Глава 3. Организация деятельности комиссий, статус членов комиссий
Статья 6. Организация деятельности комиссий
1. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
2. Комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов комиссии. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
3. Председатель территориальной комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности Избирательной комиссией Красноярского края.
Председатель участковой комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности соответствующей территориальной комиссией.
4. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
5. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
6. Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
7. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
8. Все заседания комиссии протоколируются. При наличии соответствующих технических средств допускается параллельное проведение аудио- и видеозаписи заседания комиссии.
9. Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
10. Решения комиссии, указанные в
пункте 13 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
11. Решения об освобождении от должности заместителя председателя и секретаря комиссии принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых заместителя председателя и секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном
пунктом 4 настоящей статьи.
12. При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
13. Решения и протоколы заседаний комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
14. Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе заседания комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.
15. В целях обеспечения исполнения установленных законом полномочий комиссия вправе создавать рабочие группы из числа членов комиссии с правом решающего голоса с привлечением иных лиц.
Статья 7. Порядок проведения первого (организационного) заседания комиссии
1. Сроки проведения первого заседания территориальной комиссии определяются Избирательной комиссией Красноярского края, о чем немедленно информируются все члены сформированной территориальной комиссии с правом решающего голоса.
Сроки проведения первого заседания участковой комиссии определяются соответствующей территориальной комиссией, о чем немедленно информируются все члены сформированной участковой комиссии с правом решающего голоса.
2. Открывает и ведет первое заседание комиссии ее председатель.
3. После открытия заседания комиссии открытым голосованием членов комиссии образуется счетная комиссия в составе двух-трех членов комиссии. Из своего состава члены счетной комиссии избирают председателя счетной комиссии.
4. Голосование по избранию заместителя председателя и секретаря комиссии проводится по каждой должности отдельно. До голосования члены комиссии выдвигают кандидатов на эти должности. Член комиссии вправе выдвинуть свою кандидатуру. По кандидатам, давшим согласие баллотироваться на соответствующую должность, может проводиться обсуждение, в ходе которого члены комиссии вправе задавать вопросы кандидату и получать на них ответы.
5. Члены комиссии, выдвинутые кандидатами на должность заместителя председателя, секретаря комиссии, вправе заявить об отводе своей кандидатуры. Самоотвод не подлежит обсуждению и принимается комиссией.
6. Если член счетной комиссии включен в число кандидатов на выборную должность, комиссия выводит его из состава счетной комиссии и избирает нового члена счетной комиссии.
7. Комиссия по предложению счетной комиссии открытым голосованием утверждает текст бюллетеня для голосования по выборам на соответствующую должность, тираж бюллетеней и при необходимости время голосования. Если на соответствующую должность выдвинуто два и более кандидатов, то фамилии, имена и отчества кандидатов помещаются в бюллетене для голосования в алфавитном порядке.
Справа напротив фамилии, имени и отчества кандидата помещается пустой квадрат. После фамилии (фамилий) кандидата (кандидатов) помещаются строки "Против кандидата", "Против всех кандидатов", справа от которых помещается пустой квадрат.
Счетная комиссия изготавливает тираж бюллетеней, после чего председатель счетной комиссии выдает под расписку каждому члену комиссии бюллетень, на обороте которого в присутствии членов комиссии расписываются члены счетной комиссии.
8. Заполняя бюллетень, член комиссии ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии, имени и отчества того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате напротив строк "Против кандидата", "Против всех кандидатов", после чего опускает заполненный бюллетень в предварительно опечатанный ящик для голосования. После того как проголосовали все присутствующие на заседании члены комиссии либо после завершения предварительно установленного времени голосования, председатель счетной комиссии объявляет голосование законченным и в присутствии членов комиссии после погашения неиспользованных бюллетеней приступает к процедуре подсчета голосов.
9. Счетная комиссия в присутствии членов комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней. Бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосовавшего, признаются счетной комиссией недействительными. Затем устанавливается общее количество находящихся в ящике для голосования действительных бюллетеней и подсчитывается число голосов, полученных кандидатом (каждым кандидатом) на соответствующую должность.
Счетная комиссия по итогам подсчета голосов составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
а) наименование должности, на которую проводится избрание;
б) дата, время и место проведения голосования;
в) фамилия, имя и отчество кандидата (кандидатов), внесенного (внесенных) в бюллетень;
г) число изготовленных бюллетеней;
д) число выданных бюллетеней;
е) число погашенных бюллетеней;
ж) число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования;
з) число действительных бюллетеней;
и) число недействительных бюллетеней;
к) число голосов, поданных за каждого кандидата, внесенного в бюллетень;
л) число голосов, поданных против кандидата (всех кандидатов).
Избранным на соответствующую должность считается кандидат-член комиссии, за которого подано более половины голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
10. По итогам голосования комиссия на основании протокола об итогах голосования, составленного счетной комиссией, принимает одно из следующих решений:
а) об избрании на соответствующую должность члена комиссии, получившего необходимое число голосов;
б) о проведении новых выборов, начиная с выдвижения кандидатур, если ни один из кандидатов-членов комиссии не получил необходимое для избрания число голосов.
11. После утверждения протокола об итогах голосования по выборам на каждую должность соответствующие бюллетени (действительные, недействительные и погашенные) упаковываются в конверт, который заклеивается, опечатывается и приобщается к протоколу заседания комиссии. На конверте делается надпись с наименованием соответствующих выборов и указывается суммарное число всех бюллетеней, находящихся в конверте. К протоколу первого заседания комиссии приобщаются все протоколы счетной комиссии.
Статья 10. Гласность в деятельности комиссий
1. На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, в комиссии могут присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
3. На заседании комиссии при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
4. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены соответствующим законом. При опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.