Президент Соединенных Штатов Барак Обама в понедельник, 21 января, официально заступил на свой второй четырехлетний президентский срок, который для него станет последним, что очевидно всему миру, а главное – самому Обаме и гражданам США, и что делает эту политическую систему одной из самых устойчивых в мире уже не одну сотню лет.
Действующие лица нашей политической системы, взяв за образец в начале 90-х достижения американской демократии, спустя 20 лет, а, вероятнее всего, и раньше, осознали, что править по четыре, максимум восемь лет, это все-таки как-то не по-нашему. Действительно, зачем менять президента, если он еще жив, а главное – устраивает правящую элиту?! Вероятно, президент Обама бы не понял этого вопроса, однако любой американский советолог довольно быстро растолковал бы ему суть дела примерно следующим образом.
Если не уходить рассуждениями в седую древность, то демократия в весьма специфическом виде восторжествовала в России в 1917 году, когда монархия была свергнута и бразды правления формально перешли народу. Правда с теми, кто не был согласен со взявшими власть правления большевиками, ею делиться и не предполагалось, но это уже совсем другая история.
Большевики в свою демократию не включили одну из главных основ и постулатов устойчивости такой системы – регулярную смену госруководства. Первый лидер новой России Владимир Ленин умер в 1924 году, успев пробыть на посту главы зарождающейся Советской России всего пять лет.
Преемником Ильича на посту главы государства стал Иосиф Джугашвили, широко известный как советский вождь Сталин. Его период правления растянулся на долгие 30 лет, за которые он успел создал настоящую империю и, конечно же, ни о какой смене императора до его смерти, случившейся в 1953 году, речи быть не могло.
Смерть вождя, как и любого реально правящего монарха, как правило, знаменует собой политический кризис, который разразился в Советском Союзе после кончины Сталина, хотя правящим элитам все же удалось проявить благоразумие и не ввергнуть страну в феодальные усобицы. Борьбу за власть выиграл Никита Хрущев, стоявший у руля относительно недолгие 11 лет. Однако покинул свой пост Никита Сергеевич не от горячего желания наконец-то ввести на родине практику нормальной системной ротации руководителей страны, а из-за того, что стал неугоден окружению, которое гуманно отправило его в больницу.
Место Хрущева занял Леонид Брежнев, "вечный" генсек, принесший стране "застой". Сегодня многие, и не без основания, сравнивают брежневский и путинский периоды: относительно стабильный, хоть и слабый, рост благосостояния населения, затем смена стабильности и прагматизма в политике на "закручивание гаек", а также продолжительная болезнь в конце периода правления, хотя, конечно, о состоянии здоровья нынешнего российского президента ничего доподлинно неизвестно.
Брежнев правил 16 лет, до самой смерти в ноябре 1982 года, это при том, что еще в начале 1976 года 70-летний политик перенес клиническую смерть. Но даже это не стало поводом к смене руководителя. Смерть Леонида Ильича оказалась лишь началом череды гибелей престарелых генсеков ЦК КПСС: с ноября 1982 по март 1985 скоропостижно погибают еще два дряхлых генсека – Юрий Андропов и Константин Черненко.
И только в этой ситуации настоящего кризиса на арену выходит молодой, по советским меркам, 54-летний Михаил Горбачев. Но и он, пришедший не в результате нормальной смены главы государства, а, скорее, как антикризисный управляющий, который должен был оздоровить политическую систему страны, уходит в результате свержения под шум развала страны в 1991 году.
Новую Россию возглавляет Борис Ельцин, который (ох, как это по-американски!) правил страной восемь лет и ушел добровольно. Отношение к его эпохе было и будет противоречивым, и много вопросов вызывает честность его избрания на второй срок, как и состояние его здоровья. Однако ушел он все-таки сам, что так не характерно для правителей российских.
И наконец, Владимир Путин, правящий с 2000 года и действующий президент, срок правления которого истекает только в 2018 году (был, конечно, перерыв с 2008 по 2012 год, однако власти он лишен в эти годы не был, оставаясь на посту премьер-министра). История с его болезнью напоминает брежневский период, который может оказаться и менее продолжительным, чем путинский.
Путину – 60, и проблемы со здоровьем в его возрасте, к сожалению, естественны. Но сам факт, что здоровье президента держится в строжайшем секрете, только подогревает интерес к этой теме и делает ситуацию схожей с временами "застоя". Но в данной истории важно другое. Ведь и в тех же Штатах президент Рузвельт руководил страной во время мировой войны из инвалидного кресла, но нет никаких сомнений в том, что, будь он жив, после войны его бы сменил другой президент, так же как это было и все 150 лет до этого. А вот в случае с господином Путиным нет никакой гарантии, что произойдет смена власти спокойно и системно, а не в результате революции, государственного переворота, или, не дай Бог, смерти главы государства. А это значит, что в конце срока правления очередного лидера России грозит очередной политический кризис.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции