(17.07.2013 16:39) Что стало с некогда единственным центром российско-китайской торговли, лежащим на южной границе Бурятии
Сибирь обладает множеством уникальных мест – некоторые известны на весь мир и привлекают к себе внимание, другие – практически преданы забвению. Ко второй категории можно смело отнести город Кяхту, расположенный на юге Республики Бурятия на самой границе с Монголией.
Некогда этот населенный пункт был известен на всю Россию и за ее пределами. Кяхта приковывала к себе внимание крупных купцов, делающих миллионные состояния в силу своего уникального статуса. Дело в том, что с момента своего образования в 1727 году это поселение стало главным пунктом русско-китайской торговли.
В качестве показательной иллюстрации того, чем была Кяхта в былые времена, можно привести слова известного историка, исследователя российско-китайских отношений имперского периода Александра Старцева, который в беседе с "Сибинфо" рассказал: "Кяхта была торгово-купеческой слободой. После подписания Кяхтинского соглашения 1727 года было решено на границе Российской и Цинской империй установить торг, который долгое время был единственным разрешенным местом, где могла осуществляться русско-китайская торговля. Там жило население, которое, собственно, и было ориентировано на торговлю с Китаем. Сначала торговля была меновая, затем разрешили торговать на серебро, а позже и вексели".
Расцвет Кяхты был напрямую связан с чаем, и на долгий период времени данное пограничное поселение стало основной точкой, через которую в Российскую империю поступал этот продукт. По словам Александра Старцева, торговля чаем приносила бешеные прибыли и с Кяхтой связаны имена таких сибирских миллионеров, как Трапезников, Табашников и других.
Во второй половине XIX века, с началом использования в качестве главного пути перевозки чая из Китая в Россию по морю, а позже и со строительством железной дороги, Кяхта начала терять свое значение. Но в начале XX века за ней все же оставался статус центра русской торговли с Внешней Монголией.
Весьма красноречиво о Кяхте того периода говорит и то, что современники называли его "Забалуй-городок" и даже "Песчаная Венеция".
Но что же представляет собой Кяхта сегодня? Можно смело говорить о том, что былое величие и экономическая слава этого городского поселения далеко позади. Здесь практически отсутствует промышленное производство, но все так же сохраняются суровые климатические условия.
Весьма понятно о развитии Кяхты и ее нынешнем благополучии говорит и численность населения – в начале XX века здесь проживало около семи тысяч человек, к 2012 году, то есть спустя сто лет – 20 тысяч. Таким образом, город явно был выключен из процесса урбанизации.
Каждую зиму то и дело приходится слышать, что сельскохозяйственники Кяхтинского района терпят убытки от волков. Что касается лета, то здесь фиксируют стремительные процессы опустынивания. По словам главного научного сотрудника лаборатории географии и экологии почв Института общей и экспериментальной биологии СО РАН доктора биологических наук Анатолия Куликова, признаков аридизации, происходящих в Кяхте и соседних Бичуре и Мухоршибири, "не видит только слепой".
Своим социальным благополучием городу также трудно похвастаться. По словам общественницы Светланы Будашкаевой, в настоящее время Кяхта – это посредственный маленький городок, страдающий всеми "болезнями", присущими сотням и тысячам подобных населенных пунктов России, начиная от муниципального бюджета и заканчивая отсутствием достойной инфраструктуры.
Продолжая разговор о том, как ныне живет Кяхта, собеседница отметила: "Я знаю, что пару лет назад там была очень серьезная ситуация с памятниками культурного наследия, которые почему-то передали совершенно иногородним людям. Как раз эти исторические торговые ряды оказались в руках томских предпринимателей".
Справедливости ради стоит сказать, что республиканские власти все же пытаются проявлять интерес к южной окраине региона. Год назад в Кяхте прошел крупный международный туристический форум "Трансграничное сотрудничество в сфере туризма. Великий чайный путь". То есть со стороны руководства Бурятии присутствует желание обратиться к историческому наследию пограничного города и как-то развить бренд уникального для нашей страны города.
Экономист Аркадий Зарубин в беседе с нашим порталом упомянул, что региональное правительство действительно в последние годы делает ставку на туристическую отрасль и инфраструктуру. Так, со стороны властей декларировалось, что за пять лет на южном направлении запланировано ввести в эксплуатацию обход города Кяхты и реконструировать участок дороги в районе города Гусиноозерска, а также построить здесь стационарный пункт весового контроля.
Однако и здесь рано говорить о больших подвижках. Не далее как в начале июля жители Кяхтинского района выражали свое возмущение и протесты по поводу того, что федеральная автодорога А-165, именуемая в настоящее время А-340, практически разрушена и даже грозились перекрыть транспортную магистраль по направлению к Монголии.
В итоге сейчас приходится констатировать, что в прошлом небольшой, но всем известный город существует в режиме забвения. Как сказал нашему порталу ученый Александр Старцев, в настоящее время история Кяхты с многообразием происходивших здесь событий до сих пор так и не написана. В этой связи возникает вопрос – а сможет ли ее вообще кто-нибудь написать, если город останется жить при нынешнем порядке вещей…
Александр Шелягин
фото: russiasib.ru
Близкие материалы по тегам: