Официально

Постановление Администрации Кемеровской области от 09.02.2011 N 160

Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ленинск-Кузнецкого городского округа

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 03.08.1996 N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Губернатора Кемеровской области от 18.02.2010 N 11-пг "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Кемеровской области" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ленинск-Кузнецкого городского округа.
2. Рекомендовать руководителям организаций, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ленинск-Кузнецкого городского округа, предоставлять информацию в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в управление по делам ГО и ЧС Ленинск-Кузнецкого городского округа в порядке, определенном настоящим Положением.
3. Управлению по делам ГО и ЧС Ленинск-Кузнецкого городского округа (Л.И. Якушина) ежегодно проводить уточнение состава сил сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ленинск-Кузнецкого городского округа.
4. Отделу информатизации (А.Ю. Хрулева) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в сети Интернет.
5. Считать утратившим силу распоряжение администрации города Ленинска-Кузнецкого от 26.06.2003 N 492 "Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны г. Ленинска-Кузнецкого".
6. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
 
Глава города
В.Н. Телегин
 
Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ленинск-Кузнецкого городского округа (утв. постановлением Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 9 февраля 2011 г. N 160)
 
I. Общие положения
 
1.1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ленинск-Кузнецкого городского округа (далее - СНЛК ГО).
1.2. Основные понятия:
наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными (далее - РВ), отравляющими (далее - ОВ), аварийно химически опасными веществами (далее - АХОВ) и биологическими (бактериологическими) средствами (далее - БС) с помощью технических средств;
лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации);
индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ, БС и определить их вид;
головные учреждения СНЛК ГО - подразделения повышенной готовности со сроками приведения в готовность 8-12 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК ГО рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
1.3. СНЛК ГО является составной частью сил и средств наблюдения и контроля городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно включает в себя территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, привлекаемых к формированию структуры СНЛК ГО. Выполнение стоящих перед СНЛК ГО задач является обязательным для всех учреждений, включенных в структуру СНЛК ГО (согласно приложению к настоящему Положению).
Координацию деятельности СНЛК ГО осуществляет управление по делам ГО и ЧС Ленинск-Кузнецкого городского округа. Непосредственное руководство учреждениями СНЛК ГО осуществляют федеральные органы исполнительной власти, включенные в структуру сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации.
1.4. Наблюдения и лабораторный контроль организуются и проводятся в целях:
своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
принятия экстренных мер по защите населения и сельскохозяйственного производства от РВ, ОВ, АХОВ, БС, возбудителей инфекционных заболеваний.
Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ленинск-Кузнецкого городского округа действует на двух уровнях: муниципальном и объектовом.
На муниципальном уровне СНЛК ГО формируется на базе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа.
На объектовом уровне СНЛК ГО состоит из производственных (объектовых) лабораторий организаций и учреждений. Координацию деятельности СНЛК ГО на объектовом уровне осуществляют структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
1.5. Управление по делам ГО и ЧС Ленинск-Кузнецкого городского округа организует и координирует деятельность учреждений, включенных в СНЛК ГО на подведомственной территории; руководит их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; контролирует состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны к действиям в условиях мирного и военного времени; организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
 
II. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля
 
2.1. Функционирование СНЛК ГО осуществляется в трех режимах.
2.1.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для учреждения СНЛК ГО вышестоящей организацией. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля предоставляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
2.1.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно - промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
2.1.3. В режиме чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) информация об обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и другой среде РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК ГО в вышестоящую организацию по подчиненности в соответствии с регламентирующими документами и одновременно в управление по делам ГО и ЧС Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения ЧС.
Передача информации о причинах (условиях) возникновения ЧС осуществляется в срок не позднее 24 часов после установления факта ЧС, и далее в ежедневном режиме по существующим каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК ГО вышестоящей организацией.
2.2. В режиме ЧС (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в полном объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация о возникновении ЧС, об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновое значение или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого заражения окружающей среды передается учреждениями СНЛК ГО в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в управление по делам ГО и ЧС Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Передача электронной информации (уведомления) осуществляется по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) в соответствии с регламентирующими документами.
 
