Дмитрий Мезенцев: кризисный управляющий
(24.10.2011 14:32)
Два с половиной года назад Иркутскую область возглавил уроженец Петербурга Дмитрий Мезенцев. Основание доверить ему один из богатейших по своему потенциалу регионов, вероятно, опиралось на долгий политический опыт сенатора Мезенцева. Однако теперь можно с уверенностью сказать: губернаторские амбиции этого человека так и остались лишь амбициями. А время от времени хочется задать главе региона вопрос: не путает ли он свои полномочия с полномочиями мэра Иркутска?
О непреодолимой тяге Дмитрия Мезенцева к публичности широко известно. На это можно было бы закрыть глаза - у каждого свои слабости, если бы они не мешали выполнять прямые обязанности главы региона. За пеленой слов не видно реальных дел, и более чем двухлетний срок руководства этим человеком Иркутской областью ни на шаг не продвинул ее экономику вперед.
Одной из главных проблем стала ситуация с бюджетом региона. Главный финансовый документ стабильно является камнем преткновения между правительством и депутатским корпусом. В прошлом году изменения в бюджет вносили восемь раз. Ситуация с бюджетом прошлого года скопирована на бюджет нынешнего. При первоначальных доходах бюджета 2011 года в 60 млрд рублей сейчас они обозначены уже в 80 с лишним млрд, на едином счете областного бюджета находятся порядка 20 млрд рублей неиспользованного остатка, значительная часть которого, судя по всему, уйдет на 2012 год. При этом - внимание - эти средства и не планируется учитывать в доходной части бюджета, снова говорится о необходимости "консервативной финансовой политики". При этом в регионе не получают необходимого финансирования насущные социальные программы, не увеличивается вовремя зарплата бюджетников.
Дмитрий Мезенцев обладает уникальным даром создать проблему на пустом месте. Пример - ситуация с аграрными инвестиционными проектами. Сельское хозяйство Иркутской области не первый год является пасынком регионального бюджета: всегда находятся статьи, требующие гораздо большего внимания. Например, связи с общественностью и СМИ.
Но даже те деньги, которые все же перепадают селянам, в силу существующей компетентности регионального правительства осваиваются крайне неудачно. Так, депутаты областного парламента одобрили изменения в областную программу развития сельского хозяйства. На инвестпроекты в сфере было АПК выделено 330 млн. рублей. В августе депутаты уже настоятельно попросили объяснить, когда же начнут осваиваться эти средства. Ответ потерялся между министерством экономического развития, минфином и минсельхозом.
Губернатор решил проблему хирургическим способом: вскоре с формулировкой "в связи с окончанием срока контракта" был уволен министр сельского хозяйства. Заметим - второй министр при сроке правления Мезенцева и его же назначенец. Вообще именно ампутационный способ решения вопросов более близок Дмитрию Федоровичу, чем терапия. Непонятно почему поплатился должностью министр здравоохранения региона, с которым губернатор в течение двух лет строил совместные планы и проекты. Причем страдающей стороной при такой кадровой политике становятся отнюдь не министры - вряд ли кто из них пойдет на биржу труда, а население области, которое в результате теряет надежду на всякую стабильность в жизни.
В сентябре Дмитрий Мезенцев не в первый раз удивил Россию. Ситуация с пожарами в Братске вышла из-под контроля региональных властей настолько, что ею заинтересовались президент Дмитрий Медведев и глава МЧС Сергей Шойгу. При этом «ситуация находилась под личным контролем губернатора» - во всяком случае, именно об этом сообщал сайт правительства региона. Добавим, что именно Дмитрий Мезенцев возглавляет областную комиссию по ЧС. В поисках крайнего после начавшегося на федеральном уровне скандала губернатор, как обычно, колебался недолго: по его предложению исполняющий обязанности главы администрации Братска подал в отставку. При этом Дмитрий Мезенцев по традиции забыл обратить внимание на себя…
Тут мы подошли к главному, что сделал для Иркутской области Дмитрий Мезенцев за эти два года. Фактически с его подачи политическая ситуация в регионе была полностью дестабилизирована. Во всяком случае, партия «Единая Россия» может быть «благодарна» именно этому человеку за то, что она поплатилась местами градоначальников во всех крупных городах области с одновременной потерей репутации. Начало процессу было положено, когда Мезенцев не только предложил иркутскому мэру Владимиру Якубовскому перебраться в Совет Федерации, но и двинул на его место только что избранного мэра Братска Сергея Серебренникова. Это стало первой упавшей костяшкой политического домино. В череде последовавших выборов «единороссы» потеряли позиции в Иркутске, Братске, Усть-Илимске, Ангарске. Взбешенные иркутяне, усть-илимцы, братчане голосовали не против партии власти, а против самодурства и навязывания чужой воли. Хотя именно тогда на федеральном уровне заговорили о "красном поясе" в Иркутской области.
