омской области.
Министерство образования организует проверки выполнения программных мероприятий, обращая особое внимание на целевое и эффективное использование выделяемых средств и конечные результаты. По результатам проверок осуществляется анализ и формируются предложения, направленные на улучшение работы и устранение выявленных недостатков.
Оперативное управление и контроль реализации Программы возлагаются на Л.Ю. Солдатову, заместителя Министра образования Омской области.
Общий контроль хода реализации программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств осуществляет заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр образования Омской области И.А. Прозорова.
Министерство образования обеспечивает финансирование мероприятий Программы в установленном порядке, осуществляет контроль хода реализации Программы и целевого использования бюджетных средств.
Приложение
ведомственной целевой программы
"Обеспечение граждан, проживающих
в Омской области, качественным
начальным, средним и дополнительным
профессиональным образованием"
на оды
Мероприятия ведомственной целевой программы "Обеспечение граждан, проживающих в Омской области, качественным начальным профессиональным, средним профессиональным и дополнительным профессиональным образованием" на оды
N п/п | Наименование мероприятия Программы (далее - ВЦП) | Срок реализации мероприятия ВЦП | Ответственный исполнитель за реализацию мероприятия ВЦП (Ф.И.О., должность) | Организации, участвующие в реализации мероприятия ВЦП | Объем финансирования мероприятия ВЦП (тыс. рублей) | Целевые индикаторы реализации мероприятия (группы мероприятий) ВЦП |
с (месяц/ год) | по (месяц/ год) | всего | 2011 | 2012 | 2013 | Наименование | Единица измерения | Значение |
всего | первый год | второй год | третий год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1 | Организация условий обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального профессионального образования, профессиональной подготовки в государственных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законодательством РФ | Январь 2011 года | Декабрь 2013 года | Л.Ю. Солдатова, заместитель Министра образования Омской области, И.М. Радько, начальник отдела профессионального образования и науки Министерства образования Омской области | | 1653050,9 | 539858,7 | 554105,1 | 559087,1 | Доля выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания учреждения, в общей численности выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования | % | - | 68 | 70 | 70 |
2 | Организация условий обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, образования в государственных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законодательством РФ | Январь 2011 года | Декабрь 2013 года | Л.Ю. Солдатова, заместитель Министра образования Омской области И.М. Радько, начальник отдела профессионального образования и науки Министерства образования Омской области | | 886678,8 | 288808,1 | 297336,2 | 300534,5 | Доля выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной специальности в первый год после окончания учреждения, в общей численности выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования | % | - | 68 | 71 | 71 |
3 | Организация условий обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение дополнительного профессионального образования в государственных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, | Январь 2011 года | Декабрь 2013 года | Л.Ю. Солдатова, заместитель Министра образования Омской области | | 64860,2 | 21343,2 | 21122,3 | 22394,7 | Доля проведенных курсов повышения квалификации педагогических работников от запланированного количества курсов повышения квалификации педагогических работников системы образования Омской области | % | - | 100 | 100 | 100 |
4 | Обеспечение выплаты педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Омской области, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования в т.ч. руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом, ежемесячной денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями. | Январь 2011 года | Декабрь 2013 года | Солдатова Л.Ю., заместитель Министра образования Омской области | | 8983,8 | 2994,6 | 2994,6 | 2994,6 | Доля педагогических работников государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования, получающих ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, в общей численности педагогических работников, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. | % | - | 100 | 100 | 100 |
5 | Обеспечение мер социальной поддержки обучающимся и студентам образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования | Январь 2011 года | Декабрь 2013 года | Л.Ю. Солдатова, заместитель Министра образования Омской области | | 316759,2 | 105586,4 | 105586,4 | 105586,4 | Доля обучающихся государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования получивших меры социальной поддержки | % | - | 100 | 100 | 100 |
6 | Обеспечение обучающихся и студентов образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования стипендией | Январь 2011 года | Декабрь 2013 года | Л.Ю. Солдатова, заместитель Министра образования Омской области | | 321888,0 | 107296,0 | 107296,0 | 107296,0 |
| Всего | | | | | 3253220,9 | 1065887,0 | 1089440,6 | 1097893,3 | | | | | | |