(16.09.2014 12:47) Репрессии и гонения оппозиции начнутся после выборов в Горном Алтае
Горно-Алтайск, 16 сентября – Сибинфо. Горный Алтай, традиционно демонстрировавший относительно чистые выборы, 14 сентября "выстрелил". Мало того, что там вовсю применили административный ресурс, обеспечивший победу кандидата от "Единой России" в первом туре, так еще и перевернули новую страницу политической истории региона.
Реальная конкуренция
В Республике Алтай была конкурентная кампания, это теперь ее главное отличие от Алтайского края, где выборы и выборами-то назвать сложно. Имитация выборов или даже выборы референдумного типа.
В Горном Алтае были реальные соперники за пост губернатора: врио главы региона Александр Бердников ("Единая Россия") и оппозиционер, экс-глава правительства республики (1990-1997 годы) Владимир Петров ("Гражданская сила"). Но высокая конкуренция была не только за пост первого лица региона – выбирался также и парламент, и депутаты в органы местного самоуправления.
"В Республике Алтай потому и использовались различные технологии, потому что там была конкурентная кампания. По большому счету, победили те, у кого оказалось больше административного ресурса. Республика Алтай до 14 сентября считалась уникальной, 15 сентября она слилась с Алтайским краем в экстазе. Теперь в Горном Алтае устанавливается примерно та же система, что и в соседнем регионе. Я так предполагаю, что сейчас всех несогласных с Бердниковым будут "закатывать в асфальт". Главе Турочакского района Елене Унучаковой (благодаря которой Владимир Петров прошел муниципальный фильтр. – Прим. ред.) уже намекнули, что пора думать о новой работе. На бизнес сейчас начнется давление", – рассказывает координатор регионального отделения движения "Голос" Станислав Андрейчук.
Бизнес в этой кампании сыграл важную роль, активно включившись в избирательную кампанию. Кто-то вкладывал деньги в Бердникова, кто-то в Петрова. По словам Андрейчука, это была борьба не на жизнь, а на смерть. Логично, что теперь оппозиционным предпринимателям и лидерам общественного мнения придется несладко.
Нарушения
Чем выше конкуренция, тем больше технологий влияния на исход выборов используется. При этом Станислав Андрейчук уверен, что победа Александра Бердникова обеспечена как раз активным использованием админресурса. Если в Алтайском крае кандидат от партии власти Александр Карлин точно бы выиграл выборы и без помощи своего губернаторского положения, то в Республике Алтай позиции Бердникова были намного скромнее.
Есть несколько факторов, которые и обеспечили ему победу в первом туре:
Административный ресурс. Посторонние пометки в списках избирателей (показатель готовящегося "круиза"). Привод избирателей, после выявления которых отключались веб-камеры. Подкуп избирателей. Принуждение избирателей к голосованию (например, в селе Акташ руководитель интерната сверял в комиссии списки проголосовавших и угрожал тем, кто не пришел на участок). Голосование вне УИКа. Голосование в городской больнице по непонятным, неофициальным спискам.
Плюс, по неофициальной информации, за две недели до выборов в регион заехала команда политтехнологов, которые активно пользовались приемами черного пиара, что негативно повлияло на явку. Как известно, чем меньше явка, тем проще "сковать" победу кандидату от партии власти.
Впрочем, нарушения отмечались не только со стороны штабов кандидатов в губернаторы и избирательных комиссий, но в неменьшей степени допускались кандидатами в депутаты Республики Алтай, многие из которых запускали собственные технологии фальсификаций. Причем отличались этим кандидаты от различных партий, а также самовыдвиженцы.
Неготовность избиркомов. Многие эксперты отмечают низкий уровень подготовки членов УИКов. Их просто не доучили, не доподготовили. 14 сентября некоторые председатели комиссий и вовсе демонстрировали совершенное незнание выборного законодательства. Плюс региональная избирательная комиссия в день выборов была малодоступна как для наблюдателей, так и для СМИ. А первые итоги всех выборов там стали публиковать только к утру.
Погода. Равнинные районы (Горно-Алтайск, Майма), где преобладает русское население, – за Бердникова. Территории густонаселенные, но избирательная активность невысока. Горные районы (Усть-Кан, Онгудай), где больше алтайцев, казахов и представителей других малых народов, поддерживают Петрова, и они очень активны политически. Однако после нескольких недель плохой погоды теплым воскресеньем 14 сентября они предпочли выборам свое хозяйство – зима на носу.
"Выборы в Республике Алтай были настоящими, но грязноватыми. Нарушения оказали прямое влияние на исход выборов. Я уверен, что без них был бы второй тур", – подытоживает Андрейчук.
Действительно, от фиаско в первом туре Бердникова отделили сотые процента. Напомним, он набрал 50.63% (42 746 избирателей). Грубо говоря, эти самые 0,63% – примерно 530 избирателей. То есть всего полтысячи человек спасли нового главу региона от прецедента в современном политическом пространстве. Более того, из 11 территорий пять не выбрали Бердникова большинством. Это Кош-Агач, Онгудай, Улаган, Усть-Кан, Шебалино.
Впрочем, сам факт победы – дело решенное. А вот последствия, судя по всему, еще предстоит оценить.
фото: mediasubs.ru
Близкие материалы по тегам: