Выборы, состоявшиеся практически во всех регионах России в единый день голосования, 8 сентября, вызвали самые противоречивые комментарии со стороны разных политических сил страны.
Оказавшись по факту первой масштабной кампанией с участием не одного десятка новых партий, они, пожалуй, действительно продемонстрировали на практике некий новый опыт, прежде всего с технической стороны.
Тем не менее немалое число публицистов и политиков федерального масштаба уже начали говорить о том, что сентябрьские выборы стали чуть ли ни новой вехой в политической истории современной России.
После тех процентов голосов, что набрал Алексей Навальный в Москве, после избрания Евгения Ройзмана мэром Екатеринбурга и проигрыша "Единой России" на выборах горсовета Красноярска начали доноситься утверждения, начинающиеся тем, что страна преображается, и заканчивающиеся выводом, что мы уже живем в "постпутинскую эпоху".
Позитив, который вселяют в некоторых результаты единого дня голосования, конечно, не может не радовать. И, наверное, тезисы о происходящих изменениях, прежде всего выражающихся в формулировке, что Кремль начинает допускать оппонентов власти на муниципальный уровень, действительно имеют под собой основания.
Однако едва ли в данном случае стоит говорить об эпохальности этого тренда. Если посмотреть на итоги 8 сентября, опираясь на то, что конкретно меняется в конфигурации власти в том или ином городе или регионе, то подвижки эти представляются несколько иллюзорными.
В Москве второй тур, обещанный Навальным, не состоялся. И едва ли в данном случае стоит говорить о сфальсифицированности итоговых результатов.
Евгений Ройзман, победивший в Екатеринбурге, занял пост совсем не первостепенного значения, а триумф "Патриотов" в Красноярске не принес им роли первых скрипок в городском парламенте.
В других регионах России ставленники власти и правящей партии остались при своем, а местами даже улучшили позиции. Новые партии в большинстве своем не показали внятного результата, оказавшись, за редким исключением, только на политическом фоне избирательной кампании.
Так что "сменой вех" 8 сентября 2013 года едва ли можно назвать. Хотя, может быть, это и к лучшему. Ведь, с другой стороны, значение отдельных результатов выборов со счетов сбрасывать тоже не стоит. Отчасти непредсказуемый итог екатеринбургских, красноярских, петрозаводских выборов прекрасен в свой локальности. И локальность эта, быть может, обеспечит нарушение прижившихся в нашей стране традиций менять знамена на волне "коренных переломов".