Михеев Владимир, директор красноярского регионального отделения "Гражданского Центра ядерного нераспространения" |
(19.01.2012 15:57)
Берег Енисея, закрытый город Железногорск, который до 1994 года именовался Красноярск-26 и не был обозначен на карте, в перспективе ближайшего десятилетия может стать международным центром хранения ядерных отходов с двумя десятками тысяч тонн отработанного ядерного топлива (ОЯТ).
По словам экологов, именнно ОЯТ - наиболее опасный вид высокорадиоактивных отходов из тех, что производятся на атомных электростанциях. В отработанном топливе содержится плутоний, период полураспада которого равен 24 тысячам лет.
Пока к отправке в Железногорск готовят первый состав с топливом с Ленинградской АЭС (ЛАЭС) с 80 тоннами опасного груза, который зачем-то понадобилось отправить по Транссибу за пять тысяч километров от места хранения. Но уже в перспективе ближайшего десятилетия в Красноярском крае может быть образован крупный центр хранения отходов АЭС. Другими словами – мировая ядерная свалка.
В Росатоме говорят, что в перспективе из ОЯТ можно будет снова получать энергию. Экологи считают, что перевозкой тысяч тонн отходов Росатом хочет обеспечить работой 100-тысячный моногород и в перспективе получить финансовую прибыль. На самом Железногорском ГХК завершено строительство первой очереди "сухого" хранилища ОЯТ, которое в перспективе сможет вместить 38 тысяч тонн отработанного топлива РБМК и ВВЭР, основных типов реакторов, использующихся на российских АЭС.
В ГХК заявляют, что не знают ни одного инцидента, связанного с транспортировкой отработавшего топлива. Хотя, по данным директора Красноярского отделения "Гражданский Центр ядерного нераспространения" Владимира Михеева, на станции произошла разгерметизация тепловыделяющих элементов и работы по погрузке временно приостановлены. Не смущает атомщиков и то, что на ЛАЭС нет опыта погрузки ОЯТ.
Реакция пошла
Сама транспортировка вызывает беспокойство общественности по всей стране, ведь на пути "мобильного Чернобыля" не меньше 15 крупных городов.
"Если что-то случится на железной дороге, то найти ответственных за это крайне сложно. Никто не готов брать ее на себя. Одни укажут на транспортирующую компанию, другие на железнодорожников, третьи - на руководство предприятия, куда все отходы везут", - заметил в разговоре с корреспондентом "СибИнфо" активист Байкальской экологической волны Игорь Огородников. По его словам, примеры того, что такие перевозки могут быть опасными, существуют.
Экологи и общественники самого Красноярска, который находится всего в 64 километрах от города, где в ближайшие годы может образоваться всемирная ядерная помойка, пока ограничиваются информированием населения, сообщил "СибИнфо" Владимир Михеев.
В последнее время в центре внимания общественников и "зеленых" Красноярска был завод ферросплавов, соглашение, о строительстве которого на днях говорил губернатор Лев Кузнецов. Тем не менее, точку в этой теме ставить рановато, считает один из руководителей инициативной группы "Красноярск против", активно противодействующей планам строительства завода, Евгения Стефанишина.
По ее словам, в ближайшее время активисты группы соберутся для того, чтобы, в том числе обсудить вопрос и о перевозке в Железногорск атомных отходов. Сама Стефанишина подходит к этому вопросу очень осторожно.
"Лично я не хочу жить рядом с ядерными отходами. Но ситуация здесь неоднозначная. Конечно, сам факт передвижения "ядерного поезда" по Транссибу опасен, но детально мы пока не знакомились с этой проблемой, - отметила она. - Среди экологов также есть различные мнения. У нас в России все очень сложно – нет никакого контроля. Если общественность будет дальше пытаться шевелиться, то какой-то контроль можно будет поставить. Естественно, это опасно и об этом нужно думать".
Вместе с тем, пока экологи, как в европейской части России, так и в Сибири, ограничиваются общением со СМИ, попыткой поднять эту проблему, привлечь внимание общественности. Но о каких-то митингах, которые, как показывает практика последних дней, являются действенным методом, речи не идет.
"Акций протеста мы пока не проводим. Будем информировать население через свой сайт и СМИ. Людей нужно подготовить, объяснить им, что да как", - пояснил Михеев.
"Зеленые" от Санкт-Петербурга до Иркутска заявляют, создание в Сибири хранилища ОЯТ и перевозка туда из европейской части – не что иное как колониальная политика Москвы в отношении части собственной страны. "Получается, что мы, живущие в Европе, обременяем своими отходами другую часть России и создаем там более низкий стандарт безопасности. Это колониальная политика в отношении собственной страны, Сибири", - заявил представитель экологической организации "Зеленый мир" Олег Бодров.
Подробнее о мнениях экспертов читайте здесь.
Павел Быковских
Близкие материалы по тегам: