Такие же проблемы, как на Дальнем Востоке и в Забайкалье, существуют во всех регионах Сибири
Формат госпрограмм – фактически новый формат, который заменяет целевые программы. То есть если до 2013 года одним из ключевых инструментов финансирования приоритетных проектов были целевые, долгосрочные целевые и ведомственные целевые программы, то сейчас это будет в формате государственной программы, которая будет объединять различного рода целевые и долгосрочные программы.
По развитию Сибири и Дальнего Востока была целевая программа до 2013 года, которая в основном была направлена на Дальний Восток и Забайкалье. Поэтому госпрограмма – это плановое мероприятие в связи с тем, что создано Министерство по развитию восточных регионов, которое возглавляет Ишаев (Виктор Ишаев. – "Сибинфо"), и оно занимается управлением процессами как раз на территории Дальневосточного федерального округа и части Сибирского федерального округа, куда входит Забайкалье.
Очень важно, что восточные регионы страны, Сибири и Дальнего Востока, выделяются как приоритетные районы, потому что здесь накопилось очень много проблем, а фактически обеспечение и территориальной безопасности, и ресурсной безопасности осуществляется за счет этих районов.
Но выдвигается вопрос: почему только маленькая часть Сибири? Такие же проблемы, как на Дальнем Востоке и в Забайкалье, существуют во всех регионах Сибири. Поэтому, мне кажется, логичнее и последовательнее было бы, чтобы такой же подход формирования государственной программы был связан с развитием всей территории Сибири и Дальнего Востока. Это первое.
Второе. Насколько мне известно, первый проект госпрограммы, который был представлен министерствам, был не принят в связи с тем, что, с точки зрения федерального правительства, там были заявлены очень большие объемы инвестиций. И сейчас будет рассматриваться программа, где значительно снижен объем инвестиций, и фактически инвестиции будут идти только в инфраструктурные отрасли и дорожное строительство.
Это важно, конечно, для Сибири с ее масштабами территорий. Дорожная связанность – это, в общем, основа конкурентоспособности и обеспечения безопасности. Но мне кажется, должно вызывать определенные вопросы то, что из программы фактически исключены все вопросы, связанные с социальной сферой.
Это важно вот по какой причине. Дело в том, что за последние 20 лет из Сибири и Дальнего Востока выехало очень большое количество населения. Там большое отрицательное сальдо миграции, а развитие этих регионов требует большого количества трудовых ресурсов. И привлечение населения, и закрепление населения в этих районах требует специальных программ социальной поддержки. Я говорю не только о деньгах. Это создание социальной инфраструктуры, которая сделает регион привлекательным для проживания.