Однако случившееся, судя по всему, не особо встревожило Дмитрия Мезенцева, человека беспартийного. Все эти два года он с большим энтузиазмом занимался своей любимой игрушкой – подготовкой к 350-летнему юбилею Иркутска. Действующий мэр Виктор Кондрашов постоянно терялся в тени. Причем Дмитрий Мезенцев, успешно забыв, кто спровоцировал политическую ситуацию и смену главы в областном центре, публично заявлял: "Я, понимая, что до юбилея города остается два года, выбирал для себя: либо мы делаем предельно узкий формат празднования, при этом ни губернатор, ни правительство области не подвергают себя рискам обсуждения. Или мы взваливаем на себя невероятную ношу забот, прекрасно понимая, что бюрократические механизмы (и городские, и областные) отлажены не идеально. А с учетом того, что пришел новый мэр, которому еще нужно выстроить систему отношений внутри городской администрации, риски повышаются".
Юбилей позади. Дмитрий Мезенцев положил два года губернаторской деятельности на возведение таких сомнительных с архитектурной точки зрения объектов, как пресловутая «Иркутская слобода», причем проект не завершен, а о финансовой стороне вопроса не говорит только ленивый. Впрочем, деньги и отчетность не главное, главное - себя показать!
Сейчас, не жалея дорогого рабочего времени, губернатор регулярно и самолично вручает медали в честь 350-летия Иркутска жителям города - ветеранам, чиновникам, общественникам…Но, собственно говоря, и о себе подумать не грех: сразу ряд информированных источников сообщает, что губернатор хотел бы стать «почетным гражданином Иркутска» и, как опытный политик, уже предпринимает к этому активные шаги. Вероятно, Дмитрий Мезенцев уверен, что его фамилия вполне достойна стоять в одном ряду с фамилиями Валентина Распутина, Дениса Мацуева, прекрасных врачей Алексея Образцова и Сергея Пинского, блестящего актера Виталия Венгера, летчика-космонавта Бориса Волынова, ученого с мировым именем Михаила Кузьмина..
Зачем нужно губернатору это звание? Неужели Дмитрий Федорович надеется получить освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг? Возможно, его интересует единовременное премирование в сумме 20 минимальных размеров оплаты труда? Или возможность беспрепятственно проходить в здания и помещения, занимаемые органами городского самоуправления Иркутска? Или внеочередная бесплатная установка домашнего телефона? Или губернатора манит бесплатный проезд в общественном транспорте? Так иркутяне знают, что губернатор ездит в автобусе только в том случае, если рядом телекамеры. Может быть, господин Мезенцев надеется, что внеся свое имя в списки почетных граждан, заставит всех иркутян со временем поверить, что он - равный среди первых, а то и более того - первый среди первых?
Как известно, основанием для присвоения звания “почетный гражданин Иркутска” являются существенный вклад в развитие города, успехи в развитии городского самоуправления, многолетний добросовестный труд, иная созидательная деятельность, способствующая развитию Иркутска…
Сложно сказать, какие заслуги приписали бы губернатору Дмитрию Мезенцеву иркутяне, проведи сейчас простой опрос на улицах города. Вероятно, в их перечне была бы скандальная часовая задержка в аэропорту рейсового самолета, традиционные опоздания даже на встречу с иностранными делегациями, когда лицо теряет не лично губернатор, а Россия. Может, кто-то бы повторил фразу с одного из местных политических форумов: «вечером боюсь включать новости по телевизору, потому что опять в комнату впрыгнет губернатор». Но не маловато ли этих достижений, чтобы стать почетным жителем?
Не говоря уже о том, что отсвет подобных заслуг петербуржца Мезенцева ложится тенью на другого петербуржца, которому в марте 2012 года предстоят президентские выборы. Не исключено, что с помощью такого "кризисного управляющего", как Дмитрий Мезенцев, электорат Иркутской области продолжит дрейфовать в сторону оппозиционных партий. И, как обычно, губернатор снова найдет крайнего…
Игорь Савельев
фото: http://www.megairk.ru