Дорогие дети, дорогие учителя, уважаемый директор Сергей Николаевич!
Последний раз я выступал в нашей 10-й школе (города Новосибирска. – Примечание редакции) тридцать лет назад. Тогда кафедра была там, где сейчас зал, а зал там, где сейчас трибуна. Не изменилось, видимо, только одно. Пожалуй, мне лучше сразу признаться, что так же, как и в прошлый раз, я не слишком хорошо готов к сегодняшнему выступлению. Честно говоря, я совсем не хотел выступать, но моя жена, которая плюс ко всему еще и член родительского комитета, сказала, что так как я практически не принимал все эти годы никакого участия в воспитании детей, то это просто мой долг. Инструктируя меня, она сказала, что я должен всех поздравить с окончанием учебного года и при этом не сказать ничего лишнего. Ей кажется, что это все так просто.
На всякий пожарный я написал себе шпаргалку, чтобы не сбиться. К счастью, у нас не ЕГЭ и шпаргалки разрешены. Зачту по пунктам.
Во-первых, поздравляю всех с окончанием девятого класса. Вы слышали, что тут многие говорили, что это де важный этап, это, мол, новый рубеж и так далее. Не верьте, это полная ерунда. ЕГЭ девятого класса – это лишь легкое боевое крещение, а основные сражения в виде выпускных и вступительных экзаменов ждут вас впереди. Нужно не запускать десятый класс, а в 11-м как следует поработать, но для этого сначала необходимо как следует отдохнуть. Вот об этом я и хотел поговорить.
Желаю всем отдохнуть как надо. Тем, кто хочет – подрасти, тем, кто хочет – похудеть, и всем без исключения … (крик из зала – "Поумнеть!)
Вы знаете, мне кажется, что если в отношении подростков я употреблю слово "поумнеть", это будет выглядеть несколько бестактно. Во всяком случае, у меня написано – "загореть", да-да, "всем без исключения загореть". Могу показать.
Когда речь идет об отдыхе, сложно обойтись без обычных родительских рекомендаций. Постарайтесь сделать так, чтобы во время летнего отдыха с вами ничего не случилось, чтобы вы нигде не покалечились. Мальчики – не приходите слишком поздно домой, а девочки – не садитесь в машины к незнакомым людям, это действительно опасно. Кроме того, если будете в жарких странах, постарайтесь там не отбиться, не потеряться и не остаться навсегда.
Дальше я должен читать с постепенным переходом на крик. Примерно так: "Не купайтесь в неустановленных местах! Не играйте на проезжей части! Мойте руки перед едой! Находясь в транспорте, не прислоняйтесь к дверям – они открываются автоматически! Помните, что железная дорога – зона повышенной опасности!" И, наконец, мое любимое – "Не шутите с открытым огнем!" И ведь это всего 10% моего запаса обычных родительских наставлений. Но нужно дать возможность дополнить и вашим родителям. Кстати, постарайтесь не спорить с родителями, во-первых, потому, что у них терпение уже не такое, как девять лет назад, а во-вторых, потому, что все мы знаем, что это абсолютно бесполезно.
Когда я был в вашем возрасте, то мне нравились со стороны взрослых только короткие выступления. Видимо, и мне нужно закругляться. А жаль, мне всегда нравится разговаривать с детьми. Тем более что после того, как мой сын сломал руку, а я посоветовал ему разрисовать гипс сердечками и сделать на нем несколько, прямо скажем, не очень приличных надписей, моя жена, которая плюс ко всему еще и член родительского комитета, теперь ограничивает меня в общении с собственными детьми.
Но я точно помню, как где-то читал, что даже самые простые истины в подростковом возрасте желательно закрепить положительным стимулом для лучшего усвоения. Поэтому, по счастливому стечению обстоятельств – четное слово, это не было подстроено специально – у моей дочери сегодня день рождения – и абсолютно всех присутствующих ждет кусок вполне приличного торта.
Перехожу к педагогам. Хочу сказать особое спасибо учителям. Мы все понимаем, что вам приходится непросто. У нас на семью один-два ребёнка, а у вас их тридцать-сорок на одного. Мы все очень рады вполне приличным успехам наших детей, достигнутых под вашим руководством и общими стараниями. Во всяком случае, даже до меня доходили отдельные слухи об успешных выступлениях наших учеников на различных олимпиадах. Но главное, что из трех классов никто не остался на второй год. Это – потрясающий результат.
Уважаемые учителя! Призываю вас потерпеть – осталось всего два года, вы будете тянуть наших детей вперед к взрослой жизни, мы будем подталкивать их сзади. Лето необходимо и вам и нам для того, чтобы собраться с новыми творческими силами…
Надеюсь, что вы тоже как следует отдохнете. Постарайтесь как можно меньше тратить времени летом на всякие разные методические совещания и семинары – вы и так все знаете. Я бы охотно выложил бы вам все, что я думаю про эти семинары и совещания, но моя жена, которая, к несчастью, член родительского комитета, попросила меня хотя бы раз в жизни сделать ей приятное и ничего не говорить на эту тему. Она сказала, что это может произвести удручающее впечатление на присутствующего здесь завуча по воспитательной работе.
Тем не менее, чтобы закончить с этой темой, я хочу обратиться к директору. Уважаемый Сергей Николаевич! Извините за бессвязное выступление, но я как-то с детства робею в присутствии директоров школ и сразу же становлюсь на путь активного исправления. Но, к счастью, на свете еще есть люди, которые реагируют на меня так же, как я на директоров. Сергей Николаевич! У меня здесь имеется пара телефонов, по которым я готов позвонить по вашему сигналу , чтобы проверки, совещания и методические семинары обошли нашу школу стороной и как можно дальше. Так что все в ваших руках.
Дорогие друзья! Я с удовольствием бы еще поговорил о школе, как, впрочем, и на другие смежные темы, но моя жена, которая, как я уже неоднократно говорил, член родительского комитета, подает мне из первого ряда недвусмысленные знаки, из которых я делаю вывод, что пора прощаться.
Еще раз всех поздравляю! Стоящих рядом со сценой прошу меня поддерживать при спуске только в том случае, если я буду падать. Спасибо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции