Создание электронного правительства, повышение доступности государственных услуг для населения – обо всем этом мы регулярно читаем, видим, слышим как о важных задачах федерального уровня. И, конечно, этому верим. Ровно до того момента, когда усомниться в этом заставляет суровая виртуально-бюрократическая реальность.
Первый раз с небес на землю мне пришлось спуститься после столкновения с единым порталом госуслуг, который призван облегчить жизнь простым гражданам, желающим такую услугу получить. Мне нужно было получить новый загранпаспорт – старый был уже недействительным.
Узнав о замечательной возможности подать документы через интернет, я поспешила ею воспользоваться. Точнее, попыталась это сделать, ибо на портале нужно завести личный кабинет, а подтверждение регистрации приходит по почте. Для тех, кому проходить эту чудную процедуру не приходилось, уточню: по Почте России. То есть чем дальше ты от Москвы, тем дольше ты ждешь своего долгожданного шанса воспользоваться быстрым и доступным способом получить госуслугу. Мне пришлось ждать что-то около двух недель.
После единого портала приключения с виртуальными госуслугами большей частью обходили меня стороной. Ну не считать же таковым невозможность записаться через интернет к врачу, у которого время расписано на неделю вперед (а телефон регистратуры вечно занят), и аналогичные случаи.
Но везение не могло длиться вечно, и мне пришлось вновь столкнуться с магией электронных госуслуг. На этот раз возникла необходимость уточнить состояние налоговых платежей, в частности, узнать, не висят ли на мне задолженности перед государством.
Не то чтобы меня насторожило исчезновение региональных сайтов Федеральной налоговой службы – для этого наверняка были важные причины. А вот формат ввода данных для получения информации неприятно удивил. Сайт требовал ИНН и пароль. Не раз уже получавшая информацию о налогах, просто вводя ИНН, я растерялась. Какой пароль, о чем вы?
Порывшись в разделах сайта, удалось только узнать, что информацию о налогах можно получить исключительно через личный кабинет. Вход в него осуществляется с помощью логина, которым является ИНН, и пароля, который (ВНИМАНИЕ!) необходимо получить в своем отделе ФНС.
Учитывая, что иметь сведения о своих налогах лучше всего под рукой, мне не оставалось ничего другого, кроме как принять условия новой бюрократической игры. К счастью, процедура оказалась не слишком муторной. Отстояв небольшую очередь, я дала паспорт вежливой девушке, подписала бумагу и получила на руки лист формата А4, в котором был указан пароль к личному кабинету на сайте ФНС России.
Мои мысли о том, что нужно посмотреть нужные мне сведения сегодня же вечером, прервало предупреждение: как оказалось, войти в кабинет можно будет только через три дня. Понимая, что вопрос "почему?" был бы направлен немного не по адресу, я кивнула и не стала более отнимать у сотрудницы службы время.
По пути домой меня не оставляло ощущение, что мне все-таки повезло. Всю эту процедуру удалось пройти спокойно, ведь нужная мне информация не была ни срочной, ни жизненно-необходимой. Мало ли, разные бывают ситуации. Надеюсь только, что мне не придется оказаться в таком положении, когда что-то важное будет зависеть от скорости получения госуслуги.
P.S.
Хотелось бы еще прояснить один момент. Нет, я не могла воспользоваться порталом госуслуг. Пароль от него я давно и благополучно забыла, а воспользоваться функцией напоминания пароля по электронной почте не могла – она у меня сменилась. Кстати, отдельный пламенный привет почтовой службе моего прежнего адреса, которые никак не отреагировали на обращения в службу техподдержки, когда ящик просто перестал принимать письма. Но это уже совсем другая история.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
иконка: kredit-for-you.ru
фото в тексте: www.tumix.ru