III. Организация наблюдения и лабораторного контроля
 
3.1. СНЛК ГО включает на местном уровне:
филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области в г.Ленинске-Кузнецком и Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе";
Ленинск-Кузнецкая районная ветеринарная лаборатория филиал ГУ ГВС КО Ленинск-Кузнецкой СББЖ;
производственные (объектовые) лаборатории:
центральная заводская лаборатория ООО "Завод полукоксования";
центральная химико-бактериологическая лаборатория ООО "Водоканал";
посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН) объектов.
3.2. Основу СНЛК ГО составляет филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области в г.Ленинске-Кузнецком и Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе", которое является головным учреждением.
Учреждение выполняет следующие задачи:
проведение санитарно - эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами специализированных формирований, создаваемых на базе филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области в г.Ленинске-Кузнецком и Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе" (группы санитарно - эпидемиологической разведки, санитарно-противоэпидемиологические отряды и др.);
установление наличия микробиологических средств на основании косвенных признаков в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при ЧС мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья (специфическая индикация);
осуществление индикации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;
проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб.
3.3. Ленинск-Кузнецкая районная ветеринарная лаборатория филиал ГУ ГВС КО Ленинск-Кузнецкой СББЖ в пределах компетенции осуществляет:
проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
установление вида БС в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц;
осуществление идентификации следующих бактериальных инфекций: сибирская язва, эмфизематозный карбункул, ботулизм, бруцеллез, сап, листериоз, рожа, пастереллез, сальмонеллез, мелиоидоз;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды;
отбор проб из объектов ветеринарного надзора на ОВ, РВ, и БС;
проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья и продуктов питания животного происхождения, воды, а также фуражного сырья, загрязненных РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о возможности их использования по назначению.
3.4. На производственные (объектовые) лаборатории возлагаются функции:
выявление радиационной, химической и биологической обстановки на территории расположения лаборатории, в границах объекта или санитарно-защитной зоны;
установление наличия в воздухе, почве и растительности АХОВ в районе расположения объекта;
установление на контролируемой территории факта заражения РВ, АХОВ воды открытых водоемов, используемых для промышленных нужд, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации химически опасных веществ;
установление наличия РВ, ОВ, и АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии и пищевом сырье;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой, хранящейся);
установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);
определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, пищевого сырья, воды АХОВ, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК ГО для проведения экспертизы и исследований по определению загрязнения их РВ, АХОВ, БС.
3.5. Посты радиационного и химического наблюдения осуществляют наблюдение в ЧС мирного и военного времени с целью своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ, АХОВ и их индикацию техническими средствами.
3.6. Учреждения СНЛК ГО должны иметь следующий комплект документации:
ведомственную инструкцию о работе учреждения СНЛК ГО;
соответствующий штат и табель оснащения;
план перевода учреждения с мирного на военное положение;
план подготовки и развития учреждения СНЛК ГО на текущий год и на перспективу;
схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее время и нерабочее время;
функциональные обязанности специалистов учреждения;
перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
перечень АХОВ, используемых на объектах экономики городского округа;
перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, АХОВ и БС, определенных перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно-допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результата анализов;
журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АХОВ и БС;
переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в управление по делам ГО и ЧС Ленинск-Кузнецкого городского округа.
3.7. В военное время СНЛК ГО Ленинск-Кузнецкого городского округа функционирует в составе подсистемы единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения (ЕСВОП).
 
IV. Материально-техническое обеспечение, подготовка кадров специалистов СНЛК ГО
 
4.1. Оснащение учреждений СНЛК ГО табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти, а также за счет областного и местного бюджетов.
Приборы радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются Главным управлением МЧС России по Кемеровской области в соответствии с табелями оснащения на военное время. Штаты и табели оснащения учреждений СНЛК ГО разрабатываются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайная ситуация мирного времени), непосредственно в учреждениях СНЛК ГО используются только по прямому назначению и обновляются в установленном порядке.
Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделение из проб объектов окружающей среды и организма человека проводятся по методикам, утвержденным Минздравсоцразвития России, Минприроды России.
Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным Минсельхозом России.
Лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Минприроды России.
4.2. Готовность учреждения СНЛК ГО к решению возложенных на нее задач обеспечивается организациями Ленинск-Кузнецкого городского округа, включенными в СНЛК ГО, путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК ГО.
В целях совершенствования деятельности учреждений СНЛК ГО ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.
 
V. Финансовое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны
 
Финансирование учреждений СНЛК ГО осуществляется за счет соответствующего бюджета (федерального, областного, местного), средств заинтересованных организаций, включенных в выполнение федеральных программ, а также за счет средств, получаемых в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации.
Основанием для истребования финансовых средств является план подготовки текущего и перспективного развития СНЛК ГО, разрабатываемый учреждениями, включенными в СНЛК ГО, согласованный с управлением по делам ГО и ЧС Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Финансирование мероприятий, связанных с участием СНЛК ГО в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также из резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Ущерб и убытки, причиненные учреждениям СНЛК ГО не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.
 
Первый заместитель главы города
И.Н. Ковалев
 
Приложение
к Положению о сети наблюдения
и лабораторного контроля
гражданской обороны
Ленинск-Кузнецкого
городского округа
 
Структура сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ленинск-Кузнецкого городского округа