(23.12.2014 09:50) Василий Кудирмеков о православных поклонных крестах и своей борьбе с ними
Горно-Алтайск, 23 декабря – Сибинфо. Александра Черданцева. Республика Алтай – регион многонациональный. При этом особых конфликтов на религиозной и национальной почве здесь мало. Из последнего – епископ Горно-Алтайский и Чемальский Преосвященный Каллистрат дал благословение на прошение об установке поклонного креста на горе Белухе. Сей факт вызвал немало неприятных эмоций у части местного населения. Так что тема установки поклонных крестов на территории региона ожила с новой силой. Об этом порталу "Сибинфо" рассказал Эл Башчы Тос Торгоо Курултая алтайского народа и депутат Горно-Алтайского горсовета Василий Кудирмеков.
– Василий Дмитриевич, Вы добиваетесь того, чтобы прекратилась практика установки поклонных крестов на территории региона?
– Да. Представьте, если бы массово начали ставить кресты в Афганистане. Как бы там к этому отнеслись? Мне могут возразить, что там одни мусульмане, что, конечно, мусульмане будут не рады. Вот и тут – нельзя наглеть от того, что христиан у нас большинство. Мы толерантные люди, живем в многонациональной стране, многонациональном регионе. Но уже хватит крестов. Более того идет обесценивание крестов, они из поклонных превращаются в устрашающие.
Мы же все знаем историю принятия христианства во всем мире, России и на Алтае. Тогда время было совсем другое: были крестовые походы, войны. И на Алтае крестили огнем, мечом и хлебом, крещеным давали продовольственную помощь, им было проще отстаивать свои права в суде. У нас много подобных примеров. Знаете, у нас в Онгудайском районе есть место, где пороли тех, кто не хотел креститься.
На плодородные алтайские земли приходили русские переселенцы. Оттого сейчас в этих районах много христиан. Христианская религия почти не добралась туда, где ничего не растет, где малопривлекательные условия для жизни. Алтайцы там сохранились со своими верованиями.
– То есть основания для установки крестов все же есть, если много православных?
– У нас в регионе с попустительства властей кресты устанавливаются в священных для алтайцев местах. Мы – титульный народ Республики Алтай – живем тут как на кладбище. На священных для нас местах, родниках, везде стоят кресты. Территорию, что ли, метят?
На этом фоне у нас здесь постоянные стычки. Местное население уже раздражает ситуация. Когда кресты ставят, никто особо не интересуется мнением местных жителей, документы не собирают о том, что в этом месте можно такую деятельность вести. А зато, как только крест кто-то тронет – это уже считается святотатством. Сразу чувства верующих затронуты, сразу прокуроры шьют дело за разжигание межнациональной розни. Провоцируют коренное население на недовольство, выявляют их, расправляются с ними.
– Самый яркий пример, я так понимаю, с православным поклонным крестом в деревне Топучая Шебалинского района, когда в сентябре 2012 года он был осквернен. Совершившего это мужчину даже приговорили к 1,5 года ограничения свободы. Был большой скандал.
– Был большой скандал. Так вот там тоже задним числом начали документы собирать, чтобы вроде как все по закону было. В Купчегене в Онгудайском районе крест стоит. Его то свалят, то заново установят, то снова свалят. То же самое в селе Балыктуюль Улаганского района. Много таких моментов. Народ уже устал реагировать. Кресты ставят, где хотят. Что же получается, что нас, алтайцев, у себя дома за людей не считают? Обидно.
– 15 декабря Вы отправляли обращение в прокуратуру. Уже какая-то реакция была?
– Нет. И не думаю, что она будет. Там в обращении прокурору Николаю Мылицыну я пишу, что мы призываем снять ранее установленные кресты: при въезде и выезде из РА, на плато Укок, на родниках, за селом Купчегень и в селе Топучая. Мы призываем и прокуратуру на это отреагировать. Также я попросил привлечь к уголовной ответственности отца Каллистрата (епископ Горно-Алтайский и Чемальский. - Прим.ред.) и Дмитрия Натальченко (выступил с идеей установки креста на горе Белуха. – Прим. ред.) за оскорбление чувств верующих и алтайцев, поклоняющихся Белухе как святыне. Думаю, прокуратура ограничится дежурной отпиской.
– Но ведь Вы лично были на приеме у епископа Каллистрата, который дал на это согласие. Не удалось договориться?
– Он согласился со мной, что хватит крестов и через месяц благословил установку креста аж на самой Белухе. Видимо, они настолько чувствуют вседозволенность, что замахнулись даже на объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
– Вам не известно точное количество поклонных крестов на территории региона?
– Именно с этим вопросом я обратился к отцу Каллистрату в апреле этого года. Дали хотя бы список, чтобы все видели, что крестов хватит и объявить мораторий на установку новых. Но нет, не дают, хотят ставить еще.
– А тот факт, что глава региона Александр Бердников публично в своем блоге высказался против установки креста на Белухе, разве это не есть сигнал РПЦ?
– Глава региона это сказал перед совместным заседанием Куре и Тос Торгоо Курултая (состоялось 13 декабря. – Прим. ред.). Даже он понял, что тут явный перебор. Вроде как нам кость кинул. Ничего не значит этот сигнал.
– Получается, ситуацию пока не поменять?
– Нет. Очень многое зависит от исполнительной власти. Во все значимые общественные организации, в общественную палату Республики Алтай с участием представителей этносов входят представители РПЦ, а нас туда близко не пускают. Наши вопросы решают без нас. К тому же православие стало почти официальной религией государства.
– Сами представители епархии выходят с Вами на связь? Есть какой-то диалог, все-таки Вы очень активно привлекаете внимание к теме.
– Нет, такого никогда не было. Наоборот, я сам постоянно прошу их принять меня, пытаюсь все встречи, общение организовать. Они с нами не считаются.
Близкие материалы по тегам: